Экономить на бедных, не трогать богатых?
Совершенно не хочу казаться оракулом, говорить сейчас со скептической, слегка ироничной улыбкой: «Я ведь предупреждал». Но жизнь порой совершает странные повороты.
Клуб оптимистов и один скептик
Короче, в марте прошлого года состоялось собрание-заседание политических аналитиков с повесткой «Геополитические последствия присоединения Крыма». Шло оно в стиле «Гром победы, раздавайся». И как водится, единственным скептиком оказался я. Сейчас порылся в подшивке нашей газеты и позволю себе почти дословно привести цитату – свои возражения подавляющему большинству.
«Участники дискуссии испытывали эйфорию, оттого что санкции Запада, так насторожившие Россию, по их мнению, практически оказались фикцией. И они, санкции, будут малоубедительны и никакого отрицательного влияния на нашу экономику не окажут. Сергей Наумов: «Франция зависима от энергоресурсов, и ее зависимость за последнее время увеличилась на 15 процентов. Мы поставляем в Европу не только газ и нефть, но и титан, химию... Поэтому, если будет введено эмбарго, этот удар придется по Европе. Она никогда не пойдет на экономические издержки». Сергей Юрьевич почему-то особенно напирал на титановую тему, без нашего титана встанет у них авиационная промышленность. Оно, возможно, так, но только крупнейшие запасы этого металла принадлежат, увы, не нам, а Китаю.
Мысль о зависимости Европы от наших ресурсов обсуждали так долго, что совершенно успокоились. Хорошо хоть не стали строить планы дальнейших экспансий. Хотя понимали, что введение санкций еще не закончено, и впереди страну может ожидать немало неприятных сюрпризов. Дело в том, что нельзя санкции, направленные против России, воспринимать одномерно, как запреты на ввоз технологичной продукции и продуктов питания в нашу страну и вывоз от нас разного вида сырья. Санкции, направленные на удушение российской экономики, могут быть разные. И вице-премьер Игорь Шувалов тоже так считает: «Те, кто связан с экономикой, должны понимать, что худший сценарий – это не только тот, который связан с формальными санкциями, а с тем, как будут вести себя крупные инвесторы в результате фактических действий, которые юридически не оформлены».
Вот что примерно я говорил тогда: «Возьмем рубль – несмотря на надувание щек советником президента Сергеем Глазьевым, наша валюта весьма неустойчива. Достаточно сильной психологической и информационной атаки – и она начнет валиться. Да, сейчас положение относительно стабильное, но еженедельно Центробанк тратит на поддержание курса сотни миллионов долларов. Его резервы не безграничны. Рейтинговые агентства S&P и Fitch всю неделю понижают рейтинги наших банков, а это значит, что прежние заимствования подорожают, а новых могут и вовсе не предоставить. (Теперь уже факт: не предоставили. – Д. К.) Между тем наши долги зарубежным банкам уже превышают 700 миллиардов долларов – совокупно долги государства (меньшая часть) и бизнеса. Уже есть прогнозы, что бюджет будущего года будет верстаться на уровне 80 рублей за евро и 50–60 за доллар. (Сейчас разрабатывается новый вариант социально-экономического развития и, соответственно, новый вариант бюджета, доллар же сейчас уверенно держится на уровне 65–66 рублей. – Д. К.) Это означает рост цен на все завезённые товары, а их у нас большинство. И не надо думать, что отечественные производители будут патриотично сдерживать свои цены. Некоторое время ухудшение качества жизни можно будет компенсировать мощной пропагандой. Но не факт, что удастся. «Возвращение Крыма в родную гавань» – это одно, а собственная нищета – совсем другое. Можно будет некоторое время поискать врагов за границей (делается это, как выяснилось сейчас, постоянно. – Д. К.) и среди «национал-предателей» (какое неуклюжее слово, будто калька с немецкого; но не прижилось оно. – Д. К.). Только цены от этого не упадут. И тогда люди начнут задавать власти неприятные вопросы».
В последнем, признаюсь, ошибся: наши люди не задают власти неприятных вопросов. Телевидение оказалось сильнее здравого смысла. Даже такую абсурдную меру, как августовский отказ от импорта продуктов, и ту приняли безропотно. Теперь ждите запрета на импортное медицинское оборудование.
