«Саратовские авиалинии»: новые горизонты, новые высоты

Оценить
9 февраля – День гражданской авиации России

Успешное предприятие – это не стены здания, не обстановка в офисах и даже не инновации и новейшее оборудование. Прежде всего это люди, создающие эти самые инновации и работающие в одной команде на один результат. И в авиакомпании «Саратовские авиалинии» такая команда есть. В День гражданской авиации наш корреспондент пообщался с несколькими специалистами этой большой авиационной семьи.

Начальник «города»

У директора аэропорта Игоря Натыкана в подчинении десяток наземных служб «Саратовских авиалиний», занимающихся организацией перевозок, спецтранспортом, подготовкой аэродрома к полетам, электро-светотехническим обеспечением полетов, сантехническим обеспечением, производственными вопросами. Аварийно-спасательная служба тоже в его подчинении. Перечислять пункты обширной зоны ответственности Игоря Николаевича можно долго. И ежедневно ему приходится управлять таким городом в миниатюре. Помогают ему около 400 сотрудников!

Стаж выпускника Киевского института инженеров гражданской авиации Игоря Натыкана ведет отсчет с 1973 года, в саратовской авиакомпании он работает с 1991 года. Его трудовой день начинается с пятиминуток. Ситуация за последние сутки? Сколько самолетов отправляется в ближайшее время? Сколько было задержано, не было ли жалоб?

Игорь НатыканВ туманную погоду и в Саратове, и московских аэропортах может скапливаться по несколько рейсов, в каждом из них по сто человек. Для пассажиров нужно организовать питание, кого-то нужно расселить. «Безопасность полетов – главный принцип работы нашей авиакомпании. И если происходят задержки рейсов из-за метеоусловий, мы организуем для пассажиров и горячее питание, и напитки. В активное туманами время у предприятия уходит на эту статью расходов до миллиона рублей. Но наши пассажиры должны быть спокойны, что о них позаботятся», – говорит директор аэропорта Саратова.

«У нас не может возникнуть ситуация «неожиданно зимой выпал снег», наши службы работают в круглосуточном режиме. Часто происходит «усиление», когда привлекается дополнительная техника для расчистки от снега – снего­очистители, тракторы, бульдозеры, увеличивается число сотрудников, задействованных в очистке рулёжных дорожек, взлетно-посадочной полосы, подготовке самолетов к вылету. Мы не можем себе позволить «расчистить потом». Мы работаем для людей, работаем здесь и сейчас». Всё приходит с опытом, огромный поток рабочих вопросов, которые приходится решать постоянно, Игорь Николаевич считает обыденным.

Более 40 лет назад Игорю Натыкану кто-то подсказал выбрать профессию, в которой он не ошибся, верен ей всю жизнь. А День гражданской авиации Игорь Николаевич отмечает как собственный день рождения или дни рождения детей.

«Летающий компьютер» со своей философией

Яркие, солнечного цвета самолеты «Embraer» с надписью на фюзеляже «Саратовские авиалинии» хорошо знают в России. На сегодняшний день саратовская авиакомпания является единственным эксплуатантом в нашей стране «Embraer-195».

Сергей КачкуровПриобретать эти среднемагистральные лайнеры «Саратовским авиалиниям» помогал Сергей Качкуров, проработавший 12 лет в Канаде инженером-механиком по технической эксплуатации летательных аппаратов и двигателей, в том числе типа «Embraer». Теперь Сергей Музович – заместитель технического директора по эксплуатации иностранной авиационной техники ОАО «Саратовские авиалинии».

Выпускник того же Киевского института инженеров гражданской авиации Сергей Качкуров считает, что самолеты «Embraer» открывают перспективное направление для местной авиакомпании. По его мнению, зарубежная техника требует тщательного ухода, но в результате она более долговечна, чем отечественная. Понимая это, в течение последнего года руководство «Саратовских авиалиний» провело серьезную работу по оформлению сертификата на техническое обслуживание зарубежных самолетов, подготовке специалистов и условий для этого вида деятельности. Ведь в планах – приобретение еще двух подобных лайнеров. Всего неделю назад началось техобслуживание новых самолетов. Поэтому для самого Сергея Музовича и его коллег сейчас самая горячая пора.

«В январе наша авиационно-техническая база (АТБ) авиакомпании успешно прошла аудит авиационных властей Бермуд (по месту регистрации Еmbraer-195). Теперь мы сами будем обслуживать самолеты этого типа по формам Daily и Bi-Weekly Checks (ежедневное и по регламенту раз в две недели), – поясняет Сергей Качкуров. – Наша авиакомпания продолжит расширять виды деятельности, будет осуществлять диагностику всех неисправностей. А сейчас мы готовим сертификат для нового вида обслуживания, который необходимо проводить через каждые 750 часов налета, так называемые А-Check, более скрупулезные проверки. В марте откроется ангар, где мы сможем проводить эти виды работ.

