Неэлекторальный ресурс
Еще буквально лет десять-пятнадцать тому назад все информационные потоки попадали в головы потребителям посредством газет и телевидения. А потом появился его величество Интернет. И сегодня в мировой Сети можно найти всю или почти всю информацию о людях, событиях. Понятно, не обошла временная тенденция и нашу область. Число сайтов, страниц в социальных сетях, связанных с регионом, подсчитать трудно.
Появляются и исчезают сайты-однодневки, созданные специально для слива жареной информации, расширяются вширь и вглубь серьезные информационные порталы. Растет число сайтов, ориентированных на политически продвинутую публику. Некоторые из порталов остаются невостребованными, некоторые привлекают читателя своими фишками и наращивают аудиторию.
Сколько у нас в Саратовской области сайтов, не знает, пожалуй, даже министерство информации и печати. Но суть, собственно, не в этом.
Потому как сегодня мы будем говорить о сайтах как информационных ресурсах в политической и внутриклановой борьбе.
Официальная позиция
Изрядное количество сайтов Саратовской области создано официальными структурами. Областные дума и правительство, администрация Саратова и городская дума, администрации районов области, прокуратуры всех уровней, министерства и ведомства, политические партии и общественные организации. Все они имеют либо собственные сайты, либо электронные страницы на сайтах своих головных организаций. И все их легко найти с помощью любого поисковика.
Понятно, на всех этих сайтах размешается многократно выверенная официальная позиция. И для политических дрязг вроде бы не пригодная. Но это с какой стороны посмотреть. Потому как информационные сливы лучше всего организовывать с официальных ресурсов. Но это если умеючи. Поскольку с умением у наших нынешних политиков не очень, то официальные сайты используются для доведения до широкой публики официальной же информации. Впрочем, для простого обывателя это может быть полезным.
Дубль в Сети
Подавляющее большинство печатных изданий завели в Сети собственные сайты. Как правило, это электронная версия бумажного издания. Или нескольких бумажных изданий. Потому как масса молодежной аудитории уже не понимает прелести шуршащих, пахнущих типографской краской газетных страниц, а предпочитает читать не то что газеты – книги – в электронном виде.
Например, на сайте Saratovnews.ru представлены электронные версии популярных печатных изданий ООО «Союзпечать» – «Московский комсомолец в Саратове», «Аргументы недели. Саратов», «За рулем. Саратов», «Бульвар». Сайт Saratov-media.ru– электронный аналог Саратовской областной газеты.
Есть сайты и у телевизионных каналов. Например, ГТРК «Cаратов» – Gtrk-saratov.ru, ТВЦ – Forpost.tv.
Говорить о том, какую политическую составляющую могут нести эти сайты, бессмысленно, потому как сайт – плоть от плоти своего родоначальника.
Но здесь отдельной строкой надо упомянуть о сайте «Саратовского репортера», который делает Сергей Михайлов. Если газета с аналогичным названием выходит по необходимости, сайт живет более активно – Rsar.ru. Понятно, в ходе выборов девиз сайта совпадет с девизом газеты: любой каприз за ваши деньги.
Нейтрал
Самый старый информационный сайт общественно-политической, экономической и прочей самой разной направленности – это, безусловно, Sarbc.ru. Именно этот сайт посещает больше всего читателей. И не всегда на ленту информагентства заходят для того, чтобы познакомиться с сиюминутными новостями. Потому как на сайте есть страницы автомобилистов, недвижимости, банков, медицинская и масса иных узко и не очень профильных страниц.
Sarbc.ru, пожалуй, единственный самоокупаемый сайт на медийном пространстве региона. Понятно, никакой рекламой, в том числе и политической джинсой, на Sarbc.ru не пренебрегают. Иногда сайт может вести некрупные информационные войны против отдельных персонажей, в том числе и тех, кто к политике имеют опосредованное отношение, но являются вполне публичными личностями. Например, недавно на сайте был размещен ряд критический материалов в адрес ректора СГТУ Игоря Плеве.
В военный период избирательных кампаний нельзя исключать появление на Sarbc.ru изящной джинсы за или против того или иного кандидата, той или иной партии. Подобные вбросы будут не то чтобы очень эффективны, но вполне обоснованны в качестве информационного повода для последующих медийных баталий.
Истинные партийцы
Понятно, речь идет о партии власти, она же «Единая Россия». По большому счету, сегодня о ЕР, ее славных делах и прочих свершениях говорят не очень много. Потому как, есть подозрение, поводов для гордости мало. И как минимум в Саратовской области членство в партии – это уже не политические пристрастия и прочие убеждения, а билет во власть. Билет, который дает массу преференций, но и накладывает некоторые обязанности.
Потому есть сайты, которые на самом деле не рассказывают аудитории о делах партии и ее членов, а защищают власть и ведут борьбу против ее оппонентов. Война не всегда честная, но всегда непримиримая. Как правило, посетителей на таких сайтах не очень много, но это и не важно. Тут главное – выдать в свет нужную информацию, на которую в случае необходимости можно дать ссылки.
Saroblnews.ruстарательно клеймит недругов власти, зачастую выдавая за истину в последней инстанции чудные фантазии. Впрочем, все зарабатывают на кусок хлеба по-разному.
Mediasar.ru – тоже близкий к ЕР сайт. Говорят, что за учредителями «Медиасара» стоят молодогвардейцы. Сайт не то чтобы очень посещаемый, но регулярно обновляемый.
