Открою кодекс на любой странице...

Оценить
За последними бурными событиями – минской встречей прежде всего – уже и забыта смерть 81-летней блокадницы Раузы Галимовой, доставленной в отделении полиции из магазина «Магнит» в Кронштадте.

«Профессор киноэтики. Вся киноэтика заключается в том, чтобы режиссер не понуждал актрис к половому сожительству. Этому его может научить любой экземпляр Уголовного кодекса».

Ильф и Петров.

За последними бурными событиями – минской встречей прежде всего – уже и забыта смерть 81-летней блокадницы Раузы Галимовой, доставленной в отделении полиции из магазина «Магнит» в Кронштадте. Тем временем колёса государственной машины, со скрипом провернувшись, разгоняются всё быстрее. Главное следственное управление (!) Следственного комитета возбудило уголовное дело против директора магазина Ольги Конюховой сразу по двум статьям. Комментарии по делу дает сам главный спикер СКР генерал Виктор Маркин. Странно, что Следственный комитет еще не нашел следов Алексея Навального в этом деле, но время у них еще есть. Среди прочих предложений – закрыть магазин и так далее – меня особенно умилило предложение срочно разработать кодекс поведения продавца. Правда, неясно, касалось это только сотрудников сети магазинов «Магнит» или вообще всех сотрудников прилавка. В советское время весь кодекс умещался в короткой надписи «Покупатель и продавец, будьте взаимно вежливы». Остальное регламентировалось Уголовным кодексом, конкретно – его статьей 156.

Вы не обратили внимания на то, что кроме всех прочих напастей, прилаживания скреп страну охватила страсть к регламентированию всего и вся? Радиостанция «Эхо Москвы» делает героиней российского Интернета доселе малоизвестную сотрудницу Лесю Рябцеву. Как же, ведь именно Лесе поручено создать кодекс поведения сотрудников «Эха» в социальных сетях.

Нормы поведения священнослужителей в социальных сетях собирается разработать Русская православная церковь. К работе над кодексом поведения батюшек в «Твиттере», «Одноклассниках» и так далее будет привлечено всё церковное сообщество. По крайней мере так утверждает глава пресс-службы Московского патриархата Михаил Волков. Может, оно и нужно, а то приходится читать призывы «сжечь еретиков». Но если православный интернет-кодекс и введут в строй, то пострадает, по моему мнению, о. Андрей Кураев прежде всего.

А сколько раз пытались придумать некий кодекс поведения журналистов – не счесть попыток. Хотя, на мой взгляд, кодекс этот весьма прост: соблюдай закон о СМИ и пиши, что думаешь и о том, что видишь; не ври. Вот и весь кодекс. Покопавшись в Интернете, я нашел только кодекс журналистов Пермского края, но и тот и не открывался.

Последняя попытка внедрить журналистский кодекс предпринята была в рамках обсуждения концепции саратовской межнациональной областной политики. (Как будто она чем-то должна отличаться от региональной – ох уж эти словоблудия в рамках общественной палаты.) Тогда доцент кафедры политических наук ПИУ имени Столыпина Владимир Семенов предлагал разработать «этический кодекс журналистов». Чтобы они не писали о межнациональных конфликтах, которых на территории области нет и, сами понимаете, быть не может, ибо за это отвечает такой многоопытной политик, как Б. Л. Шинчук.

Еще у нас при Союзе журналистов имеется некое большое жюри, которое на моей памяти собиралось раз или два. Чаще жюри собирается собраться, но как-то не случается.

Не раз и не два пытались создать – чаще на региональном уровне – кодекс поведения чиновников. Типа: взяток не брать, быть ближе к народу, откликаться на любые его запросы и нужды. Так и видишь – смотрит чиновник на положенный на его стол пухлый конверт и говорит: «Уберите, мне кодекс чести не велит».

Зато в нашей области принят «Этический кодекс участников образовательного процесса Саратовской области».

Министр образования области Марина Епифанова собственноручно поставила свою подпись на документе. До этого момента текст кодекса был рассмотрен и одобрен в конце 2014 года областной организацией профсоюза работников народного образования и науки РФ, а также общественным советом при министерстве образования. Еще раньше, с сентября по ноябрь прошлого года, проходило публичное обсуждение кодекса. Но вот что пишет в своем блоге на сайте «Свободные новости» Денис Белоусов:

«В частных беседах с представителями областных педагогических кадров различного уровня выяснилась удивительная вещь: практически никто из них до момента разговора и не слышал о подобном документе! А нам заявляют, что обсуждение было аж с сентября по ноябрь 2014 года! Так кто обсуждал? И доводили ли до сведения областных учебных учреждений? Или опять что-то произошло сверху, для отчета и имитации кипучей деятельности?»

На самом деле попытки создать кодексы поведения буквально во всех сферах не так уж безобидны. Они еще раз подтверждают, что выбранный нами путь есть российский вариант северокорейской идеи чучхе. Только вот большинство примеров показывает, что к созданию кодексов чиновники подходят со свойственной им снисходительностью. Грубо говоря, наплевательски относятся. Может, для начала создать кодекс создателей кодексов?