«Никогде»
Переиздан роман Нила Геймана «Никогде» (М.: «АСТ», 2014), написанный еще в 1996 году и являющийся новеллизацией его же собственного сценария телесериала, написанного для Би-Би-Си (он тоже, кстати, сравнительно недавно доступен на русском языке).
Книга Геймана ранее переводилась под названием «Задверье». Однако второй вариант более соответствует оригинальному «Neverwhere». Роман уступает культовым «Американским богам» в оригинальности интриги, однако это вполне цельная и профессионально исполненная вещь с крепким динамичным сюжетом и запоминающимися героями. Цитата на обложке недавнего издания геймановской сказки «Коралина» («Это «Алиса в Стране чудес», написанная Стивеном Кингом») к данному роману применима еще больше – даром что роль Алисы отдана трезвомыслящему и удачливому (в самом начале книги) лондонскому клерку Ричарду Мейхью. Тот, казалось бы, имеет все для счастья: хорошую работу с перспективой роста, удачно снятую квартиру, умненькую и симпатичную невесту Джессику и планы на будущее. Однако все эти планы рушатся, словно карточный домик, когда герой находит на улице раненую девушку. Он не оставляет ее в беде, и с этого момента всё у него идет наперекосяк: невеста уходит, квартира отдается другим, а вскоре Ричард понимает, что нормальные лондонцы отныне не обращают на него никакого внимания.
Такая грустная метаморфоза – расплата за встречу Ричарда с новой знакомой. Та наделена даром открывать проходы между мирами, причем ее мир весьма отличается от того, в котором обитает Ричард. Вернее, эти две вселенные – Лондон и Под-Лондон – существуют буквально в нескольких шагах друг от друга, но почти не пересекаются. Теперь нашему герою надо каким-то образом добиться права вернуться обратно в свой мир. Возможность такая имеется, однако шанс на возвращение стоит дорого. Ричарду Мейхью придется преодолеть немало препятствий, побывать в экзотических и опасных местах Под-Лондона, познакомиться со многими странными существами (на лицо ужасными и далеко не всегда добрыми внутри), оказаться на краю гибели и разок заглянуть в бездну, столкнуться с предательством, совершить подвиг, пережить разочарование и вновь обрести надежду.
В качестве «строительного материала» для повествования Гейман использует всё – легенду об Атлантиде, миф о Лондонском Звере, комиксы и даже фильмы про Джеймса Бонда. Автор демонстрирует замечательную фантазию, овеществляя стертые топонимы и превращая мертвые слова в живых существ; люди, крысы, маги, кузнецы – кто только ни обитает в Под-Лондоне! Впрочем, всё это многоцветье, необычайно важное для фабулы, всё-таки является лишь живописным фоном странствий Ричарда и его новых друзей в поисках истины. Ричард желает вернуться к прежней жизни. Но когда он достигнет цели и получит обратный билет, захочет ли он снова оказаться в мире, скучном и плоском? И не потянет ли его снова туда, где всё непросто?