Никто ничего не может гарантировать
– К борьбе с кризисом готовы? – спросил рассаживающихся за столом коллег депутат Леонид Писной. Но все приглашенные на заседание комитета по экономике Саратовской областной думы молчали, не поддерживали веселого тона. Потому как чего веселиться-то? Если слово «антикризисный» нельзя говорить, то это не значит, что его нет и всё хорошо. До какой степени плохо, не понимали разве что председатель Общественной палаты Саратовской области Александр Ландо и молодой по возрасту депутат Сергей Нестеров. По крайней мере они задавали свои вопросы бодро, живо, задорно и требовательно. Как будто это у других есть обязанность кризис преодолевать, а у них только эти чужие усилия взыскательно контролировать.
План есть, но развитие и стабильность от него мало зависят
Министр экономического развития Саратовской области Владимир Пожаров сразу предупредил коллег, что план этот несколько раз переделанный, но до сих пор рамочный. Потому что создаваться он начал до того, как был вынесен на люди федеральный документ с мерами, которые нельзя называть антикризисными. Когда наверху договорились, что это будет План обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, то в регионах свои проекты тоже под заданное направление подстроили. Но неожиданно получилось, что наш региональный план оказался более развертнутым, чем федеральный. Министерство за это покритиковала общественная палата. Министерство критику восприняло и сократило свой План, убрав всю детализацию. В дальнейшем на заседании выяснилось, что без деталей правительственный План общественной палате тоже не нравится. Но их слово в данном случае все равно не главное. Гораздо важнее правильно зафиксировать установку сверху, что меры предлагаются в условиях «влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры», и они должны опираться на мероприятия по стабилизации ситуации на федеральном уровне. А там с ними, честно говоря, не очень торопятся.
Главные докладчики – министр экономического развития Владимир Пожаров и министр промышленности Сергей Лисовский – неоднократно напоминали собравшимся в парламентском центре депутатам о том, что многие федеральные меры сформируются только к июлю. Тогда будет прописываться и финансирование направлений. А пока речь идет только о рамочном документе. Это, конечно, не значит, что нужно сидеть сложа руки и ждать, когда кто-то наверху что-то решит. Поэтому в Саратовской области принято решение работать более интенсивно, и уже к 1 мая подготовить документы, расшифровывающие общие положения Плана. Нужно понять объективно, где мы находимся, призывал к конструктивной работе всех депутатов Владимир Пожаров. У нас уже проявляются отрицательные явления (не сказал, чего): резкое усиление инфляции, сокращение доступности кредитных ресурсов. А впереди свои, индивидуальные провалы, которые последуют за характерным для области дисбалансом экономики.
Главная «засада» в этом дисбалансе состоит в том, что большая часть изготавливаемой в регионе продукция – это комплектующие. Их не продашь на рынке как самостоятельный продукт. Наши предприятия встроены в чужие производственные цепочки. Министр Пожаров не стал посыпать голову пеплом и вспоминать, что та же самая проблема уже беспокоила саратовское правительство в кризис 2008–2009 гг. Но тогда выводы были не сделаны. Но и говорить про то, что беда придет откуда не ждали, не мог. Всё известно заранее: начинает лихорадить АвтоВАЗ, вслед за ним тут же реагирует десяток наших предприятий.
Износ инфраструктуры со времен прошлого кризиса стал еще более заметен. И возрастная структура населения, с большой частью старых и малых по отношению к количеству работающих, не изменилась. Так что высокая нагрузка на бюджет сохраняется. И государственный долг равный областному бюджету никуда не делся. Но анализировать вот эту стабильность в плохом смысле слова себе дороже. Во-первых, про кризис договорились молчать изо всех сил, во-вторых, что ж самим признавать, что все недоработки плохого правительства Ипатова никуда не делись и при хорошем правительстве Радаева.
У саратовского министерства экономического развития есть понимание, что придется поддерживать и уязвимые слои населения, и предпринимателей. Но какие будут выделены под это деньги из федерального бюджета, не ясно. А если цифры из Москвы нет, то мы не можем планировать и свою составляющую софинансирования. Так что искать антикризисные миллионы или миллиарды в своем областном бюджете время еще не пришло. По сути можно обсуждать только нефинансовую поддержку. На треть или вполовину сократить время согласований формальностей и документов между властью и предпринимателями? Довести до максимума долю малого бизнеса в ходе госзакупок или определить ей потолок сильно меньше 25 процентов от общего объема?
