Страна в шоке, чиновники в ауте
План по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году «родился» в российском правительстве 27 января. С тех пор он реализуется. Но на минувшей неделе президент Владимир Путин сказал про план следующее: «Всё понятно, часто только не ясно, что конкретно нужно сделать в данный момент времени для того, чтобы всё это было реализовано». И я с ним полностью согласна. Потому как уже три недели читаю этот план и вычитала пока только три новых понятия – про национальный режим госзакупок, национальную предпринимательскую инициативу и национальную технологическую инициативу.
Сейчас еще нет, но скоро возникнут, кажется
Пытаюсь разобраться, что такое национальный режим госзакупок. Оказывается, где-то в недрах правительства ждут своего часа новые правила заказа лекарств для медучреждений. Суть этих правил в том, чтобы выбирать для российских больниц российские же лекарства. Конкретнее: если среди предложенных поставщиками лекарств будет два российских лекарственных средства, признанных аналогами западных, то выбирать будут между этими двумя отечественными. А заявки с предложением импортных лекарств отклонят.
Основная задача национальной предпринимательской инициативы сформулирована еще в 2012 году. Нацелена была на снижения административных барьеров в экономике с целью вывести Россию в лидеры инвестиционной привлекательности. С этой инициативой, думаю, всё ясно уже сейчас. Если и осуществится, то совершенно точно не в 2015 году. Хотя в плане она записана.
Национальной технологической инициативы еще нет. То есть она есть. Но пока только в плане. Попала туда после того, как в начале декабря 2014 года Владимир Путин поставил перед Минобрнауки такую задачу. На днях глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов пообещал разработать национальную технологическую инициативу «к лету». «Я думаю, что в течение двух-трех месяцев контуры Национальной технологической инициативы будут. Таким образом, к лету будет некий документ, комплекс мероприятий и конкретных проектов, которые будут работать на решение поставленных задач», – сказал Ливанов. А еще он объяснил, что «Нам нужно выявить эти ключевые точки роста будущей экономики, по существу, будущих отраслей, которых сейчас еще нет, но которые скоро возникнут, и обеспечить опережающее наше развитие, формирование научного задела и кадрового потенциала именно в этих областях».
Как вы думаете, хватит специалистам Минобрнауки двух-трех месяцев на то, чтобы заглянуть за горизонт в пару десятков лет? И что они там увидят, исходя из сегодняшних реалий? Представили? А теперь маленькое уточнение: национальная технологическая инициатива будет разрабатываться на основе передовых достижений мировой фундаментальной науки.
Много важных дел без конца
План действий российского правительства с мероприятиями по обеспечению всяческой устойчивости получился на самом деле очень недоношенным. Хотя совсем скоро по нему придется отчитываться. Все ведомства и все регионы должны представлять свои результаты исполнения в Минэконоразвития к 5 числу каждого месяца. А тамошние специалисты все полученное обобщать и к каждому 10 числу передавать в правительство. А теперь давайте внимательно посмотрим на то, что собираются отслеживать, какие они, эти ключевые направления действий правительства РФ по обеспечению устойчивого развития. Ну, кроме трех национальных инициатив, о которых уже была речь.
Поддержка импортозамещения и экспорта. Этот пункт будет исполняться правительством всеми доступными ему способами. И важно понимать, что от его исполнения зависит наш платежный баланс страны, который грубо меряется валютной разницей между тем, что мы ввозим в страну и что вывозим. В последнее время объем валюты за вывезенное с территории России (экспорт) падает. Это объясняется в первую очередь падением нефтяных цен. За те же самые объемы нам стали давать меньше долларов и евро. К этой полбеде добавились еще потери от снижения цен на газ. Причем потери эти рукотворные. Дело в том, что времена устойчивого роста нефтяных цен газовики сами пролоббировали привязку цены газа к цене нефти. Они хотели тоже получать свои подарки на нефтяном празднике жизни. И вот теперь газовые цены тоже снижаются. Хотя объективных предпосылок для этого нет.
Газ и нефть в нашем экспорте занимают очень значительную долю, практически сопоставимую с импортом продовольствия. И вот мешает мне уснуть в последнее время такой вопрос: может так быть, что от импорта европейского продовольствия мы отказались сознательно? Чтобы удержать свой торговый и платежный баланс? Но тогда наши продуктовые анти санкции – голая экономика. И ее просто нарядили в политическую одежду, чтобы долго не объяснять про баланс и дисбаланс.
