Что растет на «прессном» поле?
О количестве средств массовой информации, действующих в регионе, сообщила на недавней коллегии областного министерства информации и печати первый заместитель министра Светлана Бакал. Что и говорить, показатели выдающиеся. Но при этом надо учитывать, что чиновники мининформа, как это им и положено, учитывают все без исключения средства массовой информации. И рекламные, развлекательные, партийные и корпоративные СМИ. А также районные газеты, муниципальные рекламные листки и местечковые радиостанции и местное телевидение.
Понятно, что средств массовой информации должно быть много. И они должны быть разными, охватывать самую разнообразную аудиторию и выполнять самые многочисленные задачи. Что, собственно, они и делают.
Нас же интересуют областные СМИ. Но опять же не все, а те, которые пытаются доносить до жителей губернии информацию о социально-экономической составляющей жизни в стране и области. Ну а там, где экономика, там и политика.
Отступление в пропаганду
В нынешнее время из всех искусств для нас важнейшим является не кино вовсе, а телевизор. Честно говоря, к искусству тот продукт, которым нас потчуют с экранов телевизоров, можно отнести с трудом. С другой стороны, какими незаурядными способностями надо обладать, чтобы выдавать на-гора такое! Впрочем, создатели печатных и интернет-шедевров обладают не меньшими талантами.
Помимо федеральных СМИ, информацию об окружающей близкой и далекой действительности можно получить из местных газет, сайтов и телерадиоканалов. О социально-экономической и политической ситуации в регионе пишет не очень много газет, сайтов, а телеканалы и вовсе можно пересчитать по пальцам одной руки. На радио, в FM-диапазоне вещает изрядное количество станций. Все они в той или иной мере выдают местные новости, но передачами с уклоном в аналитику слушателя балует разве что местное «Эхо Москвы».
Об ангажированности региональных СМИ, об их объективности, профессионализме, влиянии на слушателя мы и поговорим.
Голубой, голубой, не хотим дружить с тобой
На самом деле это кусочек песенки из дивного советского мультфильма о голубом щенке. Но прилагательное «голубой» плотно прилипло к существительному «экран». И хотя экраны уже сверкают всеми цветами радуги, фигура речи осталась.
Итак, что мы имеем на местных телеэкранах.
По большому счету, сегодня в области работают пять региональных телекомпаний. ГТРК «Саратов», РЕН ТВ-Саратов, ТВЦ-Саратов, ТНТ-Саратов и «Саратов-24». Все эти компании без исключения заточены на освещение жизни региона в рамках решений партии и правительства. То есть ни одной независимой от власти телекомпании в области нет. Собственно, та же ситуация и на федеральном уровне. Ведь нельзя же назвать независимой РБК, которой помогает Михаил Прохоров. Нет, на федеральных каналах более-менее объективную информацию можно получить на канале «Культура» в три утренних часа, когда там транслируют новости от «Евроньюс».
В Саратове независимое телевидение есть в Интернете. А мы говорим о телевидении в чистом виде, то есть о том, что можно увидеть не в компьютере, а в телевизоре.
Итак, компанию ГТРК «Саратов» возглавляет Дмитрий Петров. Человек вполне сервильный, вполне приличный бизнесмен, но ни грамма не новостник. Потому новости от ГТРК вот уже года три-четыре как превратились в рассказы о моде, погоде и природе. Нет, иногда на крупнейшем по охвату области (а ГТРК вещает по всему без исключения региону) телеканале появляется губернатор и его окружение. Но лучше бы этого не было. Политическая и экономическая составляющая жизни области присутствует в очень незначительных количествах. И всегда ясно, кто эту составляющую инициировал. Но в свое время Дмитрия Петрова, который руководил ТВЦ-Саратов, в кресло председателя ГТРК посадил Николай Панков. Он же и нашел руководителя для ТВЦ. Им стал помощник депутата Госдумы Александр Гайдук.
Де-юре ТВЦ и РЕН ТВ – разные структуры, но, по большому счету, ими обеими руководит Гайдук.