У самолетов «Embraer» меньше механики и больше электроники. Для поддержания их летной годности нужен другой взгляд на организацию рабочего процесса, западная философия, которую и привез в Саратов Сергей Качкуров. В то же время он скромно считает свой приезд лишь заключительным этапом в преддверии нового проекта по техобслуживанию зарубежных самолетов. Сергей Музович уверен, что саратовские специалисты достойно провели свою подготовительную часть к новому виду деятельности. «Слаженная работа возможна только в хорошей команде, в нашей авиационно-технической базе – хорошая команда! Здесь хотят идти вперед и развиваться, а значит, будет будущее!» – говорит заместитель начальника АТБ «Саратовских авиалиний».

В кризис прибавилось оптимизма

Дмитрий АлексеевКризис создает определенные сложности для авиационной отрасли в целом, многие компании не выдерживают новых жестких условий. В «Саратовских авиалиниях» считают, что сложные экономические условия, наоборот, мобилизуют силы. Авиакомпания сохраняет рейсы в Анталью, в Салоники, Хургаду, Шарм-эль-Шейх, открывает новые направления в прекрасный курортный город европейского уровня Бургас (Болгария) и Стамбул, который распахивает перед саратовскими пассажирами целых два окна – в Европу и Юго-Восточную Азию. Как утверждает начальник отдела чартерных и грузовых перевозок ОАО «Саратовские авиалинии» Дмитрий Алексеев, поездки в Стамбул будут дешевле, чем в Прагу, благодаря скидкам турецких туроператоров и поддержке со стороны российских властей в части оплаты ГСМ.

– Саратовцы могут быть спокойны. На счетах авиакомпании размещены депозиты туроператоров, – напоминает Дмитрий Георгиевич. – В случае финансовых затруднений у партнеров мы всегда доставим наших пассажиров домой.

«Саратовские авиалинии» зарекомендовали себя как предприятие, которое четко выполняет свои обязательства. Поэтому бренд уже активно работает на самую авиакомпанию. Рекомендации клиентов помогают отделу чартерных перевозок под руководством Дмитрия Алексеева проделывать огромную работу по поиску и приобретению новых заказчиков.

– Уже более трех лет мы обслуживаем Центробанк, перевозим денежные средства в Чечню, Дагестан, Киргизию, Санкт-Петербург, Калининград и другие города. Теперь наши партнеры расширяют географию, дают нам новые направления: Самара, Саранск, Екатеринбург, Ижевск, – рассказывает Дмитрий Георгиевич.

«Почта России», которая сотрудничает с «Саратовскими авиалиниями» два с половиной года, увеличивает объемы работы на рейсах Саратов – Москва – Саратов и улучшает условия финансирования. Авиакомпания начала получать авансовые платежи. В 2014 году по федеральной программе «Саратовские авиалинии» осуществляли перевозку людей с ограниченными возможностями из Мордовии, Пензы, Саратова на лечение в Симферополь. Перевозка пассажиров осуществлялась в сложных погодных условиях. Граждан Пензенской области сотрудники «Саратовских авиалиний» из-за задержки рейса разместили на несколько часов в комфортабельном санатории, обеспечили двухразовым питанием. Авиакомпания получила благодарности от отделений фонда соцстрахования соседних регионов. Весной этого года «Саратовские авиалинии» продолжат работу по данной федеральной программе. А всентябре самолеты «Embraer» осуществят перевозки паломников из России в Саудовскую Аравию и Иорданию и обратно (программа «Хадж-2015»). Саратовское авиапредприятие продлевает и подписывает новые контракты с нефтяными и газовыми компаниями на перевозку вахт, а также контракты на перевозку команд футбольных клубов Высшей лиги, а кроме того, клубов других видов спорта, волейбола и хоккея. В кабинете генерального директора уже много вымпелов и благодарностей от спортклубов, чем в компании очень гордятся.

Авиакомпания, имея основную базу в Саратове, расширяет географию обслуживания, в том числе вылетов. Самолеты «Саратовских авиалиний» в этом сезоне продолжат программу чартеров в Анталью из Владикавказа и Нальчика, в Черногорию, Армению и Азербайджан из Москвы. По этим направлениям есть удобные и доступные трансферы из Саратова. В планах – создать новую базу в Египте и обслуживать города России.

– Наша компания из провинции не ограничивается Саратовом и может базироваться где угодно, конкурируя со столичными авиаперевозчиками даже за одиночные чартерные рейсы, – подчеркивает Дмитрий Георгиевич.

