Закрыть окно в Европу?

Оценить
28 января на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы Россию лишили права голоса до апреля. В качестве ответного действия Россия покинула ПАСЕ до конца года

Стремление Российской Федерации отделить себя от европейского сообщества многих аналитиков навело на мысль, что итогом станет выход России из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека и отмена моратория на смертную казнь.

Мы решили спросить у наших респондентов: какие последствия ждут Россию в результате возможного выхода из ПАСЕ? Как вы относитесь к тому, что многие россияне потеряют надежду на то, чтобы их дела рассматривал ЕСПЧ? Как вы относитесь к возвращению смертной казни в России?

Максим ФатеевМаксим Фатеев, президент Торгово-промышленной палаты Саратовской области:

ВОПРОС ПРИМЕНЕНИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ НЕПРОСТОЙ

Кризисы, в том числе и политические, явление временное, а принятие определенных норм соблюдения прав человека для России величина постоянная. И призывы отдельных политических сил отказаться от них – позиция недальновидная и вредная для нашей страны. Тем более при этом можно лишиться и поддержки тех сил в Европе, кто сейчас или является нашим соратником, или критически относится к санкционной политике ЕС по отношению к РФ.

Вопрос применения смертной казни непростой. Порой, когда читаешь или слышишь про зверские преступления, сжимаются кулаки и стучит мысль, что своими бы руками... Но государственное, от имени всего общества, наказание мерзавцам в виде пожизненного лишения свободы в итоге много мучительнее и более отвечает требованиям наказания за совершённое.

Анна УтинаАнна Утина, фитнес-инструктор:

Я ПРОТИВ СМЕРТНОЙ КАЗНИ

К возвращению смертной казни двоякое отношение. С одной стороны, маньяков и убийц можно было бы и казнить, но факт ошибки всегда может иметь место, так что я всё-таки против казни. Что касается суда по правам человека, честно, не знаю, были ли случаи реального оправдания в этом суде наших осуждённых.

Сергей ВилковСергей Вилков, журналист, участник движения «Антифа»:

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ ДАСТ ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО НЕВИННЫХ ЖЕРТВ

На Россию определенно происходит внешнее давление. Но если Путин в диалоге с западными партнерами будет использовать как ответ урезание прав со­отечественников, все мы станем заложниками его действий. ЕСПЧ давал возможность тем россиянам, которые столкнулись с местной коррумпированной бюрократией, играть на ее противоречиях с бюрократией европейской в своих интересах. Даже при очень высоком уровне заказчика незаконного уголовного преследования у жертвы была надежда, что за нее заступятся где-то, кроме России.

Что касается отмены смертной казни, то это будет инструмент борьбы с неугодными по образу США: там президент обладает законным правом отдать приказ об убийстве любого человека, засекретив причины такого шага. У нас предлагается ввести смертную казнь за терроризм. Если говорить о фанатиках, религиозных радикалах, то их смертью не испугаешь. Зато уже состоявшаяся отмена суда присяжных по статье «Терроризм» даст возможность с легкостью фабриковать дела на оппозиционеров, с последующим расстрелом. С нашей судебной системой – 0,1 процента оправдательных приговоров – смертная казнь даст огромное количество невинных жертв. По делу белорусского серийного маньяка Михасевича были осуждены 15 человек. Думаю, это достаточный аргумент.

Наталья ШароваНаталья Шарова, пенсионерка:

КАЗНИТЬ НАДО ВЗЯТОЧНИКОВ

Европейский суд по правам человека нам нужен однозначно. У нас несовершенная судебная система, которая полностью подчиняется государству, чиновникам. И у людей иногда нет другого выхода – только обращаться в ЕСПЧ.

К смертной казни я отношусь неоднозначно. В СССР сколько было случаев, что расстреливали невиновных!

С другой стороны, смертная казнь нужна, потому что все эти маньяки распоясались. А в Китае или в Корее, я не помню, взяточники считаются изменниками родины, и их на площадях вешают.

