Территория выживания?
Перспективы выживания малого и среднего бизнеса в новых экономических реалиях на минувшей неделе обсуждались в рамках всероссийского форума «Бизнес-Успех» в Москве. Форум ежегодно проводится в это время и представляет собой финальную часть одноимённой национальной предпринимательской премии, а также конкурса среди муниципалитетов на лучший подход к поддержке предпринимательства. Всё проходит под эгидой «Опоры России». Однако в нынешнем году ключевыми темами для разговоров на форуме стали проблемы бизнеса и возможные пути их решения. Участники обсудили антикризисный план правительства и сделали предложения по его корректировке.
Куй меры, не отходя от кассы
Александр Бречалов, до недавнего времени возглавлявший всероссийскую общественную организацию малого и среднего бизнеса «Опора России», а сегодня занимающий должность секретаря Общественной палаты РФ, отметил, что для него лично нынешний кризис является вызовом.
«К сожалению, я прошёл через все кризисы в России и дважды разорялся, – сообщил он. – Не удивительно, что многие предприниматели сегодня задаются вопросом, а выживут ли они. Да, в правительстве подготовили антикризисный план, и он может быть актуален для сегодняшнего дня. Но мне почему-то кажется, что с регионами его не обсуждали, и уж совершенно точно не спросили мнения о нём у муниципалитетов».
Буквально на открытии форума, где Александр Бречалов выступил модератором, после всех приветственных слов, он предложил участникам – чиновникам и предпринимателям из регионов и муниципальных образований – поделиться своими соображениями о том, какими должны быть антикризисные меры, чтобы помочь бизнесу выстоять и развиваться в сложившихся непростых условиях. Самые достойные идеи, по словам Бречалова, будут включены в уже подготовленный пакет поправок, разработанный «Опорой России», и представлены вице-премьеру Игорю Шувалову на ближайших слушаниях в Общественной палате РФ.
Предприниматели откликнулись сразу.
Например, представители муниципалитета из Свердловской области заявили о необходимости оптимизировать градостроительные регламенты. По их словам, действующий сегодня порядок тормозит активность инвесторов, потому что при отсутствии проекта планировки территории бизнесу приходится делать его за свой счет. А проекты планировки территорий отсутствуют практически везде, так как у муниципалитетов нет на это денег. В сельских поселениях ситуация вообще выглядит патовой, потому что денег на проекты планировки нет не только у местных администраций, но и у местных предпринимателей. Поэтому в сёлах нет никакого развития.
От нашей Саратовской области тоже поступило предложение. Чиновник из Марксовского района предложил увеличить размер грантов, выдаваемых по линии Министерства экономического развития на открытие и развитие малого бизнеса. По словам саратовского представителя, в Марксе гранты очень популярны. Однако Александр Бречалов на это предложение поспешил возразить.
«Я, например, против этой меры, – заявил он. – Практика показывает, что она неэффективна. За прошлые годы в целом по стране на гранты было потрачено порядка 20 миллиардов рублей. Но при этом количество субъектов малого бизнеса не увеличивается».
Были от представителей регионального и муниципального предпринимательства и такие ожидаемые, в общем-то, предложения, как снизить процентные ставки по кредитам, устроить налоговые каникулы для предпринимателей, упростить земельные отношения, поддерживать финансово строительство овощехранилищ, потому что, мол, бизнес сегодня сам с этими задачами не справится, а решение их в условиях продовольственного эмбарго прежде всего в интересах государства.
На этом живое обсуждение идей закончилось, но предприниматели получили возможность отправлять свои антикризисные предложения на официальный сайт форума в режиме онлайн в ходе двухдневной работы съезда.
В информационном провале
В следующий раз антикризисные меры обсуждали на сессии «Территория бизнеса – территория жизни: развитие малого бизнеса в муниципалитетах», модератором которой выступил Сергей Борисов, председатель попечительского совета «Опоры России».
К муниципалитетам это мероприятие имело опосредованное отношение. Борисов в самом начале дискуссии сообщил, что весь малый и средний бизнес, по сути, взращивается в муниципальных образованиях, тогда как на региональном уровне формируется общая политика по данному направлению. Но абсолютно на всех уровнях люди сталкиваются с одной проблемой – отсутствием информации по существующим в стране мерам и способам поддержки малого бизнеса.