А еще под началом Гайдука создался и начал работать первый канал с круглосуточным вещанием – «Саратов-24». Пока канал существует на кабельном телевидении, контент его далек от идеала, новости, бывает, один в один повторяют сюжеты с РЕН ТВ, но – лиха беда начало.
Обезглавленная ныне телекомпания ТНТ делала лучшие новости в области. Как показали результаты контркурса ТЭФИ, новости от ТНТ еще лучшие и в стране. Речь, понятно, идет о региональном телевидении. Руководил компанией Антон Комаров. Считалось, что она принадлежит бизнесменам, близким главе города Олегу Грищенко. Недавно Комаров был уволен. Какая участь ждет телекомпанию – неизвестно. Потому как ее могут отдать под крыло всё тому же Александру Гайдуку. А могут, например, поручить кураторство ТНТ идеологу от ЕР Роману Грибову. Не исключено, что именно так и произойдет, потому как Николай Панков, верный ученик своего патрона, усвоил одно из ключевых правил выдающегося политика – не класть все яйца в одну корзину.
Итак, если считать, что судьба ТНТ решена, то получается, что все пять областных ТВ-каналов контролирует Николай Панков.
Где вы, читатели?
Областных общественно-политических газет в регионе не очень много. Порядка двадцати.
Четыре федеральных бренда. Они, как правило, могут похвастаться солидными тиражами. Правда, люди врут, что тираж, заявленный в выходных данных, не всегда совпадает с реальным.
Итак, «Аргументы и факты». Заявленный тираж – более 55 тысяч экземпляров. Но эксперты уверены в 10–15 тысячах, что для Саратова и области вполне прилично. Недавно франшизу АИФ приобрело ООО «РГ-Студия». РГ – значит Роман Грибов, который является на сегодняшний день идеологом партии «Единая Россия». Понятно, господин Грибов подконтролен Николаю Панкову и, наверное, губернатору Радаеву.
«Московский комсомолец в Саратове» уже долгие годы редактирует депутат Саратовской городской думы, член «Единой России» Татьяна Никонова. Без вариантов, СМИ подконтрольно Панкову. Официальный тираж – 33500. Тираж, по оценке экспертов, 10–15 тысяч.
«Комсомольская правда в Саратове» – филиал московской «Комсомолки». Относительно независимое и коммерческое издание, от линии партии и правительства сильно не уклоняются, но могут позволить себе вольности. Впрочем, главный редактор вкладки Дмитрий Перетятько слывет очень острожным человеком. Официальный тираж – 30500 штук. Реальный, скорее всего, как у всех. Говорят, что саратовскую комсомолку пытаются забрать под крыло «РГ-Студии», но пока переговоры успехом не увенчались.
«Наша версия в Саратове», по большому счету, тоже является вкладкой в федеральное издание. Специально выделенных региональных полос в газете нет, местные материалы разбросаны по всей газете, что придает им вес. Но редактор у местного издания есть – Михаил Шмырев, верный солдат партии «Единая Россия». Заявленный тираж – 10 тысяч экземпляров. Реальный – неизвестен. При желании может исполнять любые желания заказчика. При условии что заказчик этот – серьезный партфункционер от ЕР.
Областной ЕР-пул
В медиапул «Единой России» входят самые разнообразные СМИ. От бесстрашных и бескомпромиссных разоблачителей и уличителей инакомыслия до осторожных, пытающихся не перегнуть палку агитаторов.
Теоретически еженедельник «Глас народа» под редакторством Елены Столяровой должен рассказывать о деятельности общественной палаты, без уклона в политику. Но наша ОП плоть от плоти партии «Единая Россия»... Тираж издания – 3500 экземпляров.
«Провинциальный телеграф» про руководством Артема Белова с официальным тиражом в 20 тысяч, а реальным, по оценке экспертов, не более трех, – пламенный трибун, обличитель и разоблачитель.
