У нас в стране «кризис» – слово непечатное

Оценить
Задача номер один: наладить обратную связь с людьми

К февралю региональные власти наконец-то раскачались и начали думать о том, как сохранить экономическую и социальную стабильность в наступившие непростые времена. Сколько продлятся эти времена, никому не ясно по причине невозможности честно сформулировать причину кризиса. Тем более на региональном уровне думать вглубь не полагается. Надо развивать спущенное сверху понимание ситуации. Судить о том, как велено обо всем судить, можно по некоторым событиям последних дней.

Ольга Копшева

Вот, например, губернатор Валерий Радаев на последнем заседании расширенного правительства (по-старому – актив) много говорил об обратной связи с населением. Надо думать, такая установка региональным властям дана для того, чтобы не упустить из вида настроения общества.

На заседании правительства одна из форм обратной связи была продемонстрирована. Жителям региона было предложено звонить на горячую линию со своими бедами и пожеланиями. Губернатор тут же, как только ему приносили листочек с содержанием звонка, предлагал министрам своего правительства отвечать на вопросы. Надо сказать, что не все оказались готовы к такой форме взаимоотношений. Хотя что-то в ней есть. Но это что-то, подтверждающее обратную связь, может проявиться только в том случае, если такому блиц-общению с народом будет уделяться время на каждом из заседаний правительства. А может быть, его, по крайней мере до конца года, стоит сделать обязательным на любом крупном совещании с участием губернатора. Это поможет ему чувствовать настоящие людские чаяния, а министров натренирует радеть за репутацию губернатора и научит каждого из них играть в командную игру, где главное – общая цель, а не личный приз за участие.

Поскольку сейчас что получается? Губернатор верит, что у нас в регионе есть сферы экономики, в которых создана «подушка безопасности». Расшифровывать, где спрятаны эти подушки, губернатор не стал. Но если он уверен в том, что одна из них – в сельском хозяйстве, то он ошибается. По крайней мере в сфере животноводства. Согласно отчетам мяса мы производим ежегодно около 200 тысяч тонн. Но более 70 процентов – в личных подсобных хозяйствах! Молока было при Ипатове миллион тонн, при нынешней власти тысяч на 300 тонн меньше, но опять же только 30 процентов приходится на крупные хозяйства. Из миллиарда штук яиц личные куры несут половину. Это не «подушка безопасности», а самая настоящая заминированная положительная отчетность получается. Рванет – и не будет молока и мяса в нужных количествах, а будут голодные люди, которым за газ, за свет платить нечем будет, чтобы свою жизнь поддержать, а не то что поголовье пестовать. В растениеводстве тоже гладко всё на бумаге. И здесь бомбой замедленного действия являются наши уже два завода по производству растительного масла. Для отчетности они, конечно, хороши. Но на деле будут требовать ежегодно увеличения посевов подсолнечника. В последние годы они занимали где-то около миллиона гектаров, однако реальность потребует расширять площади. Так что медленно, но верно посевы пшеницы и других культур начнут сокращаться. После подсолнечника земля восстанавливается очень трудно. За сколько лет мы сделаем ее непригодной для выращивания зерновых?

Приоритетность маслоэкстракционных заводов в Саратовской области доказывать никому не нужно. Последнее подтверждение – желание саратовского правительства отдать практически все поступающие на мелиорацию деньги из федерального центра холдингу «Солнечные продукты» для улучшения условий выращивания сои, из которой тоже с гордостью будем давить масло.

Между тем выдумывать более эффективные схемы государственной помощи мелким сельхозпроизводителям не нужно. Достаточно просто взять на вооружение опыт соседнего Казахстана. Там капельное орошение в последние годы интенсивно подводят к каждому кочану капусты, к каждой грядке с луком, к каждому плодовому деревцу. Государство помогает внедрять технологии в сельском хозяйстве, и казахстанским крестьянам они выгодны, и не слишком для них получаются затратны. И уже сейчас можно сказать, что с продовольственной безопасностью в Казахстане всё будет увереннее, чем в России. На виду две причины: во-первых, к бизнесу там относятся с уважением, во-вторых, в Казахстане в реальности существует обратная связь с населением, работающем в бизнесе. В тамошних даже районных газетах можно выступать с жесткой критикой отдельных членов правящей партии на местах, превышающих свои полномочия и затрудняющих работу бизнеса. И на газетную критику, как это для нас ни странно, правящая партия отреагирует, поставив своего члена на место. Может, с этого и начать в Саратовской области губернатору? Собрать редакторов СМИ и попросить каждого – не врать, не бояться, не подстраиваться, не угадывать, чего изволит власть, а отражать жизнь такой, какая она есть. Чтобы власть знала, что ее усилия сосредоточены на нужном направлении и понятны жителям, а люди были уверены, что власть держит в первую очередь в голове их, а не свою сложно сконструированную вертикаль.