«Я пришёл к выводу, что нужно тех, кто отвечает за поддержку предпринимательства, воспитывать и учить. Чтобы специалисты в полном объеме владели бы технологией всех мер поддержки, – заявил Сергей Борисов. – Ведь зачастую используется самый примитивный путь – субсидии или компенсации части лизинговых платежей. Тогда как реальных возможностей сэкономить или получить финансовую помощь у предпринимателя гораздо больше».
Борисов привел в пример кредитные программы отдельных банков, о сути которых не осведомлены не только предприниматели, но и курирующие их чиновники. А также расширяющийся перечень гарантийных инструментов и, в частности, услуги уже полгода функционирующего Агентства кредитных гарантий.
«А ещё недавно был создан Фонд поддержки промышленных предприятий малых форм хозяйствования в Минпроме РФ, и там тоже есть деньги, которые предприниматели могут получить при соблюдении определённых критериев, – сообщил Борисов. – А ещё я знаю, что в программе Министерства экономического развития РФ заложены критерии для тех малых предприятий, которые являются стратегически важными. То есть если разложить все имеющиеся у предпринимателя возможности, то получится потрясающая картина. Но беда в том, что об этих возможностях никто не знает, и никто ими не пользуется».
По словам Сергея Борисова, сегодня как никогда важно научить муниципалитеты правильно доносить нужную информацию до предпринимателей. А также определиться с тем, кто должен снабжать сами муниципалитеты нужной предпринимателям информацией.
Прошедшее на базе Общественной палаты РФ мероприятие отчасти должно было эту проблему решить. В конце концов, здесь у муниципальных чиновников, присутствовавших на форуме, была возможность ознакомиться со всеми способами поддержки, что называется, из первых уст – от представителей банков, принимавших участие практически в каждой сессии съезда, до представителей федеральных министерств и Агентства кредитных гарантий.
Равные шансы для всех и торговли
Банкиры, кстати, в ходе проходившей дискуссии успели не только прорекламировать свои новые, соответствующие экономическим реалиям продукты, но и дать несколько рекомендаций федеральному правительству о том, как лучше взаимодействовать с предпринимателями в условиях кризиса.
Так, например, по словам Константина Басманова, заместителя председателя правления, руководителя блока «Малый и средний бизнес» ПАО «Промсвязьбанк», в поддержке государства сегодня нуждаются не только производственные предприятия, на которых ориентированы антикризисные меры федерального правительства, но и торговля, и сфера услуг. По нескольким причинам. Во-первых, потому что «торговля» и «услуги» традиционно дают наибольшее количество предприятий по сравнению с другими видами деятельности и демонстрируют самые высокие показатели занятости.
«Самая большая доля занятых в малом бизнесе людей – более 60 процентов – приходится именно на две этих сферы. Именно они обеспечивают больше всего рабочих мест и, соответственно, дают приличные налоги», – пояснил банкир. При этом Басманов отметил, что люди выбирают эти направления для открытия собственного дела по причине относительной дешевизны старта.
«Большая часть начинающих предпринимателей пробуют свои силы именно в тех видах деятельности, которые не требуют больших капиталовложений. И это абсолютно разумно. Нельзя пробовать заниматься бизнесом сразу со строительства завода – совершенно точно, вылетишь в трубу», – предупреждал он. Именно поэтому, по словам эксперта, в институтах поддержки малого бизнеса США и Европы отсутствует «жёсткая селекция по видам деятельности с точки зрения права на гарантийную поддержку».
Во-вторых, по словам Басманова, поддержка торговли и сферы услуг должна быть важна государству с точки зрения обеспечения занятости населения в условиях неизбежного роста безработицы. «Сегодня всем совершенно понятно, что крупные компании будут сокращать персонал, и единственная рабочая сфера, которая может абсорбировать эти рабочие руки – квалифицированные и молодые, – это торговля и сфера услуг», – уверен Басманов.
Заинтересованность банков в развитии торговли тоже, в общем-то, понятна. По словам представителя Промсвязьбанка, предприятия торговли и сферы услуг обеспечивают львиную долю кредитного портфеля любой кредитной организации. В заключение Константин Басманов сообщил, что с точки зрения поддержки предпринимательства инструменты гарантийной поддержки необходимо «отвязывать от видов деятельности, снимать ограничения и делать их широкодоступными для всех субъектов малого бизнеса».
