15 вёрст рельсового пути
Основным видом городского транспорта до начала ХХ века по всей России и в Саратове был извозчичий промысел. К концу XIX века число легковых, ломовых и так называемых зимников в Саратове перевалило за полторы тысячи. И всё же в воспоминаниях отмечалось, что «извозчиков было так мало, что отыскать дрожки стоило большого труда и не всегда удавалось. В ненастье улицы превращались в грязное болото, в котором беспомощно барахтались пешеходы и воза. Переправа через улицу совершалась таким способом: встречный мужик за пятак «на ассигнации» переносил через болото детей и барынь – на руках, а мужчин – на спине».
Первым по-настоящему общественным транспортом в Саратове стала конно-железная дорога. Договор на её постройку был заключён 25 декабря 1885 года Городской управой с частным лицом, кандидатом прав Л. П. Блюммером, действующим за себя и по доверенности за второго контрагента, титулярного советника Н. А. Рубинского.
Леонид Петрович Блюммер был крайне неординарной и даже авантюрной личностью. Дворянин, выпускник Московского университета, неутомимый журналист и редактор, свою журналистскую деятельность начал ещё в возрасте 19 лет в Петербурге, где до переезда в Москву год обучался китайскому языку на восточном факультете университета. После получения учёной степени Блюммер отправился за границу, где занимался изданием журнала «Свободное слово» (сначала в Берлине, потом в Брюсселе), газет «Весть» (в Берлине) и «Европеец» (в Дрездене). По возвращении в Россию либеральная тематика его изданий пришлась не по вкусу российским властям, и в 1865 году Блюммер попал под суд и был сослан в Томскую губернию.
В конце 1870 года Блюммеру были возвращены все гражданские права, включая право свободного поселения, и он приехал в Саратов. Здесь он развил обширную деятельность сразу в нескольких областях. Результатом этого и стало устройство конки. По договору с Управой контрагенты должны были в течение трёх лет выстроить 15 вёрст рельсового пути и устроить конно-вагонный парк. Для его размещения Городская дума выделила 92-й городской квартал. В этом квартале, ограниченном улицами Московская, Царёвская (Пугачёвская), Большая Казачья и Астраханская, и расположился конно-вагонный парк с конюшнями, жилыми домами, сараями (в т. ч. и вагонным) и мастерскими. Предусматривалось также строительство двух жилых помещений: «жилой дом для кучеров, конюхов, сторожей и рабочих до 300 куб. саж. помещения» и «жилой дом для Управления и служащих до 200 куб саж. помещения». Условиями предусматривалась даже меблировка дома управляющего на сумму в одну тысячу рублей.
Подрядчик И. Ф. Чернышёв в июле 1886 года обязался: «Все работы произвести с моими материалами и моими рабочими, согласно чертежам и по указанию Производителя работ, тщательно и из хорошего материала». Указан был и срок окончания работ по дому – к 15-му октября 1886 года.
В конце апреля 1887 года местная газета сообщила: «Управление конно-железных дорог в г. Саратове доводит до всеобщего сведения, что с разрешения... Управы правильное движение вагонов для публики начнется с 1 мая по улице Московской от Старособорной площади [Музейная] до вокзала железной дороги и по Большой Сергиевской [Чернышевского] от Московской до Александровской [Горького]». 30.04.1887 года состоялось торжественное открытие конно-железной дороги.
К 13.09.1888 года на обширной территории были закончены все необходимые сооружения: 8 конюшен, вагонный сарай, кузница, мастерская, подковальня, конский лазарет, каретник, амбары, погреба водокачка, парники и теплицы и различные вспомогательные помещения. Среди сооружений парка был выстроен и двухэтажный деревянный дом для конторы и квартиры управляющего конкой.
Занимаемое до 1918 года управляющими – сначала конно-железной дороги, потом электрического трамвая – здание (как и всё предприятие саратовского трамвая), после октябрьского переворота 1917 года было национализировано и передано под заселение работникам трамвайного парка.
Здание внешне неплохо сохранилось. Выполненное в сруб, из круглых брёвен, обшитых тёсом, оно выделяется входным порталом, выступающим за объём здания вверх и напоминающим небольшой мезонин, в котором устроено помещение третьего этажа, причём фронтон этого портала выполнен с большим выносом вперёд крыши. Такая форма здания, в отличие от архаичного образа деревянной крестьянской избы или княжеского терема, была для того времени весьма прогрессивной и остроумной. Это здание представляет большую ценность для настоящего и будущих поколений и является объектом культурного наследия. Оно по саратовским, степным меркам богато украшено пропильной резьбой. Подобное украшении окон, с очень развитым ажурным верхом, представляют собою так называемое очелье.
Вячеслав Давыдов, историк и краевед