Галина КомковаГалина Комкова, депутат Саратовской областной думы, декан юридического факультета НИУ СГУ им. Чернышевского:

ГОСУДАРСТВО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ОТНИМАТЬ ЖИЗНЬ

То, что Россия покинула ПАСЕ, не означает ее автоматического выхода из состава ЕСПЧ. Мы ратифицировали Европейскую конвенцию о защите прав человека и его основных свобод. Чтобы выйти из состава ЕСПЧ, надо этот международный договор денонсировать. Россия на это не пойдет.

Что касается смертной казни, то по сути Российская Федерация и не отказывалась от этой меры наказания. Просто на нее действует мораторий. Приостановка членства в ПАСЕ – это ответ на хамское поведение европейцев, который был необходим. Однако это совершенно не означает, что Россия тут же снимет мораторий.

Я сама еще со студенческих лет являюсь противницей смертной казни. Как мне кажется, государство не имеет права лишать жизни своих граждан, поскольку не оно им эту жизнь давало. Что касается маньяков, убийц и педофилов, то их надо изолировать от общества.

Александр ЕрмишинАлександр Ермишин, предприниматель, руководитель общественного движения «Жить здесь!»:

В ТАКОМ ДЕЛЕ ОШИБКА НЕПОПРАВИМА

Для того чтобы быть за смертную казнь в нашей стране, необходимо быть уверенным как минимум в двух вещах. Во-первых, в том, что есть преступления, достойные применения исключительной меры наказания, а во-вторых, в том, что и органы следствия, и судебные органы безупречно и профессионально исполняют свои функции.

По поводу первого обстоятельства меня, не скрою, временами посещают мысли, что «следовало бы» – за тяжкие преступления против личности, например. А вот вторая часть условия в нашей стране, на мой взгляд, увы, не выполняется. И что самое страшное, дело не в высокой вероятности ошибки

(а в таком деле, как вы понимаете, ошибка непоправима), а даже в возможности «ангажированности» или прямого злого умысла. Я против смертной казни в нашей стране как исключительной меры наказания.

Александр НикитинАлександр Никитин, председатель саратовского правозащитного центра «Солидарность»:

ЗА ЮКОС МОЖНО БУДЕТ НЕ ПЛАТИТЬ

Возможный выход России из Совета Европы может отразиться на огромном количестве чиновников, в том числе весьма влиятельных, которые занимаются сотрудничеством России с Европой в самых разных сферах деятельности. Статус этих чиновников и их возможность влиять на принятие решений существенно снизятся, и многим это не понравится. То есть раскол в элите, связанный с оценкой происходящего на Украине, серьезно усилится.

Рядовые граждане в случае разрыва отношений с Европой пострадают, но не сильно. Вероятно, возникнут проблемы с культурным обменом и туризмом. Но, согласно статистическим данным, за границей отдыхают только 15 процентов населения, при этом Европу выбирают еще меньше – четыре-пять процентов. Что касается вывода России из-под юрисдикции Европейского суда: в ЕСПЧ вынесено около тысячи решений по жалобам российских граждан. Власть принимает мнение ЕСПЧ во внимание, но практику внутри страны не меняет, и многие решения, за исключением выплат компенсаций, остаются неисполненными.

Не будем забывать, что в Европе вынесено решение о взыскании серьезной суммы по делу ЮКОСа. Решение надо исполнять, а средств нет. Тут даже не в деньгах дело, а в оскорбленном самолюбии первых лиц, с мнением которых в Европе не посчитались. Приостановка членства в ПАСЕ дает российскому государству возможность не исполнять это неприятное для властей решение.