Пенсионеры-миллионеры
Пока светлые головы федерального правительства и не менее светлые умы правительства областного разрабатывают всяческие меры противодействия кризису и думают о проблеме импортозамещения – народ начинает потихоньку страдать. Тем более, если судить по первым предложениям, вектор экономии или, если хотите, поиска дополнительных средств обозначен достаточно ясно. Это, извините, пенсионеры и малоимущие слои населения.
Понятно, когда министр труда Максим Топилин предлагает такую меру, как снижение пенсий у работающих пенсионеров, зарабатывающих более миллиона в год, это выглядит курьезом. Лично я предполагаю, что таковых в Саратовской области может быть всего несколько человек. Вероятно, два – ректор аграрного университета Николай Кузнецов и директор института законотворчества Александр Ландо. Оба на пенсии по возрасту. Оба, понятно, в год получают больше миллиона. Но неужели вы думаете, что сокращение пенсии этим двум, вне всякого сомнения, достойнейшим людям поможет нашему бюджету?
Как мне представляется, это не просто курьез, а, скорее, вектор, направление мысленного поиска наших экономических чиновников. Поиска средств, недостающих в бюджете. Вот еще пара примеров.
Минэкономразвития не поддержало предложение министерства труда и социального развития о включении индексации пенсий в августе 2015 года в антикризисный план правительства.
Дополнительная пенсионная индексация оказалась единственным пунктом из первоначального плана, на котором правительству удалось сэкономить.
Минфин РФ предложил отказаться от индексации социальных выплат и зарплат бюджетников в 2015 году. Как заявил министр финансов Антон Силуанов, такое решение позволило бы «облегчить бюджет текущего и последующего годов». Он отметил, что предложение Минфина в правительстве не обсуждалось.
Силуанов также заявил о необходимости дальнейшего снижения расходов бюджета. По его словам, 10-процентное сокращение, о котором было объявлено ранее, оценивается в сумму 900 миллиардов рублей. Министр отметил, что расходы должны быть снижены еще на 600 миллиардов.
«Позиция Минфина – она в правительстве не обсуждалась, мы считаем, что в нынешних условиях можно было бы пропустить индексацию зарплат как госслужащим, так и другим категориям граждан и социальных выплат, чтобы облегчить бюджет текущего и последующего годов, не стимулировать потребление, дополнительный спрос, в том числе на импортные товары», – сказал он. Впрочем, «наверху» министра финансов не поддержали.
Правительство не планирует в этом году замораживать зарплаты бюджетников и социальные выплаты. Об этом заявил пресс-секретарь вице-премьера по социальной политике Ольги Голодец Алексей Левченко.
Это был ответ на предложение Силуанова не индексировать зарплаты госслужащим, военным и другим категориям граждан, чтобы «облегчить бюджет 2015 года и последующих годов».
В Саратове прозвучало предложение сократить объемы финансирования санитарно-курортного обеспечения малоимущих.
Дмитриев, который всегда прав
Впрочем, пока власти спорят о мерах социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, прежде всего пенсионеров, их положение продолжает ухудшаться. Экономист и социолог Михаил Дмитриев известен тем, что его социально-экономические прогнозы сбываются с большой точностью. Может, это стало причиной того, что в прошлом году он даже пострадал физически: его избили. Недавно в интервью «Новой газете» он сказал: «Сейчас гораздо больший удар на себя принимает население. В 2009-м кризисном году доходы населения продолжали расти, они не упали в целом за год. А в этом году они упадут. Причем они упали уже в прошлом году, впервые за XXI век, упали на один процент, а в декабре их падение год к году, по последним данным, составило свыше 7 процентов. Для примера: пенсии у нас индексируются раз в полгода, а скачок цен особенно обострился в последние два месяца года. Ясное дело, что падение доходов пенсионеров было, в общем-то, даже глубже, чем у работающего населения, потому что зарплаты еще как-то корректировались, а пенсия просто по правилам индексации у нас не успевает за такими внезапными скачками цен. И в этом принципиальное отличие от того, что было в 2008–2009 годах, когда пенсионеры были самой, грубо говоря, благополучной категорией населения: пенсии в реальном выражении с поправкой на инфляцию росли двузначными темпами из-за валоризации. Сейчас ничего подобного не предусматривается.