Сайт Saratovdaily.ru – относительно молодой игрок на медийном поле губернии. Но у него большое будущее. Потому как среди его идейных вдохновителей стоят такие люди, как вице-губернатор Денис Фадеев, депутат областной думы и бессменный помощник депутата Госдумы Николая Панкова Александр Гайдук и главный по идеологии в ЕР Роман Грибов. Сейчас сайт прославляет губернатора Валерия Радаева, не забывает делать комплименты в адрес руководителей страны. В ходе выборов, безусловно, станет активным агитатором, горланом... И, может, даже главарем. Но пока о лидерстве в областном интернет-пространстве речи не идет.
Разные
Есть на региональном медийном пространстве два одноименных сайта, но расположены они на разных доменах. Один – Sarinform.ru, второй Sarinform.com.
Sarinform.ru, понятно, хорошо относится с руководству Саратова, с вниманием – к городским проблемам. «Единую Россию» не то чтобы любит, но не критикует. Понятно, на любых выборах будет отстаивать интересы хозяина.
Om-saratov.ru тоже симпатизирует главе города. Весьма насыщен информационно, хорош своими литературными и прочими околокультурными публикациями. И, безусловно, славен журналистскими расследованиями. В дуэте с одноименным журналом «Общественное мнение», который тоже можно почитать на сайте: очень достойный ресурс. Журналисты холдинга – очень свободные, самодостаточные и смелые люди. Наверное, потому, что работодатели не требуют у них идти против собственных убеждений. Но у этой самодостаточности есть и обратная сторона – риск получить не только премию Боровика, но и побои. На откровенную выборную заказуху сайт не пойдет, а вот выдать изящную джинсу очень даже может. Но эта самая джинса не будет идти вразрез с принципами и убеждениями.
Sarinform.com имеет единственного учредителя. Он же директор, он же главный добытчик Александр Уриевский – хороший журналист и в душе либерал, но необходимость добывать средства существования может делать его сговорчивым.
Хозяйские
Два информационных агентства Vzsar.ru и 4vsar.ru подконтрольны депутату Саратовской областной думы Сергею Курихину. И если ИА «Взгляд» – официальное детище, то «Четвертая власть» собственностью Курихина не считается.
Тем не менее интересы Сергея Георгиевича прослеживаются на обоих порталах.
Надо сказать, что ИА «Взгляд» – самый оперативный информационно-аналитический сайт. И, как правило, самый цитируемый. Что не удивительно: источников информации у Курихина в достатке, журналистский коллектив грамотен и профессионален. Пока по информациям на сайте можно отследить объекты повышенного внимания депутата. Например, такое чрезмерное внимание уделяется министру экономики Владимиру Пожарову, председателю областной думы Владимиру Капкаеву и его заместителю Александру Сундееву. Не очень любит Сергей Георгиевич московского бизнесмена Аркадия Евстафьева. Но за всеми «пристрастиями» Курихина легко прослеживаются коммерческие интересы.
На любых выборах оба информагентства будут выполнять те роли, которые уготовит им учредитель. Впрочем, не исключено, что именно он будет распределять главные роли и во всем выборном процессе.
Vremenynet.ru – персональный сайт Петра Красильникова, бывшего главного редактора газеты «Время», яркой звездой горевшей на медийном небосклоне несколько лет. Петр Красильников – талантливый журналист, гениальный мистификатор и публицист. В силу многих обстоятельств Петр Николаевич с удовольствием отдаст свой сайт и свой талант в надежные руки. Но за очень приличные деньги.
ИА «Версия-Саратов» – еще одно детище опального бизнесмена Леонида Фейтлихера. Хорошая лента новостей, прекрасные тексты Михаила Деришева, Романа Арбитмана. Абсолютно неэлекторальный сайт. Потому как его посетители знают подноготную многих политических процессов и на примитивные информационные разводки не купятся никогда. Понятно, Nversia.ru никогда не будет играть на стороне власти и «Единой России». Но никакой угрозы для них не представляет.
ИА «Свободные новости» – второй (но не последний) медиапроект Аркадия Евстафьева. За очень короткий срок сайт стал полноправным членом топ-десятки информационных агентств региона. Помимо оперативной ленты новостей, на сайте есть масса различной информации. Бесспорными находками коллектива стали видеоролики с клипами песен на современные политические темы, блоги авторов с разными политическими пристрастиями, достойные аналитические тексты, «культурные» обзоры.
В ходе избирательной кампании на Fn-volga.ru власть и партия могут не рассчитывать. Более того, сайт уже славен своими разоблачениями видных партийцев, которых на сайте критиковать считается хорошим тоном.
Чьи вы?
Совсем недавно на медийном поле Саратовской области появился сайт-загадка – Sprut.so. Этакий обличительный ресурс, клеймящий всех и вся. Обновляется он очень редко, последняя публикация датирована 13 января. Но каждый текст там – шедевры сливного дела. «Наезд» на Олега Грищенко, слегка скабрезная статья с упоминанием Дениса Фадеева и Романа Грибова, претензии к Олесе Горячевой. И так далее и тому подобное. Создателей сайта ищут практически все герои текстов. Но пока безуспешно. Есть подозрение, что ближе к выборам хозяин найдется. И запросит за свои услуги немалые деньги. Или огребет крупные неприятности.
Теперь итожим
На самом деле сегодня Интернет – по крайней мере в его информационно-аналитической составляющей – пространство для думающей публики. И эта публика на выборы не ходит. А если и ходит, то в роли наблюдателей.
Потому сайты, информационные агентства и даже интернет-телевидение никогда не повлияют на ход выборов. Даже если эти выборы будут честными.
Просто те люди, которые ходят на избирательные участки, не считают нужным утруждать себя поисками информации, ее анализом. Им нужны простые и готовые решения всех проблем. Например, вот приедет барин, барин нас рассудит.