Феномен контролерства

Оценить
Предотвращать спекулятивный рост цен на продукты питания стало повальной модой среди публичных лиц

Корреспондент «Газеты недели» отправилась по следам «народных контролеров» в торговые места Саратова.

Придут-уйдут

Барсучий жир по 600 рублей за бутылочку, личинки восковой моли по 350 рублей за банку... Вы спросите, зачем я перечисляю такую экзотику: просто немного жаль, что вся слава перепадает сахару, сыру, гречке и огурцам, а о других хороших товарах ничего не говорят. Сейчас подобные хорошие товары не пользуются популярностью, так же как традиционная зимняя сладость – мёд. Спрос на него этой зимой упал: жители Саратова не относят его к товарам первой необходимости.

– А-а, пусть ходят, проверяют! – восклицает продавец Алексей Агеев. – Цены у меня не поднялись, а даже упали. Экономят люди на мёде.

В лавке с кондитерскими изделиями продавцы никаких проверок не заставали. «Может быть, не в мою смену приходили», – предполагает Валентина Елагина и добавляет, что проверочные рейды со стороны важных лиц нужны для контроля качества и цен товаров. Не все продавцы и предприниматели, на ее взгляд, чисты на руку.

– Да толку-то? Придут, уйдут. При них продавцы цены опустят, а как они уйдут – опять поднимут. О нас, пенсионерах, никто не думает, – скептически отмечает одна пожилая покупательница.

– Ерунда. Людям заняться больше нечем. Цены в магазинах всякие бывают. Это же не только от продавцов зависит, – многозначительно добавляет другая женщина.

Бёдра, головы, сердца – любая часть кур на выбор в зависимости от величины вашей пенсии. На куриный фарш действует суперпредложение: при покупке двух лотков по 87 рублей третий дается в подарок. За соседним прилавком лежат цыплята с чернильными кляксами.

– Это такая маркировка – означает то, что товар прошел контроль качества, – говорит продавец Таисия Шмакова. Своих цыплят она выращивает сама, сама же их и продает. Высоких гостей, приходящих на Сенной, она не жалует. – Приходят, задирают носы и обзывают нас спекулянтами. Пусть лучше государство создаст нормальные условия в поддержку сельского хозяйства, частного предпринимательства. Если цены высокие, пусть регулирует ценообразование.

Так и не удалось найти ни одного продавца, к товару которого придрались бы наши неутомимые контролеры. Захотелось узнать, как к участившимся проверкам относится руководство Сенного рынка. Директора застать не удалось. Позже подчиненные передали, что начальник слишком занят строительными делами, и отвлечься от них – невыносимо тяжело.

Далее по натоптанным следам контролеров отправляемся в близлежащий сетевой магазин. Но не будем отбирать хлеб у наших уважаемых общественников и возмущаться ценами на молоко и подсолнечное масло. Узнаем главное.

– Проверки в сетевых магазинах проходят достаточно часто, – говорит представитель сети супермаркетов «Семейный». – Проверяют факт нахождения просроченного товара, соответствия ценников, санитарные нормы и так далее, поэтому к проверкам нам не привыкать, но, наверное, это и правильно, все-таки продукты питания. Насчет цен: действительно могу сказать, что многие цены увеличились на порядок, но повышают их отнюдь не сетевые магазины. Нам это просто не выгодно, нам выгоден товарооборот, то есть необходимо увеличение количества клиентов, которого не может быть при высоких ценах. Заверяю вас, что «маржинальность» сетевики не увеличивают, и по поводу повышения цен проверяющим наверно всё же лучше обратиться к производителям товаров. Скажу больше: если эти проверки приведут к общему пониманию ситуации и урегулированию цен на поставляемые нам продукты, мы будем только рады!

Отрыжка безудержного рынка

На контроль цен «ответственные товарищи» идут, как правило, не одни, а в сопровождении своей свиты и журналистов. Журналистов контролеры приглашают заранее – должен же кто-то запечатлеть звезду на фоне банок с тушенкой и майонезом. Проверяющих ныне стало так много, что есть опасения, как бы две ВИП-персоны, ведущие за собой по кучке журналистов, не встретились в узком проходе среди торговых рядов. Неминуемо встанет пробка.