Забыть о праздниках и вспомнить о качестве

Мы попросили наших экспертов оценить антикризисный план, предложенный правительством области, и внести собственные предложения, которые помогут удержать на плаву региональную экономику.

Анна Мухина

Кирилл ГоршенинКирилл Горшенин, генеральный директор ООО «Энергохолдинг», бывший министр промышленности и энергетики Саратовской области:

МОЖЕТ ПОМОЧЬ РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ КООПЕРАЦИИ

Глобально, конечно, это никакой не антикризисный план, а просто набор мер, который министерства и ведомства проводят постоянно. На уровне субъекта, муниципалитета – выработка плана, который сможет побороть кризис федерального масштаба, – утопия. Этот уровень слабо влияет, например, на ключевую ставку Центробанка, курс доллара и евро или на рост тарифов естественных монополий.

Как-то минимизировать потери можно при наличии свободных бюджетных денег, которые можно было бы вливать в кризисные предприятия. Но у нас в регионе бюджет и до кризиса был дефицитный. И сейчас очень сложный.

Что касается плана, то я бы на уровне реального сектора экономики добавил в программу пару пунктов. Первый – это развитие внутренней кооперации, чтобы саратовские предприятия использовали мощности других незагруженных саратовских заводов. Такой опыт был в 2008–2009 годах. Второй – использование на подрядных и субподрядных работах саратовских компаний. Здесь необходимо внимательно просмотреть все инвестиционные программы крупных компаний, расположенных на территории области (Роснефть, Газпром и т. п.). И заменить сторонних подрядчиков на местных.

Что касается энергетики, то она на 95 процентов зависит от решений, принимаемых на федеральном уровне.

На региональном и местном уровнях нужно увеличить административное воздействие на УК, ТСЖ и ЖСК, чтобы не было снижения уровня платы за потребленные энергоресурсы. Ведь чем меньше сбор денежных средств с управляющих компаний, тем больше ресурсоснабжающей организации необходимо кредитных ресурсов. Чем больше кредит, тем дороже его обслуживание (проценты по кредиту). В конечном итоге это может привести к снижению инвестпрограмм компаний или уменьшит текущий ремонт оборудования и сетей.

Под административным воздействием я понимаю регулярные встречи (один-два раза в неделю) с участием глав районов, ответственных за отрасль министров (Тепин и Лисовский), ресурсоснабжающих организаций и должников на единой площадке. Они нужны для выработки конкретных решений по нормализации сборов за ЖКУ. И ключевой задачей данного административного воздействия должен быть фактический уровень сборов денежных средств с УК, ТСЖ и ЖСК в конкретном месяце 2015 года. Чтобы данная величина не была ниже аналогичного периода 2014 года.

Александр ЕрмишинАлександр Ермишин, предприниматель, руководитель общественного движения «Жить здесь!»:

БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ МЕР ИМЕЕТ ДЛИННЫЕ ГОРИЗОНТЫ, А РЕЗУЛЬТАТ НУЖЕН УЖЕ СЕЙЧАС

Опираясь лишь на формулировки представленных в плане 70 мероприятий, трудно оценить их своевременность и потенциальную эффективность. Поэтому ограничусь общими соображениями.

Предусматривается плановое сокращение расходов регионального бюджета на пять процентов в год. Меж тем губернатор подтверждает планы по строительству нового аэропортового комплекса, который на одну треть должен быть профинансирован из регионального бюджета. Когда перед тобой два взаимоисключающих факта, трудно относиться к представленному плану серьезно.

На мой взгляд, гипертрофированы понятия импортозамещения и самообеспечения, что обусловлено политическими реалиями. Полагаю, что программа по импортозамещению без крайне взвешенной ее дифференциации существенно навредит, если не подорвет, например, программы по техническому перевооружению предприятий региона и повышению их конкурентоспособности.

