Исполнители желаний
К четырем годам и шести месяцам колонии общего режима, а также 100 тысячам рублей штрафа приговорил суд Волжского района Саратова Сергея Шакина, признанного виновным в мошенничестве и участии в преступном сообществе. По сведениям прокуратуры, подельники, пользуясь фальшивыми исполнительными листами, похитили у различных предприятий больше 20 миллионов рублей.
Как рассказал заместитель районного прокурора Виталий Галанов, всего в афере участвовали восемнадцать человек – действующие и бывшие сотрудники службы судебных приставов, работники банков и т. д. Преступления совершались в 2012–2014 годах. Одним из участников оказался член общественного совета при городском УВД, председатель организации по защите прав потребителей Сергей Шакин. Его арест стал большой неожиданностью для саратовцев: ранее общественник часто выступал в прессе с советами, как не попасть в кабалу к микрофинансовым организациям и защититься от агрессивных действий коллекторов. Как выяснилось, в преступной организации он отвечал за обналичивание средств, в качестве подставных лиц выступали именно граждане из категории неблагонадежных заемщиков.
Подельники пользовались подлинными бланками исполнительных листов. Каким образом и где они были похищены, следствие не установило. «Номерные бланки доставляют с фабрики Гознака в областное управление судебного департамента в опечатанных коробках. Как определить, не вскрывались ли они по дороге из Москвы в Саратов? При передаче из судебного департамента в судебные участки бланки должны пересчитываться, насколько тщательно это делалось? Не секрет, что секретари судебных участков часто меняются из-за низкой зарплаты, составлялись ли акты приема-передачи?» – говорит заместитель прокурора. Со слов участников преступной группы известно, что бланки приносили два организатора – действующие сотрудники ФССП, 32-летний Александр и 29-летний Дмитрий. Всего по делу проходят семнадцать бланков, но прокуратура не исключает, что могло быть похищено больше.
В подлинные бланки вносились несуществующие решения о взыскании задолженности, например, по договору аренды. Как отмечают в прокуратуре, формулировки были юридическим грамотными, в документах указывались реальные фамилии саратовских судей, за правдоподобность текста отвечал Сергей Шакин, знакомый с языком судопроизводства по опыту своей общественной деятельности.
Жертвами мошенники выбирали крупные компании с большим оборотом. Чтобы запутать следы, зачастую исполнительные листы пересылали в другие регионы – в Краснодарский край, Волгоградскую, Ростовскую области. «Через службу приставов дела идут тысячами, не всегда есть возможность проверить, действительно ли выносилось такое судебное решение где-то в далеком Саратове», – рассказывает Виталий Галанов.
В рамках исполнительного производства средства списывали со счетов компании-должника и переводили на счет «истца» в Саратове. Он в свою очередь через систему интернет-платежей переводил деньги на счета московских фирм. За это подставной истец (в большинстве случаев в этой роли выступали пьющие люди) получал 50–100 тысяч рублей. Чтобы не вызвать подозрений, участники группы заказывали наличные в разных офисах московских банков и возвращались в Саратов буквально с чемоданами денег. Выручку делили согласно роли каждого в группе, тратили на покупку иномарок и недвижимости.
Примечательно, что пострадавшие организации, где бухгалтерская отчетность составляется раз в квартал, сами не сразу замечали пропажу денег со счетов. Например, у крупной телефонной компании мошенники сначала похитили 7,4 миллиона рублей, затем еще 12 миллионов, и только в третий раз, когда пришел поддельный исполнительный лист на 15 миллионов, потерпевшие обратились в правоохранительные органы.
Материал проверки из краснодарской полиции поступил в прокуратуру Волжского района Саратова. По словам Галанова, раскрыть дело удалось при участии оперативно-розыскной части «Кобра» при ГУ МВД по Саратовской области (это наследница знаменитой межведомственной следственно-оперативной группы, которая в 1990-х годах занималась расследованием особо тяжких преступлений). Во время следствия обнаружились еще две пострадавшие фирмы из Балакова и Саратова – ранее мошенники похитили у них 400 тысяч и 2,5 миллиона рублей, уголовные дела по ним были приостановлены. На сегодня все участники аферы задержаны, им избраны различные меры пресечения – от подписки о невыезде до ареста.
Сергей Шакин заключил досудебное соглашение о сотрудничестве. Дело в отношении руководителей преступного сообщества выделено в отдельное производство и находится в стадии предварительного расследования.
К чему приставлен, то имеешь
В области это далеко не первое уголовное дело в отношении судебных приставов, хотя обычно масштабы обвинения гораздо меньше.
В январе возбуждено уголовное дело в отношении исполнителя Заводского районного отдела судебных приставов Саратова по статье 285 УК «Злоупотребление должностными полномочиями». По версии следствия, женщина присвоила деньги, взысканные с девяти должников. В феврале начато расследование в отношении пристава-исполнителя отдела судебных приставов Романовского района. Его подозревают по статье 292 УК «Служебный подлог»: как полагают следователи, пристав, желая улучшить показатели и получить премию, составил фиктивные акты об отсутствии должников по месту регистрации. Уже вынесен приговор приставу-исполнителю Лысогорского РОСП Дарье Типцовой: девушка составила фальшивые акты об отсутствии имущества у предпринимателей, задолжавших Пенсионному фонду. Суд назначил ей наказание в виде штрафа в 10 тысяч рублей.