Совершает традиционные осмотры рынков и сетевых магазинов губернатор, осуществляют рейды члены общественной палаты, не остаются в стороне от дела члены партии «Единая Россия». Те, кто в силу отсутствия полномочий или времени не могут участвовать в контрольных мероприятиях, раздают комментарии информагентствам. Вот и экс-губернатор Дмитрий Аяцков поделился на днях таким наблюдением: «Я вот недавно заезжал в «Ленту». Раньше люди нагружали тележки «с верхом». А сейчас видно: одно яблочко, одна баночка консервов и так далее – всего по одному. Видно, что экономят». Также Дмитрия Федоровича заинтересовало, что пакет вместо двух рублей стал стоить 2,5 рубля.

С тем, что спекуляции широко распространены, соглашается и координатор проекта «Народный контроль» партии «Единая Россия», член общественной палаты области Елена Резепова. Примерно раз в две недели она бродит по рынкам и сетевым магазинам, разоблачая спекулянтов, а пресс-служба сайта партии гордо докладывает о ходе ее инспекционных проверок (собственно, никакими другими достижениями «Единая Россия» пока не радует свой электорат). «Ажиотаж на кур прошёл, но многие продукты существенно выросли в цене», – сделала вывод Елена Резепова по результатам своего похода на Сенной рынок 11 февраля. Переработав полученную информацию, уже 12 февраля Резепова сообщила: в повышении цен виноваты не производители и предприниматели, а посредники между ними! Ранее «народный контролер» заявляла, что ажиотаж вокруг той или иной продовольственной продукции нагнетают журналисты.

А председатель общественной палаты Александр Ландо теперь смотрит не только на величину огурцов, но и на величину их цены. По-прежнему временами досаждают еще французские яблоки, но это мелочи. Все силы брошены на борьбу с гнильем и просрочкой, которые, по признанию Ландо, общественники находят «даже после всех проверяющих». Кроме того, общественная палата обладает даром незаметно подступать к проверяемому объекту. «А куда поедет прокуратура, даже продавцы за неделю знают», – заявил недавно Александр Ландо. Новая его инициатива – онлайн-трансляция с торговых залов рынков и сетевых магазинов, демонстрируемая для общественников прямо в здании ОП.

В общем, от проверок не скроется ни один торговец. Но эффективны ли они?

«Вы же видели в средствах массовой информации: после наших рейдов и правительство реагирует, и контрольные органы. Однако рычагов воздействия у нас очень мало», – отвечает руководитель группы оперативного реагирования общественной палаты Юрий Виткин.

«Никаких реальных рычагов, кроме взывания к совести, общественники не имеют», – сказала однажды Елена Резепова.

«А влияют или нет проверки на цены – вопрос относительный», – это слова Александра Ландо.

Стоит заметить, что контрольная деятельность входит в полномочия общественной палаты наряду с возможностью работать в составе комиссий областной думы и коллегий органов исполнительной власти. Их бы энергию да в мирное русло. Глядишь, и антикризисные меры помогли бы разработать.

Алексей Шминке, политконсультант:

ЭТО ЦИРКОВАЯ ПОЛИТИКА

Есть факты реальной политики, будь то захват Крыма или изменения в экономическом пространстве, связанные с отношением к этому мирового сообщества. Война – это реальность. А есть цирковая политика, которую творят люди, задача которых – отвлекать внимание, делать пассы руками, привлекать внимание публики. Это прирожденные клоуны, которые бьют себя в грудь и кричат: «Вы что, мужики? Такие деньги за нашу с вами свинину?» Как всякие мелкоплаватели, они отрабатывают свою мелкоплавчатую копеечку и тем самым накапливают информационный капитал, на следующем шаге конвертируемый в финансовый. Им важно быть рядом – вот Путин сказал, вот Баталина выступила, а вот и Ландо про цены не смолчал. Ничего в окружающей действительности не меняется, но помнится: этот чудак – за справедливость. Закон денежного потока гласит: кто ставит плотину через денежную реку, тот имеет возможность завладеть небольшой отмелью. На нее намоет потом.

Что касается роста цен на продукты питания, стоит вспомнить, что недавно на расширенном заседании правительства области Александр Ландо потребовал, чтобы министерство экономики регулировало рост цен на продукты питания. На что Владимир Пожаров ответил, что избежать роста цен можно только в том случае, если увеличить предложение. А значит, поддерживать производителя, например, снижая цены на топливо в посевной период. Это требует больших денег, но в области их нет. Регулировать цены другими способами не получится, пока на федеральном уровне не будут приняты соответствующие меры.