Более того, я опасаюсь, что индексация пенсий не будет поспевать за реальным падением уровня жизни пенсионеров, потому что средняя инфляция маскирует очень высокую долю лекарств в бюджетах пенсионеров. Доля лекарств у неработающих пенсионеров – это примерно 10 процентов их расходов, но это средняя температура по больнице. Есть люди, страдающие тяжелыми заболеваниями, среди пожилых таких очень много, и у них расходы на лекарства могут быть исключительно высокими. А 70 процентов лекарств – импортные, и никакие антикризисные меры эту ситуацию не изменят. В этом году рост цен на лекарства, скорее всего, превысит 20 процентов, а может, будет и гораздо больше. И для тех, у кого на лекарства уходит 30 или даже больше процентов пенсии, индексация пенсий, конечно, не сможет компенсировать эти потери. Ничего подобного в 2009 году не происходило в принципе, потому что тогда по итогам года девальвации не было: рубль девальвировался в начале года, а в сентябре уже восстановился до прежних значений. Сейчас такого, увы, не будет. А глубина девальвации ведет к значительному скачку цен на импортные товары, причем некоторые из них незаменимы и являются жизненно важными».
Впрочем, есть идеи пощипать и богатых. Депутаты Госдумы от партии «Справедливая Россия» предложили поправки в Налоговый кодекс. Предложение не ново: ввести прогрессивную шкалу налогообложения. Согласно градации, разработанной справедливороссами, работающих граждан РФ нужно разделить на четыре группы. При этом тех людей, которые зарабатывают в год до пяти миллионов рублей, законодательные инновации не коснутся – для них налог на доходы физических лиц останется на прежнем уровне. От 5 до 50 миллионов – 18 процентов. С граждан, зарабатывающих от 50 до 500 миллионов, хотят взимать 23 процента от дохода, а с тех, кто получает еще больше, вплоть до 28 процентов. Поправки будут рассматриваться 18 февраля, и шестое чувство подсказывает мне, что они будут отклонены большинством от «Единой России». Ждать осталось не так долго – до следующей среды.
Немного экзотики
На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, согласно которому отдаленные территории России, прежде всего заброшенные сёла и деревни, предлагается на безвозмездной основе отдавать отдельным категориям граждан РФ. «Заслуженные и социально незащищенные» слои населения получат возможность приобретать земельные участки для «индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, дачного строительства, дачного хозяйства, сельскохозяйственного производства, фермерского, крестьянско-фермерского и сельского хозяйства, сельскохозяйственного использования», говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Среди потенциальных претендентов на получение земель, в том числе люди, которые трудились не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, на работах с тяжелыми условиями труда и т. д. Всего в законопроекте предусмотрено 30 подобных категорий граждан.
Один из авторов законопроекта – депутат Олег Нилов из ЛДПР. Не изучал его биографию, но что-то подсказывает, что Нилов – человек от земли далекий. Предлагается раздавать бесплатно по сто соток, то есть один гектар. Для огорода это слишком много, для занятия сельским хозяйством – слишком мало. Для всего остального в «заброшенных сёлах и деревнях» нет условий – прежде всего коммуникаций – ни дорог, ни электричества, ни газа. Однако сам Нилов считает данное решение (хотя оно еще не принято) одним из наиболее успешных антикризисных ходов. Оно позволит «создать такой занятой средний класс, которому нет дела до политики, – он работает на благо себя и своего государства». Фантазер, право слово.
Неожиданные резервы нашел глава РЖД Якунин. Он не хочет строить скоростную магистраль Москва – Казань. Это о ней специалисты говорили, что дорога не окупится в ближайшие сто лет. Кроме того, Якунин сократил на 20 процентов финансирование футбольного и хоккейного клуба «Локомотив». Но вот Газпром со своим «Зенитом» железнодорожному примеру не последовал. А поступить так же, как Якунин, решился ректор Саратовского аграрного университета Николай Кузнецов: он хочет сократить финансирование гандбольного клуба «СГАУ-Саратов». Не игрушек сейчас – время такое.