Существенным недостатком представленного плана, на мой взгляд, является то, что большая часть мер начинается со слов «разработать программу...», то есть имеет длинные горизонты, а в условиях кризиса особенно ценны мероприятия, способные принести «немедленный» результат. В качестве таковой «забытой» меры, которая могла бы в минимально короткие сроки поддержать региональный и местные бюджеты, я бы предложил кампанию по возвращению в регион (перерегистрацию) крупных юридических лиц, по тем или иным причинам сменивших свою «прописку» на столицу или соседние регионы. Для этого следует использовать все лоббистские ресурсы, которые, судя по всему, у региона имеются. Да, это попытка «выжить за счет соседа», и на федеральном уровне она не приведет к изменению ситуации, но в рамках региональной программы ставить такую задачу, на мой взгляд, вполне правомерно.

Из положительного вижу наличие аж целых двух пунктов в разделе «Расширение участие общества в реализации задач регионального развития». Как руководитель общественного движения «Жить здесь!» не могу это не приветствовать.

Михаил ВолковМихаил Волков, бизнесмен, член Общественной палаты Саратовской области:

НЕ НАДО ВРАТЬ САМОМУ СЕБЕ

Плюс нынешнего кризиса в том, что он региональный – затрагивает Россию, Украину, Казахстан. В мире кризиса нет. Поэтому по экономическим соображениям он не может длиться долго. Зато может затянуться по политическим: на экономику России влияет плохо предсказуемая ситуация на Украине и санкции. Многое также зависит от цены на нефть. У нас все-таки нефтезависимая экономика.

Предвестники нынешнего кризиса появились еще в декабре 2013 года. В стране же и сейчас слово «кризис» непечатное. Я при этом считаю, что врать самому себе – позиция проигрышная.

От Общественной палаты мы довольно много внесли предложений для включения их в антикризисный план. Например, нужно фиксация налогообложения на федеральном и на региональном уровне. Об этом много говорят как об эффективной мере. Но на деле только за 2014 год появилось пять новых налогов и сборов.

Помимо этого, стоило бы зафиксировать на нынешнем уровне требования всех контролирующих органов – Роспотребнадзора, Госпожнадзора, Ростехнадзора. Они уже во многом жестче европейских. На выполнение каждого нового требования предприниматель тратит деньги. Это сказывается на себестоимости конечного продукта, что бьет в свою очередь по кошельку потребителя.

Необходимо фиксировать тарифы естественных монополий. У меня, например, сотни контрагентов, с которыми мы идем навстречу друг другу: снижаем аренду, тарифы на перевозки и так далее, понимая, что по-другому не выжить. Все снижают стоимость своих услуг, и только цены на бензин, газ и свет неуклонно растут.

При этом надо выводить из тени нелегальный бизнес. Это огромный резерв: несколько сотен тысяч нелегальных предприятий прибавят к бюджету порядка 20 процентов.

Понятно, что для любых структурных реформ нужны деньги. А денег в бюджете нет. Поэтому за любые федеральные источники надо бороться любыми средствами.

Кроме того, следует организовать в правительстве и во всех муниципальных образованиях специальные подразделения, отвечающие за инвестиционную привлекательность региона и муниципальных образований, определить оптимальный уровень местных налогов. В несколько раз следует увеличить количество оказываемых электронных государственных и муниципальных услуг.

Трудно ожидать, что несколько десятков людей из правительства и администраций смогут радикально изменить жизнь всех. Работать придется каждому на своем месте, в том числе задумываясь о количестве праздников и о качестве своей работы.

Про немощь и бессилие

Без федеральных решений региональные антикризисные потуги неэффективны и вообще бессмысленны

Бизнесмены Саратовской области ничего не имеют против придуманных в региональном правительстве антикризисных мер. Но считают, что без решения нескольких ключевых проблем на федеральном уровне исполнить региональные планы будет, мягко говоря, затруднительно. Об этом, в частности, представители крупного и среднего бизнеса Саратовской области говорили в ходе совещания в региональной торгово-промышленной палате в минувший вторник.

Дина Болгова

Эксперты от бизнеса и чиновники специально собрались вместе на площадке ТПП, чтобы поговорить о тех мерах, которые местные власти намерены реализовать, чтобы помочь предприятиям пережить кризис.

Опоздали на десятилетие

Владимир ПожаровМинистр экономического развития Саратовской области Владимир Пожаров, тоже приглашённый на совещание, в очередной раз рассказал о том, что представляет собой правительственный план по обеспечению устойчивого развития саратовской экономики. Антикризисным его называют «за глаза» и по сути. Официально это плановая работа региональных властей по достижению высших целей. В общем-то, ничего кроме целей пока что в антикризисном плане и нет. И чиновники этого не скрывают. Владимир Пожаров так и говорит: документ, мол, рамочный, программный, не догма, будет меняться и дорабатываться.