Все понимали, что на развитие малого и среднего бизнеса особых денег область не дождется. Своих точно не будет. Потому как уже в разных других обещаниях федеральному центру значится выход Саратовской области на бездефицитный бюджет к 2017 году. Это очень напряженная бюджетная ситуация, которая означает, что власти области не могут принимать на себя никаких дополнительных расходных обязательств. Ведь резкого роста доходной базы не предвидится.
Председатель бюджетного комитета Николай Семенец спросил министра, какими рычагами планирует пользоваться федеральная власть, чтобы стимулировать производство. Владимир Пожаров ответил, что сейчас запускается механизм проектного финансирования, суть которого в том, что банки будут согласовывать предварительно одобренные к кредитованию проекты чиновникам для оценки их влияния на экономику. Ну и еще вроде принято решение или вот-вот будет принято по возмещению процентной ставки по кредитам из расчета 2/3 ключевой, а не ставки рефинансирования, как сейчас. Вот-вот должны принять поправки в Налоговый кодекс по расширению действия патентов, что позволит вывести из тени тысячи предпринимателей, которые сегодня вообще ничего не платят.
Предприятиям, реализующим инвестиционные контракты, согласованные с правительством области, планируется сильно снижать ставку налога на прибыль. По сути, вместо 20-процентного налога предприятие заплатит в бюджет только 5 процентов. И всего 1,5 процента для таких проектов предлагается ставка на имущество. Всё это, конечно, потери областного уровня бюджета. Но тут уж придется выбирать, кого спасать – или доходную часть бюджета, или экономику. Еще запутаннее со снижением налоговых платежей для тех, кто практикует «упрощенку» или «вмененку». Потому что эти платежи зачисляются в муниципальные бюджеты, которые из нынешнего командного пункта вообще очень слабо просматриваются.
Депутаты-эксперты поговорили о кровле и молоке
Депутат Леонид Писной – самый известный в городе застройщик. И он славен тем, что всегда может предложить что-то интересненькое по животрепещущей теме. Вот и на этот раз он обратил внимание коллег на 2,5 миллиарда рублей, которые начиная с 2015 года будут уходить в неизвестном направлении. Это деньги, которые собираются от взносов на капремонт. И на них нужно менять крыши, перекладывать трубы, обновлять электропроводку, ну и еще делать много чего. Но беда в том, что материалы для этих ремонтных работ практически не производятся в нашем регионе, и их придется закупать в других городах и весях. То есть отдавать свои саратовские миллиарды на сторону. Мы производим цемент, известь, кирпич, но совершенно не думаем о насыщении рынка саратовскими кровельными материалами, фаянсом, рубероидом и другим важным и нужным для ремонтных работ. Отвергать идею не стали. Будут думать.
Депутат Сергей Михайлов на заседании по обсуждению плана устойчивого развития экономики области почему-то стал говорить из своего статуса гендиректора молочного комбината. Его интересовало, что будет с переработчиками в Саратовской области. Кто собирается отстаивать их интересы? Вот Байзутдинов увозит свое марксовское молоко в «Вимм-Билль-Данн», а ему на Энгельсский завод приходится молоко из Татарстана завозить. Неужели нельзя произведенное здесь в регионе и оставлять?
Министр сельского хозяйства Александр Соловьев напомнил Михайлову рыночный закон, что товар идет за ценой. И если покупатели внутри региона будут предлагать производителям молока достойную цену, то, конечно, оно здесь останется.
– То есть не будем ограничивать вывоз? – еще раз попробовал уточнить Михайлов.
– Нет, – ответил министр.
– А как вы тогда нас, производителей, обеспечите мясом и молоком?
Александр Соловьев посоветовал производителям создавать вертикальные холдинги, чтобы самим себя обеспечивать сырьем. Разговор перекинулся на свинокомплекс «Хвалынский» в Энгельсском районе. Гендиректор Михайлов напомнил, что вся производимая там продукция уходит за пределы региона. И областная власть что-то сильно недосмотрела, потому что не настояла на том, чтобы свинокомплекс оборудовал у себя первичную мясопереработку и продавал разделанное подготовленное мясо энгельсским производителям колбасы. Но Александр Соловьев сказал, что у него нет претензий к хозяевам свинокомплекса в Энгельском районе. И вообще «это ростки». Михайлов в сердцах ответил, что это не ростки, а страшная вонь, и скоро весь Энгельсский район против таких инвесторов поднимется. И что 23 новых рабочих места на этом заводе – это смешно. Александру Соловьеву очень не понравилось выступление Михайлова. А вот председатель областной думы Владимир Капкаев Михайлова поддержал. И сказал, что ему кажется вполне резонным подумать над предложением оставлять продукцию в регионе.