Снижение финансовых и административных издержек для малого и среднего бизнеса. Верить в эту цель предлагается на пустом месте. Если речь идет о снижении налогов по упрощенной системе налогообложения, то это просто декларация намерений федерального центра. Налоги эти идут в местные бюджеты, а они пустые, и можно сколько угодно высказывать пожелания, но муниципалитеты и областные власти, кстати, тоже уже сейчас понимают, что выполнять их себе дороже. Бизнес-инкубаторы, фонды микрокредитования не в счет. Они помогают в нашей области, например, десяткам мелких предпринимателей, тогда как по последнему отчету их у нас насчитали 50 тысяч легальных и столько же нелегальных. Остается надеяться на снижение административных издержек. Что под ними понимается в плане, даже подумать страшно. Неужели имеются в виду взятки и штрафы? Если это так, то срочно нужно взять на вооружение опыт украинских властей. Те, всё понимая про издержки, тоже решили их сократить.
Премьер-министр Арсений Яценюк прямым текстом посоветовал предпринимателям «гнать в шею» всех проверяющих. А советник министра внутренних дел Антон Геращенко предложил просто всякий раз, когда к предпринимателю приходит проверяющий, вызывать полицию. Но у них там, понятно, анархия. А у нас стабильность и в сотне законов записано, что нужно удовлетворять все претензии всех проверяющих органов в лице пожарных, санитарных и разных других инспекций.
А вот инвестиционные ресурсы для реализации государственного оборонного госзаказа будут находиться. Но как всегда пойдут до производителей мудреными путями. Хотя чего уж проще, механизм-то отработан: сегодня деньги – завтра стулья. Деньги на госзаказ можно передавать через пять уполномоченных заранее прокредитованных государством банков максимум под ставку в 3–5 процентов годовых, чтобы не завышалась цена изделия. И предприятие должно выбирать тот банк, с которым ему привычнее или приятнее работать. Банковская конкуренция образуется в этом случае, между прочим.
Что такое компенсация дополнительных инфляционных издержек пенсионерам и семьям с несколькими детьми? Трудно в принципе поверить в эффективность этой прописанной меры. Лучшей компенсацией мог бы стать четкий механизм поддерживать зафиксированный в долларах доход семьи на момент, когда Крым был не наш. Можно, конечно, пойти по более иезуитскому пути. Например, производить такие повышенные выплаты только тем, кто не поддерживал правительственные действия в отношении Крыма и Донбасса. А тем, кто поддерживает, какие льготы? По всем опросам большинство пенсионеров по крайней мере украинское направление российской политики поддержало. Так что на отказе от компенсации пенсий будет вполне солидная экономия. В целях экономии хорошо бы поднять результаты голосования на всех избирательных участках. И всех, кто голосовал за Владимира Путина, автоматически вычеркнуть из компенсаций-индексаций. Такая ответственность по гамбургскому счету, конечно, людоедская. Ну а как иначе научить людей думать, прежде чем безоговорочно поддерживать любые действия первых лиц власти?
Пункт про снижение напряженности на рынке труда и поддержку эффективной занятости населения невнятный. Пока кругом только бодрые рапорты про то, что вакансий больше, чем желающих устроиться работать. Уже есть обоснованные прогнозы на другие статданные?
Оптимизация бюджетных расходов за счет выявления и сокращения неэффективных затрат прописана в плане действий подробно. Есть даже план по этой оптимизации – на 10 процентов от сегодняшних расходов ужаться. Но где гарантия, что сегодня сделают то, что вчера не делали? Логика-то простая: если б могли, давно бы работали эффективно. Не могут, значит самыми неэффективными нужно признать затраты на выплату зарплаты чиновникам. Украинский пример здесь тоже есть. Буквально вчера Порошенко издал указ платить чиновникам только основной оклад вплоть до окончания антитеррористической операции (АТО). Решение об этом было принято еще в прошлом году. Украинские чиновники получают в три раза меньше, чем раньше. Максимум 10 минимальных зарплат. То есть где-то 12 тысяч гривен. В пересчете на доллары получается 450. В пересчете на рубли – меньше 30 тысяч даже на министерской должности. Только за такой подход к экономии бюджетных средств уже можно снять шляпу перед украинцами.
Разговоры про повышение устойчивости банковской системы ведутся давно. Они связаны не с планом, а с приходом в Центробанк Эльвиры Набиуллиной, которая уже очистила систему более чем от сотни коммерческих банков. А вот внимание к механизму санации банков уже что-то новое. Сама идея попробовать сохранить терпящий крушение банк, отдав его под управление устойчивому банку, хороша. Вопрос в том, что санируются у нас очень странно близкие к государству или чиновникам банки. Да и отдают их на санации не всем подряд, а своим.