«Саратовская областная газета». Заявленный тираж – 28000 экземпляров. Редактором в СОГ – Дмитрий Олейник, директором – Влад Степанов. Степанов предан Панкову. Олейник – просто тяготеет к власти. То, что учредителем СОГ является региональное правительство, не позволяет газете публиковать откровенно трэшевые материалы. А в остальном – рупор правительства и партии.
«Саратовская панорама». Тираж – 15000. Учредитель – администрация Саратова. Специализируется на городских новостях и публикации нормативных актов. Понятно, подконтрольна главе города. Вне зависимости от того, кто эту должность занимает.
Некогда главная в области газета «Саратовские вести» нынче сдулась до тиража в 1100 экземпляров. Злые языки утверждают, что совсем исчезнуть изданию не позволяет Николай Панков. Есть подозрение, что делает он это для того, чтобы использовать «Сарвести» в период выборов. Что очень разумно. Многие люди старшего поколения – жители Саратова и области – газету помнят и ей верят. Просто по старой памяти.
«Чужие»
Независимых, неподконтрольных ни в коей мере партии ЕР или ее членам газет в Саратове совсем мало.
Газета «Наша версия», созданная опальным бизнесменом Леонидом Фейтлихером. Тираж – 7000 экземпляров. Раздается бесплатно. Обличает функционеров от ЕР. Очень не любит главного областного общественника Александра Ландо. Электоральным издание не назовешь, читатели и поклонники газеты за ЕР никогда не голосовали, да и на выборы, пожалуй, не ходят.
«Репортёр». Тираж – 14 тысяч. Газета с историей. Некогда ее финансировал эсер Виктор Тюхтин. Виктор Иванович из большой политики ушел, но, по слухам, своему детищу помогает. Издание добротное, рассчитанное не самый широкий круг читателей. Особый шарм газете придает ее главный редактор – блестящий фельетонист, профессионал и просто хороший человек Дмитрий Митрошин. Власти газету стараются не замечать.
«Газета недели в Саратове». Тираж – 5 тысяч. Хозяин издания – бизнесмен Аркадий Евстафьев, которого региональные власти отчего-то опасаются. И обвиняют во всех смертных грехах – начиная от плохого авиасообщения в области и заканчивая развалом экономики региона в целом. Газета старательно указывает на недостатки деятельности власти, не забывая при этом отмечать достижения. Издание рассчитано на умного и думающего читателя, коего в области в избытке.
«Крестьянский двор». Тираж – 8 тысяч. Уникальная газета, которая создается благодаря энтузиазму и фанатичной преданности своему делу и сельскому хозяйству ее главного редактора Светланы Луки. Газета, понятно, пишет о проблемах АПК и пользуется успехом у фермеров и иных тружеников села. Смогут ли власти в случае необходимости использовать «Крестьянский двор» в электоральных интересах – вопрос большой, хотя и не однозначный.
По мере необходимости
Есть в области еще пара газет, заслуживающих внимания. Во-первых, это «Саратовский репортер» имени Сергея Михайлова. Газета выходит по мере надобности и с необходимым заказчику тиражом. Сергей не только прекрасный журналист, но и великолепный бизнесмен. Потому тексты в газете могут быть любыми. Как говорится, любой каприз за ваши деньги.
Но если газету Михайлова, как правило, давно используют для информационных вбросов, то еще одно издание, «Наш город Саратов», можно легко ангажировать для регулярной агитации. Газета числится рекламно-информационной, тиражи имеет изрядные. Главный редактор ее, Олег Злобин, вполне договороспособен.
Когда итожим то, что можем
Получается, что телевизионно-печатное медийное поле Саратовской области плотно закатано в контентный асфальт «Единой России». Нет, сейчас о партии и ее делах говорят немного, но это не значит, что дух партии власти не витает повсеместно. Понятно, среди толщу асфальта пробиваются островки инакомыслия, но они столь малы, что на умонастроения жителей губернии не влияют.
Есть, правда, в информационном пространстве региона еще одна медийная поляна. Она хоть и велика, но очень электоральна. Зовется эта поляна интернет-пространством. И о ней мы поговорим в следующем номере.