Вопрос приоритета
С этой позицией в целом согласился и Сергей Борисов, дирижирующий дискуссией. По его словам, существующий мировой опыт «не с потолка взялся», а там – во всем мире – считают, что у всех должны быть равные права и шансы. «Сегодня у предпринимателя торговля, завтра у него же будет примитивное производство, послезавтра он займётся производством высокотехнологичным», – рассуждал Сергей Борисов.
А вот Наталья Ларионова, директор департамента малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России, с такой постановкой вопроса не согласилась. Она заявила, что в России огромное количество интересных высокотехнологичных уникальных производственных предприятий малых форм хозяйствования, которым в нынешней экономической ситуации без поддержки государства выжить будет крайне сложно.
«Я не очень разделяю переживания за торговлю, а вот за таких «малышей» болею душой, – сообщила Ларионова. – Накануне я весь день слушала какие-то фантастические рассказы про наши новые наукоёмкие производства. Буквально два года назад молодые ребята начали продвигать идею какого-то биологического тестера – уникальная разработка, – и вот они уже сертифицируются в Европе и получают заказы на несколько миллионов рублей. Или история представителей кабельного завода, которые рассказали о том, что не могут участвовать ни в каких госзакупках, потому что в России нет такой элементарной вещи, как тестовая база. Свою продукцию они вынуждены испытывать в Голландии и Италии, а это очень дорого. И вот вам всплывает на поверхность вопрос об импортозамещении. Я считаю, что в первую очередь поддерживать деньгами государства нужно именно такие предприятия, а не торговлю. Нельзя задвигать действующие промышленные предприятия, которые привлекают кредиты сегодня просто по бешеным ставкам. И которые, кстати, в отличие от торговли, дают работу профессионалам. Нам нужно расставить приоритеты: что важнее – торговая точка или сохранение научного потенциала?»
Худеющее антикризисное финансирование
Вопрос о первой-второй-третьей очереди поддержки так и остался открытым. Не решили и то, каким средствами и способами эту поддержку осуществлять. На сегодняшний день понятно, что вся программа поддержки малого и среднего бизнеса Минэкономразвития России разделена на две большие части. Первая половина имеющихся средств (т. е.10 миллиардов рублей) подразумевает финансирование инфраструктуры поддержки. В том числе гарантийные фонды, фонды микрокредитования, инжиниринговые центры и т. д. Вторая часть (ещё 10 миллиардов рублей) – это субсидии. В том числе гранты на открытие собственного дела, компенсация части процентной ставки по кредитам и лизинговым платежам.
«В последние годы такая мера, как предоставление грантов, у нас практически сошла на нет, – сообщила представительница Минэкономразвития РФ. – Правда, сейчас регионы решили к ней вернуться, потому что у всех весьма тревожные ощущения по безработице, скажем честно». Наталья Ларионова отметила, что субъекты Федерации вышли на министерство с просьбой увеличить лимит грантов, то есть поднять его максимальный размер с 300 тысяч рублей до 500 тысяч.
«Как мы поняли, регионы хотят иметь эту меру в запасе как способ быстрого реагирования на резкий рост количества высвобождающихся граждан, – пояснила чиновница. – Эта мера нужна только для того, чтобы занять чем-то население, дать людям возможность как-то пережить трудные времена, пока ситуация в экономике не стабилизируется».
Что касается остальных средств, предусмотренных на субсидирование, то они, по словам Ларионовой, и раньше уходили на поддержку приобретения оборудования и сейчас, скорее всего, будут уходить на те же цели. Через субсидирование процентных ставок по кредитам, лизинговым платежам, компенсацию авансовых платежей или просто компенсацию затрат предпринимателей.
В конце своего рассказа Наталия Ларионова предупредила, что из оставшихся 20 миллиардов рублей, выделенных на реализацию предусмотренных мер поддержки, Министерство финансов намерено отнять ещё 5 миллиардов. «В декабре у нас сняли миллиард на реализацию программ в Крыму. Сейчас мы попали под общее 10-процентное секвестирование. В общей сложности программа потеряла 3 миллиарда рублей, – сообщила чиновница. – Сейчас наша задача – отстоять 5 миллиардов, которые Минфин хочет у нас забрать в пользу фонда поддержки предприятий в научной сфере».