Нет автобусам! Да электричкам!
С понедельника в Саратовской области возобновились маршруты курсирования 11 пригородных электричек, ещё 2 маршрута должны начать работу во вторник. Как сообщают федеральные СМИ, на текущей неделе по всей России планируется возобновить маршруты более 300 электричек. По данным областного минтранса, в нашем регионе планируется восстановить более 50 маршрутов (39 из них проходят по территории Саратовской области и уходят в соседние).
«Вы что, с ума сошли, что ли?» – возмутился Владимир Путин и потребовал восстановить работу электричек немедленно, а с разногласиями разбираться уже потом. И вот уже разногласий между ОАО «РЖД» и региональными правительствами нет как нет. А ведь ещё недавно перекладывали вину за сокращение маршрутов друг на друга. И вот запестрели региональные СМИ новостями о возобновлении работы пригородных поездов. Уже в день президентского гнева, 4-го февраля, РЖД сообщило о планах госкомпании по восстановлению электричек «в минимально возможные технологические сроки». 5-го февраля вице-президент РЖД Михаил Акулов рассказал, что через два дня восстановление электричек произойдёт на 90 процентов, а на текущей неделе будет доведено до прежних объёмов «в полном размере».
На сайте Приволжской железной дороги оперативно появилось сообщение о восстановлении пяти поездов и маршрутов с 8-го февраля, ещё двух – с 9-го февраля. «В соответствии с поручением правительства РФ и заказом министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области в 2015 году в график движения пригородных поездов дополнительно включены наиболее востребованные маршруты, – сообщило ПЖД. – О включении в график движения других пригородных поездов будет сообщено дополнительно».
По данным министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, в нашем регионе «Саратовская ППК» отменила в 2014 году 25 из 48 пригородных поездов (свыше 50 процентов), а «ППК «Черноземье» – 38 из 42 поездов (90%). В конечном итоге под угрозой срыва оказались почти все маршруты: региональный комитет по тарифам никак не утверждал тариф на перевозки, а без него СППК не могла заключить с правительством договор на перевозки на февраль и последующие месяцы 2015 года. Заместитель председателя областного правительства Валерий Сараев предложил заменять сокращённые электрички автобусами, однако из-за плохого состояния региональных дорог (нормативам не соответствует 91%) это решение представлялось достаточно проблематичным. Зашла речь о создании новой пассажирской компании без участия РЖД.
Надо отметить, что многие не очень поверили в искренность президента, сочтя его возмущение и публичный выговор вице-премьеру Дворковичу популистским шагом. «Конечно, Путин, сыгравший вчера мини-сценку «с ума посходили, верните обратно», отлично знал, что электрички отменяют (это происходит уже два года), поддерживал и согласовывал это решение, – написал в своём блоге известный оппозиционер Алексей Навальный. – Просто сейчас политическая стоимость таких решений оказалась гораздо выше, чем предполагалось. Когда отмены пошли не маршрутами, а аж регионами, народ сказал: «Даже в проклятых 90-х не отменяли, а на 15-м году стабильности это уж совсем нам не годится». Более того, Навальный обратил внимание, что в самом начале 2015 года, когда регионы и без того страдали от сокращения маршрутов, правительство увеличило плату за аренду инфраструктуры (её, как и подвижный состав, пригородные компании арендуют у самой РЖД) в 25 раз! «Еще смешнее всё это читать, уже зная, что меньше чем через месяц правительство выделит огромную субсидию на срочный запуск электричек после выговора Путина, – поясняет Навальный. – То есть нарешали чего-то 5 января, Медведев бумажки подписал, а через месяц всё это оказалось ничтожным».
По сообщениям СМИ, затраты на восстановление отменённых электричек РЖД оценивает не менее чем в 22 млрд рублей. 8,3 млрд из них компания планирует получить из региональных бюджетов.