Российские удобрения дорожают
В посевную кампанию 2015 года минеральные удобрения могут обойтись фермерам, по некоторым оценкам, уже на 30-40 процентов дороже, чем в прошлом году. По мнению депутата Государственной думы от Саратовской области, главы комитета по аграрным вопросам Николая Панкова, подобная ситуация может отрицательно сказаться на стоимости сельскохозяйственной продукции в России. Поэтому он убедительно просит антимонопольную службу (ФАС) проверить поставщиков и принять соответствующие меры.
Кроме того, аграрный комитет Госдумы настойчиво предлагает повысить экспортные пошлины для производителей удобрений. Это, как говорит Панков, позволит противостоять необоснованному росту цен внутри страны. Для справки: с 2009 года в России действует нулевая экспортная пошлина по удобрениям.
Ответной реакцией поставщиков можно было бы посчитать вынужденный шаг навстречу российским аграриям: на время посевной им обещана скидка в 15-20 процентов. На аммиачную селитру, считающуюся максимально эффективным азотным удобрением и использующуюся для всех культур во всех земледельческих зонах, скидка достигает даже 25 процентов. Производители удобрений убеждают всех в том, что теперь цена аммиачной селитры превышает цены марта прошлого года только на 20 процентов. Но министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров всё равно считает предоставленные скидки недостаточными и продолжает грозить экспортными пошлинами.
Однако есть мнение, что пошлины приведут только к сокращению объёмов зарубежных продаж, а значит, к ещё большему росту цен на внутреннем рынке.
Пошлины – это хорошо
«Да, действительно, стоимость минеральных удобрений на внутрироссийском рынке поднялась значительно. Например, с сентября 2014 года цена на аммиачную селитру выросла более чем на 40 процентов, – подтверждает исполнительный директор Российской ассоциации поставщиков удобрений (РАСТУ), генеральный директор ООО «ГК «Агротэк» Павел Бобров. – Резкий скачок стоимости удобрений произошел в связи с тем, что на сегодняшний день стоимость удобрений на внутреннем рынке определяется исходя из экспортного паритета, то есть стоимость на экспорте в долларах за вычетом логистики от морских портов. Соответственно, при падении рубля цена для российских сельхозпроизводителей резко стала расти вверх».
По словам собеседника, на сегодняшний день правительством РФ, комитетом по аграрным вопросам Госдумы и Российской ассоциацией производителей удобрений (РАПУ) решается вопрос о стабилизации цен на минеральные удобрения. 11 февраля 2015 года на Всероссийском агрономическом совещании исполнительный директор РАПУ Игорь Калужский сообщил, что производители приняли решение о «замораживании» цен на удобрения вне зависимости от курса доллара. Также он отметил, что требуется обратить особое внимание на «проблемные» территории, в которых недостаточно представлена система снабжения удобрениями. В частности, такой территорией как раз является Саратовская область. Порядок взаимодействия производителей и поставщиков удобрений для нашего региона не определен.
Заградительную экспортную пошлину Павел Бобров оценивает положительно: «Данная мера наиболее актуальна при сложившейся ситуации на внутрироссийском рынке удобрений, это позволит сельхозпроизводителям увеличить внесение удобрений и тем самым повысить урожайность. А за счет плавающей экспортной пошлины государство наполнит антикризисный фонд, средства из которого пойдут на поддержку аграриев, в том числе на субсидирование процентной ставки по кредитам».
Фермерская ассоциация за госполитику цен
«Если брать ценовую политику прошлого года, то она вообще не роднится с ценовой политикой сегодняшнего дня, – поясняет руководитель ассоциации фермеров Саратовской области Александр Кожин. – Я считаю, то, что сегодня делается по ценовой политике удобрений, – это вообще какое-то вредительство. Они же все наши, российские, эти удобрения. Почему мы приравниваем их цены к евро, доллару? Я считаю, при сегодняшней ценовой политике наши предприятия, обслуживающие сельское хозяйство, должны к уровню импорта даже цены снижать. А у нас получается по-другому».
«Это внутрироссийский рынок, и моё мнение, что внутри России цены должно диктовать российское правительство, – считает Кожин. – Мы сегодня должны рынок не пошлинами регулировать. На внешний рынок пусть выпускают столько, сколько и по сколько у них купят. А на внутреннем рынке мы должны держать базисную цену, которая будет устраивать по ценовой политике наше государственное решение».
Сделанные производителями удобрений скидки руководитель ассоциации саратовских фермеров называет недостаточными: «Это игра, иллюзии. Утрированно к уровню октября прошлого года удобрения стоили рубль, а сегодня два. И вот на 25 процентов цену снизили. Но это вообще никакого рынка не создаёт. Нам не нужны какие-то поблажки, нам нужна российская ценовая политика».