Новый топ-менеджмент авиакомпании в корне меняет мышление сотрудников предприятия. Условия кризиса заставляют специалистов «Саратовских авиалиний» расширять кругозор, диктуют нестандартные креативные идеи и схемы работы. Дмитрий Алексеев, работающий в компании всего три года, по натуре очень позитивный человек. И в условиях, когда многие организации попросту стремятся выжить, он сохраняет оптимизм, потому что видит пути развития для «Саратовских авиалиний» даже в непростые времена.

Миссия выполнима

Елена ГущинаЕсли «Саратовские авиалинии» планируют разработать новое направление, за дело берется департамент по управлению доходами. Заместитель директора департамента Елена Гущина работает на саратовском авиапредприятии с 1996 года. Менялись названия отделов, где работала Елена Владимировна, цели и задачи, но суть ее деятельности сохранилась: сопровождение регулярного рейса от его идеи до продажи билетов на рейс.

В этом департаменте всегда «жарко». Здесь отслеживают мнения саратовцев о назревающей необходимости определенного направления. Занимаются кропотливыми исследованиями, мониторингом направлений. Постоянно в процессе разработки новых рейсов, в том числе субсидированных по федеральным программам. Подразделение Елены Гущиной заключает договор с аэропортом посадки. Экономическая служба делает расчет себестоимости рейса. На основании этих показателей Елена Владимировна и ее коллеги определяют норму продажи билетов, тарифы с учетом сохранения социального тарифа на все направления, с агентами заключают договоры о продаже билетов.

Сотрудники департамента должны найти золотую середину, чтобы стоимость билетов устраивала пассажиров, а компания имела при этом доход. Слоты аэропорта посадки, то есть расписание, по которому коллеги в другом городе готовы работать, нужно соотнести с саратовским графиком движения. Заботясь о саратовцах, специалисты департамента продумывают всё до мелочей. Например, в курортный город Минводы пассажирам для удобства прохождения лечения лучше лететь в воскресенье или понедельник. Комфорт для пассажиров – это непременное главное правило работы в этом департаменте.

– Мы можем разработать один рейс за две недели, – рассказывает Елена Гущина. – Сколько бы времени ни занимал начальный этап, в моральном плане для нас он непростой. Нужно помнить обо всех даже мелких нюансах. Правда, мои коллеги прекрасно справляются со своими обязанностями, а мне остается только управлять процессом. Современные условия, с одной стороны, облегчают работу, но в то же время конкуренция ужесточается. Но и наличие конкуренции имеет свои «плюсы». Мы стремимся перенимать лучший опыт других авиакомпаний, двигаться вперед. Получилось у них – получится и у нас.

В настоящий момент «Саратовские авиалинии» открыли продажи на южные направления. Одни названия городов звучат, как песня: Сочи, Симферополь. В ближайшем будущем откроются продажи билетов на Анапу. Пора планировать лето и свой отпуск!

По словам Елены Гущиной, в период кризиса авиакомпании из других городов сами предлагают выполнять рейсы из своих аэропортов в разных направлениях. Только за последнее время с подобными приглашениями обратились авиапредприятия Астрахани, Волгограда, Минеральных Вод, Кургана, Владимира. Рейс в Анапу планируется выполнять из Волгограда. Из аэропорта Пензы самолеты «Саратовских авиалиний» будут выполнять рейсы в Сочи и в Симферополь. Из Астрахани – три раза в неделю летать в Сочи. «Саратовские авиалинии» собираются развивать собственные продажи через Интернет, предлагать дополнительные услуги – например, бронирование гостиницы, формирование индивидуального заказа на питание. Несмотря на кризис, в компании сохранили тариф «Социальный», по которому молодежь и пенсионеры могут летать по льготному тарифу.

Подержать за руку и поддержать беседу

Лариса ХрипинаПовстречав обаятельную Ларису Хрипину, вы ни за что не подумаете, что она – начальник службы, что в подчинении у нее 72 сотрудника, и работает она в авиакомпании почти 18 лет! Но и служба у нее особенная, самая привлекательная – служба бортпроводников. Правда, в последнее время женский коллектив, в котором долгое время оставался один бортпроводник, разбавил целый десяток молодых стюардов. И очень кстати. Они берут на себя обязанности, связанные с коммерческой загрузкой, особенно когда погода ненастная. А их присутствие в салоне действует на пассажиров успокоительно.

За последнее время служба проводников значительно помолодела, набрали много новых сотрудников. Они проходили серьезный отбор по здоровью и собеседование. Современным бортпроводникам требуется высшее или неоконченное высшее образование, знание компьютера, иностранного языка, а лучше нескольких. У них должна быть грамотная речь, опрятный вид. Важное личное качество – коммуникабельность.

– Не скажу, что у нас легкая работа, – делится Лариса Хрипина. – У нас очень много документации по технологии обслуживания, должностные инструкции. И все-таки наша деятельность не рутинная. Мы постоянно в движении. У нас замечательный коллектив. Ребята целеустремленные, которые хотят работать. С ними очень интересно общаться. Некоторые знают английский и французский языки, одна из стюардесс может говорить по-японски.