Эксперты и предприниматели соглашаются, что сам по себе план, конечно, хороший, исполнимый, и по нему вполне можно работать. Однако кое-какие «но» всё же имеются.

Валентин ПавлюковВалентин Павлюков, председатель совета старейшин при ТПП Саратовской области, экс-директор СЭПО, первым взявший слово, чтобы оценить работу правительства по разработке антикризисных мер, заявил, что нужный и важный план родился у власти поздно. Точно с опозданием на несколько лет. Другими словами, власть должна была гораздо раньше ставить перед собой задачи по поддержке реального сектора экономики, в том числе путём привлечения денег из федерального бюджета, а также по развитию кластеров и индустриальных парков и по содействию в обеспечении рынков сбыта для саратовских товаропроизводителей. А взялись за это только сейчас, когда, грубо говоря, жареный петух клюнул.

«На что я обратил внимание в первую очередь, так это на то, что из 70 пунктов плана 26 начинаются с намерения разработать программу, разработать план действий, разработать план развития, план мероприятий и прочее. Это всё протоколы о намерениях. А в сегодняшних условиях нужна программа конкретных действий», – заявил Павлюков. По его словам, эту программу с конкретными механизмами достижения поставленных задач необходимо иметь уже в конце первого квартала (а не к 1 мая, как планируют власти) и тут же запускать её в работу.

«Вот по тем же кластерам, например. Ведь внутри каждого кластера отдельные предприятия, отдельные заводы, которые требуют особого подхода и особого внимания. Если их расписать, это уже будет отдельная программа, – отметил эксперт-промышленник. – Но в ней должны быть конкретные сроки и конкретные исполнители. Не просто «министерство промышленности и энергетики Саратовской области», а конкретные люди с конкретными именами. Должны быть указаны источники финансирования и ожидаемая результативность».

В программе развития сельского хозяйства, по словам Павлюкова, необходимо прописать конечные объёмы производства по каждому виду продукции. Если говорить о картофеле в частности, то региональные власти должны, мол, посчитать, сколько его нужно вырастить, чтобы прокормить население области и не нуждаться в египетской картошке. И так по всему остальному – мясу, молоку, овощам и прочему. Интересовал Павлюкова и вопрос цен на продовольствие отечественного производства. Они растут как на дрожжах, хотя от импорта и курса валют зависят слабо или не зависят совсем.

Произвести продовольствие не значит иметь продовольствие

Министр экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области Владимир Пожаров поспешил напомнить участникам совещания, как формируется цена на конечный продукт.

«Мы же все бизнесмены тут (я – в прошлом, допустим), мы же все понимаем, что если все входящие растут, то как не должна расти цена на конечный товар? – отметил Пожаров. Смотреть нужно на нижнюю часть «айсберга» – на ставки ЦБ, на экспертные пошлины, которые несмотря ни на что не поддерживают нашего производителя, и так далее и тому подобное».

Что касается планов по производству продовольствия внутри региона, то, по словам министра, ориентировочные цифры уже прописаны в существующем, пусть и рамочном документе. И по картофелю, и по мясу, и по молоку, и по другим основным продуктам. Потому что конечная цель правительства области в том, что касается сферы сельского хозяйства, – вывести регион на полную самообеспеченность товарами сельскохозяйственного производства уже к 2017 году.

«Хотя это на самом деле не главное. Мы же не хотим к натуральному хозяйству перей­ти, – говорит министр. – Но обеспечивать себя всем самым необходимым мы должны быть способны. А вообще наши производители могут реализовать свою продукцию где угодно – и за пределами региона, и даже за рубежом. Мы только рады будем».

Председатель Агропромышленного союза Саратовской области Александр Ратачков заявил в свою очередь, что на сегодняшний день сельхозтоваропроизводители региона уже производят достаточное количество продуктов питания, чтобы прокормить местное население.

«Я имею в виду те 11 продуктов, которые определены санитарными нормами, – пояснил Ратачков. – Если говорить о зерне, то региону для собственных нужд – на производство хлеба и хлебобулочных изделий – нужно всего 450 тысяч тонн. По производству мяса птицы у нас свыше 100 процентов от потребности удовлетворяется, по овощам то же самое. Не обеспечиваем мы себя только говядиной и бараниной».

Николай ЯшинО том, что не всё у нас так хорошо с самообеспеченностью, как хотелось бы думать, заявил только Николай Яшин, заместитель директора Саратовского социально-экономического института РЭУ им. Г. В. Пл­еханова по научной работе и инновациям. Экономист отметил, что произвести сырьё в достаточном для санитарных норм количестве – ещё не значит быть способным прокормить население. Саратовский регион не располагает ресурсами для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.