Некоторые любят погорячее...
Расширенное заседание комитета получилось насыщенным и деловым, несмотря на особенность, которую подметил Владимир Капкаев: «Слова «антикризисный план» ни разу не звучали, хотя, может, так и лучше». И даже два критика правительственного Плана действий в лице председателя Общественной палаты Саратовской области Александра Ландо и депутата облдумы Сергея Нестерова не испортили впечатления. Хотя очень старались.
Как выяснилось, Александра Ландо вообще хотели не приглашать на эту встречу. Но его провел на заседание председатель облдумы. И за это он, обиженный депутатами, выразил благодарность. И уж конечно, не молчал. А спрашивал, почему это все так легко соглашаются с тем, что доходная часть областного бюджета расти не будет. «Да основная ваша задача, чтобы доходная часть увеличивалась!» – обращался он, наверное, и к чиновникам и депутатам, у которых в обозначении статуса есть слово «экономика». Ландо была непонятна и роль министерства в обеспечении кредитования. Это ж дело банков и клиентов, ну, может, федерального правительства. По мнению председателя общественной палаты, министерство, вместо того чтобы играть вот в такие непонятные игры, должно расписать заказы на два миллиарда рублей, которые уходят на покупку продуктов питания для больниц, школ и детских садов, и помочь этим деньгам попасть к саратовским производителям. А еще можно опять же кнутом и пряником заставить выйти на свет нелегальных предпринимателей. Их целых 500 тысяч в Саратовской области. И они могут принести в бюджет сверхдоход в пять миллиардов рублей.
Владимир Пожаров едва успел ответить. Что максимальный штраф за незаконную предпринимательскую деятельность составляет всего две тысячи рублей и собирать их мартышкин труд. И что, пока другого «кнута» нет, министерство ставит на «пряники», которыми планирует ежегодно выманивать из тени 50 тысяч предпринимателей. Разве этого мало?
А Ландо уже интересовало, что это за льготы производственным кластерам, о которых все столько говорят. Надо думать не об объемах производства, а о том, сколько эти предприятия доходов в бюджет принесут! Министр Сергей Лисовский сказал, что у него не вызывает на самом деле никаких сомнений только металлургический кластер, который и продукцию, и налоги в конце концов давать будет. А с остальными еще не совсем понятно, что получится. Вот, например, рассчитывали на кластер транспортного машиностроения, но до сих пор не подписан контракт с РЖД, и значит, нельзя на него рассчитывать. Существующие заводы вон останавливаются.
А потом Ландо совсем разошелся и так поддержал предложение депутата Писного, что тот сам опешил. По мысли Ландо, собранные деньги на капремонт, конечно, должны оказаться в казне. Такая вот задача. Его поправили осторожно. Дескать, не эти деньги должны остаться, а налоги, которые предприятия заплатят, получив их.
А вот кого было невозможно и поправить, так это Сергея Нестерова. Он то ли намеренно, то ли будучи не в силах сдержаться, не скрывал нахлынувшей на него антипатии к министру Сергею Лисовскому. Требовал от него то отчета по саратовской доле от 70 млрд федеральных рублей, которые обещали направить на помощь импортозамещению, то списка мероприятий по помощи системообразующим предприятиям. То вообще предлагал объединить министерство промышленности и министерство экономического развития.
Сергей Лисовский попытался объяснить Сергею Анатольевичу механизм распределения федеральных средств. Дескать, в списке несколько тысяч наименований продукции, которая нуждается в импортозамещении, что ее надо сначала распределить по заводам, а уж потом будет видна региональная составляющая в этой работе. Но Нестеров покрикивал на министра со своего места: «На опережение надо работать! На опережение!» Хотя, казалось бы, какое право у него есть инспектировать министра промышленности? Он же в роли председателя комитета курирует отрасль ЖКХ.