Болезненный выбор

Оценить
Фестиваль как прелюдия к фестивалю

Не исключено, что рок-фестиваль «Желтая гора – 4» должен был стать своего рода прелюдией к пятой части, которая может состояться в начале осени на открытой площадке. Однако независимо от того, что и как запланировали Андрей Руфанов со товарищи, уже можно констатировать: четвертый фестиваль помог раскрыть глаза на некоторые важные проблемы.

Дата фестиваля, изначально запланированная на 14 февраля, сместилась на один день, и 15 февраля стены «Звездного» принимали во второй раз гостей «Желтой горы». Проблема, впрочем, была не в этом (выходной все-таки), а в том, что незадолго до проведения мероприятия заболели и не сумели приехать сразу две ключевые фигуры – председатель жюри, известный журналист и музыкант Сергей Миров и вокалистка хедлайнеров «Мураками», участница третьего сезона проекта «Голос» Диляра Вагапова. В итоге жюри возглавил Андрей Башкайкин – директор по информационной политике «СаратовБизнесКонсалтинг», а на замену казанцам экстренно пригласили «Северный флот» – группу, состоящую из музыкантов «Короля и Шута», не пожелавших после смерти лидера группы Михаила Горшка Горшенёва продолжать выступать под старым названием. Вполне возможно, окажись «Северный флот» изначальным хедлайнером фестиваля, зрителей было бы больше: все-таки группы, при всем уважении к казанцам, пока не сопоставимы по популярности.

Количество пришедших в этом году на «Желтую гору» по оценке на глаз было меньшим, чем в прошлом, а на выступлении открывавших концерт петербуржцев «Юность внутри» так и вообще были неприятные пустоты. Впрочем, это традиционная участь первых артистов в программе.

«Юность внутри» – достаточно любопытный проект, хотя и не смотрящийся пока вживую так же интересно, как в записи. Сами музыканты позиционируют себя как post-genre/experimental, но особо экспериментальной их музыку не назовешь, как и странным словом «пост-жанр». Скорее, ребята сами не определились, что именно они играют, хотя схожие по музыке коллективы можно найти и в Саратове – те же «Пляски Святого Витта», если бы они вдруг решили сделать ставку на электронику, или в отдаленной степени их же земляки – «Психея».

Вышедшие на смену саратовцы FeelingtheWay сразу заявили, что «их особо не интересует играть что-то сложное с глубоким смыслом». Главное, чтобы качало. Feeling the Way играют альтернативный металл – музыку, чей пик популярности пришелся на начало прошлого десятилетия. Тем не менее саратовцы выглядят неплохо.

Следом – нижегородцы Dreamslave, которые, рискну предположить, разочаровали многих, хотя на самом деле стали одним из открытий фестиваля. Формально ребята играют не слишком замороченный прогрессив-металл с «чистым» вокалом, но при этом постоянно разбавляют свою музыку какими-то странными, порой нелогичными на первый взгляд заимствованиями. Довольно любопытная попытка преодоления узких рамок стилистики, в которой они работают, но нижегородцам не всегда хватает баланса. Это проявляется, кажется, во всем: вместо того чтобы с ходу использовать выданные полчаса на выступление в конкурсе (на деле меньше: часть времени уходило на настройку), они проиграли достаточно долгое интро. Харизма некоторых участников, особенно вышедшего в странном костюме вокалиста, нивелируется статичным поведением остальных участников. В общем, есть над чем работать.

Четвертые участники – саратовцы Badhead – группа достаточно известная и, в общем-то, убедившая лишний раз, что можно играть вполне качественную металл-музыку, строящуюся на постоянных отсылках к классике жанра. Во всяком случае хочется надеяться, что это сознательное использование клише, а не отсутствие фантазии при хорошей технике.

Московские поп-рокеры «Грани» разбавили программу своей легкой музыкой, ведь уже начинало казаться, что «Желтую гору» пора переименовывать в металл-фестиваль. Увы, но, кажется, москвичи гораздо больше внимания пока что уделяют концертной подаче и сценическому имиджу, нежели музыке. А она у них, скорее, близка к попсе, нежели к поп-музыке. Однако музыканты именуют себя космо-роком.

По традиции иногородних сменил местный коллектив – поп-панки Happiness. И так же, как в случае с Feeling the Way, – хорошо, но уже давно знакомо. Зато тоже умеют заводить зал.

Завершали конкурсную программу уроженцы Архангельска PerpetuumMobile. И действительно, на сцене ребята представляют вечный двигатель из бешеной смеси ска с фолком. Такая музыка при должном старании всегда хорошо идет у слушателей. У PM оно есть.

Прошлогодние победители «Желтой горы» Radioaction и Василий Уриевский с группой Gardina представили в том числе и новые песни, а фестиваль, как заметил Василий, самое лучше место для подобных вещей. Между их сетами и выступлением «Северного флота» – награждение победителей: «Юность внутри» стала «Надеждой фестиваля», Feeling the Way получили приз за «Лучшую композицию», Dreamslave стали «Творческим прорывом», «Грани» – «Открытием фестиваля», Happiness получили приз зрительских симпатий, Badhead признали «Лучшим исполнителем». А вот гран-при уезжает в Архангельск: Perpetuum Mobile завоевали приз «Лучшая группа».

Такой получилась неоднозначная «Желтая гора-4» – без странностей, если не считать неожиданное появление на сцене в одном из эпизодов Вадима Туватина – вокалиста «Кок Оду», известного в последнее время жесткими высказываниями в адрес кавер-групп. В этот раз обошлось без скандала, хотя мотивы Туватина остались непонятными.

Будем надеяться, что состав участников следующей «Желтой горы» все-таки окажется более крепким и сбалансированным, иначе будет повод говорить о дефиците рок-музыкантов в России и (или) Саратове. Или, напротив, о том, что публика несколько пресытилась. Так или иначе, а следующий фестиваль может пройти уже в этом году. Там и посмотрим.