«Я только один пример приведу: молоко. Не помню, сколько точно у нас его производится, несколько миллионов тонн, но суть в том, что перерабатывается на территории Саратовской области всего 10 процентов от этого объёма. Куда текут эти молочные реки?!» – поражался Яшин, отмечая необходимость развития инфраструктуры хранения и переработки как очевидную и обязательную в условиях кризиса и вне его.

И пусть налоги будут антикризисными

Ещё одна необходимость, не менее очевидная, по словам участвовавших в обсуждении экспертов, – это изменение Налогового и Бюджетного кодексов Российской Федерации.

Максим ФатеевПрезидент региональной ТПП Максим Фатеев заявил, что склонен поддержать предложение президента федеральной палаты Евгения Примакова об изменении пропорции, по которой налоговые доходы делятся между бюджетными уровнями. «Я согласен, что предприятие должно платить налоги в бюджет того региона, на территории которого оно работает, – отметил Фатеев. – Примаков предложил делить все отчисления в пропорции 50 на 50, то есть, чтобы половина налогов собираемых на территории субъекта Федерации оставалась у него и половина отправлялась в федеральную казну. Это справедливо».

Владимир Пожаров считает, что для облегчения взаимоотношений между предпринимателями необходимо обнулить ставку НДС. И попросил поддержать это предложение торгово-промышленную палату. По словам Пожарова, в настоящее время многие производители продовольственных товаров не могут войти в сетевой ретейл именно потому, что не работают по НДС. На предложение сетевиков самим оплачивать налог на добавленную стоимость они, естественно, отвечают отказом.

«Конечно, это же надо 18 процентов от выручки отдать, – поясняет министр экономического развития области. – Я думаю, что если не отменять НДС совсем, то можно сделать его ставку нулевой по ряду некоторых товаров. Например, для социальной группы продовольственных. Это сразу бы сняло множество проблем в отношениях между сетевиками и производителями продуктов, между производителями сырья и переработчиками. Вопрос этот больной, потому что НДС всё-таки – «священная корова» для нашего федерального бюджета».

Идея с обнулением ставки НДС понравилась Александру Ратачкову. Он отметил, что сельхозтоваропроизводители намеренно выбирают такие налоговые режимы, где НДС платить не приходится. Потому что это выгодно.

«Однако нам постоянно талдычат сверху, чтобы мы переходили на НДС. И так, мол, бюджет на нас будет зарабатывать ещё больше, – отметил глава областного агропромсоюза. – А я вот вообще считаю, что для фермеров нужно вводить «весенние каникулы», то есть освобождать от уплаты налогов на период весенне-летних полевых работ. Собирать налоги с крестьян можно в декабре, когда у них появляются реальные деньги».

Другие участники встречи заявил, что для бизнеса страшны даже не сами налоги, а частая смена налогового режима. «Предприниматели не успевают адаптироваться к быстро меняющимся условиям работы. Соответственно, не могут думать о завтрашнем дне, планировать развитие, – отметили эксперты. – Есть случай, когда один бизнесмен за десять лет работы сменил четыре налоговых режима. Это нездоровая ситуация». Здесь же родилось предложение ввести мораторий на смену налогового режима в течение нескольких лет.

В зависимости от федеральных решений

Предложение это, конечно, должно быть адресовано федеральным властям. И в ходе обсуждения антикризисных мер саратовские бизнесмены набросали для них ещё множество поводов подумать. Ключевыми проблемами, требующими решения от российского правительства, были названы, в частности, ставки по кредитам, которые сегодня просто душат и малые, и средние, и крупные предприятия, тарифы на энергоресурсы, которые в очередной раз повысятся в июле и станут ещё одним ударом под дых для бизнеса. Для сельхозтоваропроизводителей важно, чтобы нормально действовал закон о зерновых интервенциях и чтобы закупки проводились эффективно. Так, по словам представителей отрасли, из выделенных в прошлом году на закупки зерна 30 милллиардов рублей федеральный минсельхоз реально потратил только два миллиарда. От бездействия российских властей саратовские фермеры потеряли около 4,5 миллиардов потенциальных доходов.

В целом, одобрив рамочную антикризисную программу саратовского областного правительства, бизнесмены, работающие в регионе, сошлись во мнении, что если на федеральном верху не захотят или не смогут решить хотя бы тот небольшой ряд важнейших проблемных вопросов, обозначенных на местах, ни одна региональная антикризисная программа не сможет быть реализована.