Черный как знак бесконечности
Черный цвет – один из основных в нашей жизни. Неудивительно, что рано или поздно кто-то из молодых саратовских художников решит посвятить серию работ этой теме, а кто-то из музеев, соответственно, даст возможность зрителю с ними познакомиться. 13 февраля в саратовском художественном музее Радищева открылась выставка Елены Коровянко «Абсолютно черное тело».
Сама художница раскрывает это понятие и интерпретирует его с философской точки зрения: «Абсолютно чёрное тело – физическая абстракция. Его не существует в природе. А если бы существовало, воспринималось бы как дыра, как отсутствие изображения в привычной картине мира. Это аномалия зрения, переход между видимым и невидимым.
Абсолютно чёрное тело поглощает все падающие на него лучи и ничего не отражает. Может быть, это отсутствие изображения, а может быть, возможность увидеть что-то другое, не отражённый свет, а саму ткань бытия».
Безусловно, работы Елены концептуальны и, хотим мы того или нет, вызывают ассоциации со знаменитым «Черным квадратом» Малевича, которого, сетует художница, постоянно неправильно трактуют, видя в художественном решении обозначение конца всего, конца искусства, в то время как картину можно интерпретировать иначе – как символ бесконечности.
Символичны и картины Коровянко, на которых можно найти и затмение солнца, и рыбу, вытаскиваемую из воды, и рыбаков. Несколько выбиваются из общего символического ряда работы с чайником и кружкой – бесспорно, и они вносят определенную лепту в серию, но своей осязаемой вещественностью несколько разрушают ее пафос.