Феномен Маржанова

Оценить
Отчего Пугачев волновался и чего этим добился

Город поделен на две части – старый центр и новые микрорайоны. Пограничная черта – железная дорога. Рядом с огромным старым храмом в центре города Соборная площадь. На ней происходят все главные официальные события. О площади есть одна легенда: еще в позапрошлом веке на ней выпал из своих дрожек и захлебнулся в глубокой илистой луже городской голова. Сейчас с дорогами более-менее.

Стандартный набор

– Пугачев известен в Поволжье своим кирпичом, мукомольным производством и сильным сельским хозяйством, – рассказывает местный краевед Сергей Геращенко. – С Емелькой Пугачевым и старцами-монахами связано множество легенд о несметных сокровищах, спрятанных в окрестностях города, о кладах староверческих монастырей, о подземных ходах, которые связывают главные сооружения города. Здесь родился Алексей Толстой, жил некоторое время Чапаев. Утверждают, что проездом бывал Пушкин. Но доказательств мало.

В Пугачеве стандартный набор учреждений культуры и мест досуга. А еще есть, конечно, кабаки – «Золотая бочка», она же «Бавария». После того как 6 июля 2013 года рядом с «Золотой бочкой» был убит местный житель Руслан Маржанов, «Бочку» прикрыли. Из ныне действующих – «Империя», «Техас» и «Белый лебедь». Эти места самые знаковые, там проходят самые горячие споры и переделы символической и иной власти среди неформальных местных элит.

Церковь

Городской храм находится в самом центре. Величественное здание, но убранство небогатое. Настоятель отец Иннокентий всю шумиху, разразившуюся вокруг убийства Руслана Маржанова, не понимает. По его словам, обычное убийство, бытовое.

– Делать нечего. Работы в городе нет. Некуда себя пристроить. Человек должен трудиться, семью созидать, а не по кабакам шляться, – говорит настоятель, от которого, как показалось, немного попахивает спиртным.

Власть

Председатель местной общественной палаты Александр Драгунов рассказал, что в районе сейчас всё тихо. Ни о каких волнениях не может быть и речи.

– Мы вплотную занимаемся гармонизацией межнациональных и межконфессиональных отношений. Устраиваем круглые столы, конференции, праздники национальных культур. В общем, мы делаем всё, чтобы между всеми национальностями, которые у нас есть в районе, был диалог, – говорит председатель пугачевской общественной палаты.

Неназванный журналист

Рядом со мной на процессе сидела местная журналистка. Представляться отказалась наотрез. Руслан Маржанов учился с ней в одной школе, младше на год. Корреспондент рассказала, что драка эта была самая обычная, на бытовой почве.

– Руслан был хорошим спортсменом. Хорошим парнем. У него было много друзей. Никогда не был замечен в каких-то сомнительных историях. Понимаете, убийство – просто повод. Главное недовольство было вызвано социальными вопросами. Теперь к людям стали прислушиваться. Назначать встречи с представителями власти. Люди стали больше доверять правосудию, – рассказывает корреспондент.

Подсудимых братьев она лично не знает, но уверена, что с дисциплиной у них большие проблемы. До трагического дня было еще много провокаций, которые якобы исходили от них.

Иван из столицы

Националистов в Пугачеве найти сложно. Их практически нет. А те люди, которые себя к ним причисляли, больше не причисляют. Настороженно отнекиваются: «где вы их видели-то».

Единственный националист, который согласился на общение, – из столицы. Представился Иваном Отраковским. В период массовых волнений он приезжал поддержать местных жителей. Город ему понравился. Теперь для Ивана он почти родной.

– Могу сказать, что народ встал как один, без преувеличения, против коррумпированной местной власти, которая сращена с этнобандами, – говорит Иван. – Беседы были на рынках, в магазинах, в маршрутках. Везде, где я был, говорили об одном: идти до конца. К сожалению, на сторону бандитов и коррупционеров от власти встали и некоторые руководители местных общественных и патриотических организаций, противопоставив себя народу, вместо того чтобы его защищать.

Карнавал

Маленький, скромный поволжский левиафан. Самоуправство чиновников, самодурство от скуки, самобичевание по случаю сложного мировосприятия. Без драматургии, неразрешимых противоречий и тотальной несправедливости, но с богатыми иконами в местной гостинице, с забитыми гражданами и подгнивающим уютом. Стандартный уездный город. Но от таких стандартов немного не по себе. Местные жители, в общем, уже ко всему привыкли. Но почему так сдетонировало убийство десантника Руслана Маржанова?

Скорее всего, по принципу Островского: «всякое безобразие должно иметь представление о приличии». Видимо, в Пугачеве это представление абсолютно утратилось.

Итак, до чего же в результате своих массовых выступлений пугачевцы добастовались?

До понимания того, что власть – это не что-то такое ритуально-сакральное и неприкасаемое. Что люди в состоянии решить сами свои проблемы. Что самоорганизация на низовом уровне возможна. Что требование законного правосудия – это не экстремизм. Что власть способна выполнять социальный заказ. И чем он четче проговорен народом, тем четче его исполнение.

Еще один важный итог массовых уличных акций. Пугачевцы поняли, что выходить на улицу – это просто весело. Это как средневековый карнавал, всеобщее гуляние.

На волне массовых акций народ поверил в себя и воспрянул. На улицах появилось нормальное освещение, людям перестали задерживать зарплаты, в город участились визиты высокопоставленных чиновников. Власть стала прислушиваться к своим гражданам. Но прислушивание идет на убыль. Чем больше времени проходит с момента волнений, тем привычнее становится старая унылая картинка.

Пугачевские властные институты свою сакральную власть над людьми уже потеряли. Поэтому следующий народный карнавал возможен очень скоро. Нужен только повод.