И целого рынка мало
Почему же производители удобрений на первый план ставят именно зарубежный, а не российский рынок? «Все готовы полностью продавать свою продукцию в России, – пояснили в компании «ФосАгро», являющейся крупнейшим поставщиком удобрений на внутренний рынок. – Это удобно: не надо связываться с логистикой, заградительными пошлинами, которые вводятся на продукцию российского производства в 30 странах мира. Но, к сожалению, ёмкость российского рынка удобрений – всего пять миллионов тонн».
Связь роста стоимости зерна с ростом цены на удобрения производители считают преувеличенной. В «ФосАгро» более важными проблемами аграриев называли удорожание импортных семян и средств защиты растений, занимающих первое и второе места в причинах удорожания. На третьем – ГСМ.
Не в первый раз
«Каждый год такие подорожания происходят, – объясняет директор представительства ЗАО «КуйбышевАзот» Александр Мельников. – Я помню, в 2003 году тонна стоила 3,5 тысячи рублей, потом 6, потом 9, потом 12... В 2008 году были обвалы, и подорожание энергоресурсов было. Всегда есть естественная инфляция, повышенный спрос, а этот год ещё сложнее оказался. Конечно, такого удорожания, как сейчас, не было. Одни хотят заработать побольше, другие закладывают риски, которые могут возникнуть... Продукт у нас достаточно сезонный – продается с марта до мая, а до этого весь год нужно поддерживать оборудование, ремонтировать его. Оборудование всё импортное, запчасти дорогие».
Негодование фермеров по поводу привязки российских удобрений к ценам на зарубежном рынке Александр Мельников воспринимает с пониманием: «Наверное, болевая точка есть... Возможно, надо было где-то квоту ввести именно для российского рынка. Была такая практика где-то в 2006–2008 годах, когда заводу устанавливали задание 10 или 20 процентов объемов продукции продать в России. Завод доказывал, сколько у него выпадающих доходов, и федерация их компенсировала. Потом селянам стали по 1,5–2 тысячи рублей компенсации на внесённые удобрения давать, привязали их к гектарам... Я знаю, что в текущем году это тоже планируется делать. Но заводам, наверное, можно сделать и сейчас квоту какую-то, чтобы не вывезли всё за доллары. Мы оказались немного не готовы к таким изменениям цены, дефициту, потому всё добро и поехало за рубеж...»
Мельников убежден, что свою роль в высоких ценах на удобрения играют и посредники, которые добавляют цену, пользуясь спросом. «Я повторюсь: февраль и март всегда были такими ажиотажными месяцами. На складах удобрений нет, везут всё «с колёс», предоплата 100 процентов». Широкий простор деятельности для посредников даёт недостаток конкуренции на этом рынке. Согласно действующему законодательству, селитра отнесена к опасным грузам, поэтому работа с ней требует наличия специально обученных людей (в том числе для разгрузки вагонов) и специальных складов хранения.
И лишний труд в ответ на просьбу депутата
Как пояснили «Газете недели» в управлении Федеральной антимонопольной службы, в ноябре минувшего года от аграрного комитета Госдумы им действительно поступал запрос проверить причины роста цен на минеральные удобрения. В ответ ведомство сообщило, что ежемесячно проводит мониторинг цен, согласно которому пока нарушений обнаружено не было. Но в адреса указанных в депутатском обращении компаний были все-таки отправлены соответствующие запросы.
По информации пресс-службы ведомства, результатов расследования стоить ожидать не ранее чем в марте. Ситуация осложняется тем, что авторы депутатского запроса не указали в нём реквизиты компаний. «Эти компании теперь ищут по всей стране по причине того, что комитет указал в письме только их названия – без адресов, без ИНН, – поделился трудностями сотрудник пресс-службы. – А этих названий очень много. Всё это затрудняет поиски. Когда формируются запросы (от ФАС), их отправляют почтой России, и оттуда потом возвращаются письма, что указанного юридического лица на этом месте нет».
Известно, что среди заинтересовавших депутатов компаний значатся «Сельхозхимия», «Еврохимсоюз» и «Минералтрейд». Редакция газеты проверила эти наименования по Единому государственному реестру юридических лиц. Выяснилось, что в нём действительно значится огромное количество предприятий с названием «Сельхозхимия» во множестве регионов России. Три из них зарегистрированы в Саратовской области. Также в реестре есть два «Еврохимсоюза» и один «Минералтрейд» (зарегистрированы не в Саратовской области).
«В целях получения прибыли»
Еще в ноябре 2014 года Николай Панков озаботился тем, что цены на основные виды минеральных удобрений в России выросли на 20-30 процентов, хотя отечественные производители работают преимущественно на российском сырье. По мнению депутата, удорожание связано с тем, что около 90 процентов производимых в России минеральных удобрений направляется за границу. А так как курс доллара растёт, производители повышают цены и внутри страны «в целях получения прибыли». Прошло три месяца – и ничего не изменилось.