Полузабытый «винтик» войны

Оценить
Вся жизнь полковника Кондырева связана с авиацией

Сергей Матвеевич Кондырев в августе 2014-го отметил 92-й день рождения. Главный источник информации для него – радио. Зрение подводит ветерана Великой Отечественной войны: он не может смотреть телевизор, о книгах и речи не идет.

Доживает свой век Сергей Матвеевич достойно, с прямой спиной и в здравой памяти. Самостоятельно выходит на прогулки; правда, различает только силуэты. Живет он вместе с младшей дочерью и зятем в квартире, которую ему выделили в 1969 году, когда он приехал служить в вертолетное училище в поселке Сокол заместителем начальника училища по инженерно-авиационной службе. Завершил военную карьеру в 1975 году.

Неизвестно, как бы сложилась судьба старшего сына деревенского счетовода и его жены-крестьянки, если бы не война. Детство Сергея прошло в затерянной в нижегородских лесах деревне Бархатихе, он был старшим из пятерых детей в семье. В свои ранние годы он и трактора не видел, а о самолетах и вовсе не мечтал. Но именно с ними связала его судьба.

Война и самолеты

В армию Сергея призвали через месяц после начала войны. Попал в школу авиационных механиков в подмосковный Серпухов. Через полтора месяца школу эвакуировали в Казахстан – фашисты были уже под Тулой.

Вспоминает, как курсантов спешно грузили в телячьи вагоны. Как, приехав в Кызыл-Орду, разгружались ночью, в холод и ветер. Терпели, мечтали о победе. Сами приводили в порядок бараки, отведенные под учебные корпуса и казармы. Спали на двухъярусных кроватях, изучали устройство самолетов, занимались спортивной подготовкой. Климат в Казахстане суров: зимой – холод и пронизывающий ветер, летом – жара, пыль и опять ветер.

С ноября 1942 года служил в Сталинабаде (ныне Душанбе), потом 150 человек из его выпуска направили в запасной авиаполк в Азербайджане. До места службы Кондырев не доехал. Сыпной тиф – и два месяца в госпитале в Баку. Повезло, «вытащили с того света». После выписки направили в Тегеран. В апреле 1943 года через Иран шли поставки союзников по ленд-лизу. Самолеты в разобранном виде поступали морем, в Абадане их собирали американцы. В полку, где служил Сергей, самолеты опробовали, затем летчики улетали в Союз.

К концу лета 43-го у Сергея умерла мать, отец к тому времени пропал без вести. Сиротами остались сестра и три брата, старшему из которых было на тот момент 15. Сергея отпустили в отпуск на 10 дней – решить судьбу младшеньких. Тяжелое бремя легло на плечи 21-летнего сержанта, однако в детский дом он их «не отдал». Дети стали жить сами, вели хозяйство, как умели, кормились с огорода. Помогали родственники, односельчане.

После отпуска Сергея служил в Грузии, в Кутаиси, в 149-й авиационной разведывательной эскадрилье. Летчики эскадрильи совершали разведывательные вылеты в Крым, на Таманский полуостров. Фотографировали позиции врага. Проводили фотосъемку территории Ирана, шла подготовка к известной конференции. Выполняли боевые задания, обстреливали вражеские объекты, бомбили. Товарищей хоронить не приходилось, как правило, все летчики возвращались на родной аэродром.

Успешная работа пилота в небе зависит от того, как его боевую машину подготовят на земле. Труд авиационного механика мало заметен, но его сложно переоценить. Их не награждали звездами героев, но без этих незаменимых винтиков войны не было бы подвигов отважных летчиков. И таким винтиком был сержант Кондырев: осматривал и устранял неисправности, подвешивал бомбы и заряжал пулеметы, заправлял самолеты горючим. Летчики гордились удачными вылетами, получали награды. Сколько удачных вылетов было на счету механиков, никто не считал.

Учеба и самолеты

Сергей Кондырев схватывал на лету особенности устройства самолетов, относился добросовестно к поручениям, любил свое дело. Весной 1944-го его направили в Харьковское авиационно-техническое училище. Страна нуждалась в грамотных специалистах в авиации.

В Харькове он встретил День Победы. Именно в этот день он познакомился со студенткой сельхозинститута Галиной. Молодые люди вскоре поженились, вместе прожили 63 года.

После окончания училища молодой лейтенант отправился служить в группу советских войск в Германию. Способному офицеру предлагают поступить в военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского в Москве. Сергей срезался на экзаменах. Военные дисциплины сдал блестяще, другие предметы, необходимые для учебы, алгебру, физику, за годы войны основательно подзабыл. На комиссии спрашивали: учиться хотите? Многие отказывались. Война закончилась, хотелось спокойной мирной жизни, учеба не всем оказалось по силам. Но не Сергею. Его зачислили на подготовительный курс. В 1954 году он получил диплом академии и погоны старшего лейтенанта.

Первая дочка родилась у Кондыревых в 1947 году, вторая – в 1954-м. Семья курсанта ютилась по съемным квартирам. После окончания академии Сергей Кондырев поменял полтора десятка мест службы, но всегда оставался верным военно-воздушным силам.

Внимание ветерану

У него немало наград: боевые медали, ордена за безупречную службу. Ко Дню Победы Сергей Матвеевич получает открытки. Из разных инстанций. Есть от губернатора и даже от президента Путина. Вероятно, с факсимильными подписями. Но ветеран этого не видит. Открытки зачитывает дочь.

По-настоящему помнят ветерана бывшие коллеги и сослуживцы. Навещают. Кондырев благодарен генеральному директору «Саратовских авиалиний» Игорю Третьякову. В саратовском аэропорту Сергей Матвеевич проработал 18 лет после завершения военной службы. Был начальником отдела подготовки самолетов к полетам. В 2014 году в День Победы Игорь Васильевич присылал за ним машину, и в сопровождении дочери ветеран участвовал в дружеском застолье в аэропорту. Было 38 ветеранов, из них участников войны всего семь. Не передать словами, как важно просто почувствовать рядом плечо товарища, прошедшего через те же суровые испытания. Воспоминаний хватает на целый год.