Лариса Хрипина старается организовать работу так, чтобы недочеты, которые допускают бортпроводники, возможно, из-за волнения, не были заметны пассажирам. Но именно молодые стюарды и стюардессы вызывают большие симпатии окружающих, и именно они чаще получают благодарности от пассажиров. Бывает, что женщины плачут от страха перед полетом, да и мужчины признаются, что боятся.

– Недавно один из пассажиров в благодарности написал, что страдает аэрофобией, полет на самолете вызывал панику, много наводил справок про нашу авиакомпанию, – рассказывает Лариса Хрипина. – Полет прошел прекрасно, он остался очень доволен. В отдельных случаях наши бортпроводники, буквально как няни, стоят рядом с пассажирами во время рейса и держат их за руку, беседуют с ними. Есть у нас постоянные пассажиры среди тех, кто летает в Москву. Они нас знают по именам, мы знаем их предпочтения. Для меня работать и с пассажирами, и с коллегами – одно удовольствие, особенно если рейс проходит гладко. Наши молодые бортпроводники вырастают в настоящих профессионалов. Я им очень благодарна. И кстати, хочу сказать, что мы всегда открыты! Приглашаем молодых, инициативных молодых людей, думающих о такой работе, попробовать свои силы. Может быть, это работа вашей мечты?

Питание на высоте!

Юлия ПанчуринаНа должность начальника цеха бортпитания Юлия Панчурина пришла недавно, в 2013 году, но уже заслужила признание коллег. Опыт подобной работы у нее был на железной дороге. По образованию она вовсе не повар, как мне представлялось. Она – хороший организатор, менеджер со стажем, который теперь руководит поварами, комплектовщиками, грузчиками – всего в цехе трудится 45 человек. Оказывается, и в этой сфере работникам требуется знание компьютера. Поэтому и молодые специалисты и со стажем хорошо дополняют друг друга. Надежной опорой Юлии Владимировны является заведующая производством Полина Патрушева, как раз повар по специальности.

– К моменту моего прихода в авиакомпанию меню бортпитания не менялось на протяжении двух с половиной лет, – говорит Юлия Панчурина. – Новое руководство «Саратовских авиалиний» поменяло инструкции, которые мы теперь исполняем. И рацион, и меню мы пересматриваем раз в полгода. К каждому рейсу готовится свежее питание. Наш топ-менеджмент находит возможности, чтобы предложить пассажирам больше, чем требуется по норме.

– Пониженное атмосферное давление на высоте способно менять внешний вид продуктов, – продолжает Юлия Владимировна. – Мы работаем над тем, чтобы пища в полете ничем не отличалась от обыденного питания. Для этого проводим тестирование, запускаем в полет опытные образцы. Кроме того, порции бортпитания необходимо правильно фиксировать и укомплектовывать, чтобы пища пассажирам в салоне подавалась в надлежащем виде. Для пассажиров бизнес-класса у нас предусмотрены льняные салфетки и фарфоровая посуда.

В самом цехе бортпитания тоже произошли существенные перемены. Отремонтировано здание цеха, закуплены производственные инструменты, тестомесители, холодильное оборудование, горячие столы. Ежемесячно цех бортпитания сдает пробы со всей продукции и раз в полгода получает сертификат соответствия на нее. Раз в три года Роспотребнадзор проводит полную проверку цеха. Ранее авиакомпания работала с перекупщиками. Теперь Юлия Панчурина старается заключать договоры с поставщиками мяса, молока, сыров, напитков напрямую, без посредников. Это гарантирует более высокое качество продуктов и соответствует ценовой политике «Саратовских авиалиний».

С праздником вас, профессионалы!

День гражданской авиации – это праздник по-настоящему сильных людей! В этой отрасли трудятся профессионалы, любящие свое дело и понимающие высокую степень ответственности своей работы.

Игорь ТретьяковОт имени коллектива авиакомпании «Саратовские авиалинии» поздравляю коллег с Днем гражданской авиации!

Желаю вам и вашим близким доброго здоровья, удачи, чистого неба, новых высот и дальнейших успехов в вашем благородном труде на благо Российского воздушного флота! Особая благодарность – ветеранам отрасли! Ваша жизнь – лучший пример служения стране и отечественной авиации, и за это вам всеобщий почет и низкий поклон. Главная цель нашей авиакомпании: нашим пассажирам должно быть с нами надежно, комфортно и безопасно! Поэтому в своей ежедневной работе «Саратовские авиалинии» стараются совершенствоваться, ставить новые цели и достигать их. Мы стремимся быть лучше! Спасибо вам за добрые слова и пожелания в адрес авиакомпании!

Игорь Васильевич Третьяков, генеральный директор ОАО «Саратовские авиалинии»