Устойчивость банковской системы меряется сейчас триллионами рублей, которые закачиваются в несколько отобранных чиновниками банков. Никто не вышел и не сказал всем остальным, что сейчас надо постараться выстоять и сохранить свой банк. Что помощь будет для всех – законопослушных, открытых, ориентированных на клиентов, показавших устойчивость к кризисным временам. Вот по этим критериям жизнестойкости государству свое плечо надо было подставлять таким региональным банкам, как наши саратовские Экономбанк, Экспресс-Волга, Агророс.
Исполнение обязательств социального характера – это субсидии, пособия, зарплаты. Их надо индексировать на реальный уровень инфляции с учетом реальной девальвации рубля. Иначе о чем вообще разговор?
Обещание не уменьшать расходы оборонного характера. Очень спорная мера. В военном бюджете у нас заложено 3,5 триллиона рублей! Сокращенного вдвое хватит для обороны. Все остальные расходы – в пользу партии войны. Мы же вроде как мирные люди?
Поддержка сельского хозяйства без уменьшения расходов. Государство вообще-то обязано их резко увеличить, если на самом деле думает о продовольственной безопасности.
Уменьшение расходов чиновников на оплату услуг повышенной комфортности. Это что имеется в виду, скажите на милость? Почему не написать простыми словами про запрет летать бизнес-классом, ездить в спальных вагонах? Никаких услуг повышенной комфортности у чиновников вообще не должно быть, а в кризис тем более. Всех – в обычные поликлиники, в общественный транспорт и в экономкласс.
Письмена на мокром песке
Есть в плане правительства такие цели и задачи, которые практически невозможно осуществить. Например, пожелание к 2017 году сократить основные бюджетные расходы в общей сложности на 15 процентов. И при этом у нас нет макроэкономического прогноза на эти годы. Старый не в счет. Уже дали задание разработать новый к маю. Где будет стоимость нефти реальная и стоимость рубля тоже. А какая она, реальная, не знает на самом деле никто. Как мы сейчас-то работаем? Надо думать, не очень хорошо. Если минфин согласился в первом квартале истратить не больше 22 млрд рублей на антикризисные планы при общегодовом объеме почти в 1,5 триллиона рублей. Проверить зашифрованную систему бюджетных росписей невозможно. Готовности открыть бюджет нет. Желания изменить межбюджетные отношения в пользу регионов и мунициаплитетов не просматривается. А значит, в лучшем случае мы получим перерисованный бюджет.
«Правительство РФ рассчитывает, что постепенная стабилизация мировых сырьевых рынков и предпринимаемые совместно с Банком России (имеется в виду Центробанк. – Прим. ред.) меры позволят нормализовать ситуацию на валютном рынке и создать условия для существенного снижения номинальных процентных ставок и повышения доступности кредитования. Это обеспечит последовательный выход основных отраслей экономики из рецессии...» – это тоже черным по белому записано в плане мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики образца 2015 года.А еще там есть про зависимость конкурентоспособности наших товаров от обваленного курса рубля. Авторы плана почему-то уверены, что теперь российские товары будут все дешевле и дешевле в сравнении с импортными. И вскорости вообще сделают последние неконкурентоспособными. А когда импортных товаров не останется вообще, а останутся только российские, то снизится и инфляция на потребительском рынке. И вот такой прекрасный теоретический результат «позволит минимизировать влияние кризиса на качество жизни российских семей».
Особенно умилила задача довести качество систем здравоохранения и образования до потребностей 21 века. И ни слова при этом не сказано, что ради здравоохранения половинится «военный бюджет», и в эту отрасль идет в 10 раз больше денег. И ни намека нет на то, что в образовании будет проведена жесткая люстрация ректорско-директорского корпуса и будут отправлены из профессии все, кто помогал власти в хороводе выборов.
Мы еще не раз будем вертеть этот правительственный план и так и сяк. В конце января было обещано, что «перечень первоочередных мероприятий не является исчерпывающим и будет при необходимости дополняться новыми антикризисными мерами». А на днях президент Владимир Путин собрал доверенный круг экономистов из числа тех, кто «очень хорошо разбирается в том, что происходит сейчас». И сказал им: «В целом понятно, о чём говорить, мы с вами говорим об этом постоянно: это диверсификация экономики, создание условий для опережающих темпов развития, создание благоприятного климата, улучшение управления, причём на всех уровнях власти – начиная с самого высокого до муниципального, стабилизация в валютной сфере и соблюдение, разумеется, макроэкономических показателей. Всё понятно, часто только не ясно, что конкретно нужно сделать в данный момент времени для того, чтобы всё это было реализовано».