Александр КрутовАлександр Крутов, обозреватель журнала «Общественное мнение»:

Я ВЫИГРАЛ ДЕЛО В ЕВРОПЕЙСКОМ СУДЕ

Я не только подавал жалобу в Европейский суд, но и выиграл дело. В январе 2003 года в газете «Неделя области» была опубликована моя статья под названием «Политические расклады 2002 года: старые лица и новые времена», в которой рассматривалось взаимодействие политических групп и, в частности, роль прокуратуры. Прокурор Анатолий Бондар подал иск о защите чести и достоинства. Эксперты СГУ сошлись во мнении, что текст статьи является выражением личного мнения журналиста, а не констатацией фактов. Тем не менее Кировский районный суд обязал газету опубликовать опровержение и взыскал по 5000 рублей с меня и с газеты. Саратовский областной суд утвердил это решение.

Тогда я решил обратиться в Страсбург. В 2009 году суд постановил, что имело место нарушение статьи 10-й Конвенции о правах человека, в которой говорится о свободе выражения мнения. Я просил в качестве компенсации 5 тысяч евро, мне присудили 150 евро за материальный вред и тысячу евро за моральный.

Теперь что касается общих последствий возможного выхода России из Совета Европы. Года два назад пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что хобби главы государства – чтение исторической литературы, и упомянул книгу Николая Данилевского «Россия и Европа». Меня это насторожило и напугало, так как Данилевский – славянофил, пропагандировавший экспансионистский захват.

Если коротко, его концепция состояла из трех пунктов: православная Россия должна противостоять католическому Западу, нужно создать Славянскую федерацию, необходимо завоевать господство над Босфором и Дарданеллами. Эта книга была написана в 1870–1880-х годах и переиздана в конце 1980-х. На мой взгляд, путинский режим ищет идеологему для своего оправдания: когда-то такой идеологемой был марксизм-ленинизм, теперь – Русский мир, переиначенная Славянская федерация Данилевского. Крым – это первый шаг к получению контроля над Босфором и Дарданеллами.

Мне очень тяжело, страшно и обидно, что идеи Данилевского начали воплощаться в жизнь – хотя в позапрошлом веке даже Александр III, считающийся апологетом реакции, на эти бредни не купился. В результате Украина стала нашим врагом, Белоруссия – потенциальным противником, Казахстан на грани отказа от ранее достигнутых соглашений. Выход из ПАСЕ вполне укладывается в рамки этой новой националистической политики.

Владимир ЧарскийВладимир Чарский, правозащитник:

МЫ СЕМИМИЛЬНЫМИ ШАГАМИ ДВИЖЕМСЯ К ЖЕЛЕЗНОМУ ЗАНАВЕСУ

О возможности выхода из Совета Европы я скажу так: с наших идиотов станется. Ну как иначе оценить выступления должностных лиц и депутатов, которые на полном серьезе заявляют: это, мол, Совет Европы будет плакать, если мы уйдем, потому что мы больше всех денег платим. Цирк, хотя и сквозь слезы.

Для граждан это очень плохо: на наши налоги клоуны занимаются словоблудием, не задумываясь о последствиях. Мы семимильными шагами идем к железному занавесу. Наши граждане могут лишиться последней надежды на справедливое правосудие. Напомним, что в Европейском суде рассматривают не суть каждого дела, а нарушение фундаментальных процессуальных норм, и у нас такие нарушения на каждом шагу. Презумпция невиновности не работает, суд как арбитр между государством и человеком не действует, в правовом отношении мы практически достигли дна – хотя всё время стучат снизу.

При нынешнем руководстве страны разрыв с Европой вполне вероятен. Верхние эшелоны считают, что набрали уже достаточно денег и смогут комфортно жить даже в условиях, близких к северокорейским: говорят же, что у лидера КНДР есть персональный воздухопровод, позволяющий ему наслаждаться горным воздухом. Что делать нижним эшелонам? Не зря недавно в «Фейсбуке» набрала популярность брошюра «Использование в пищу ботвы огородных растений и заготовка ее впрок».

Александр ЛандоАлександр Ландо, председатель Общественной палаты Саратовской области:

НЕЛЬЗЯ МОЛЧА СИДЕТЬ НА ЗАДВОРКАХ

Мое мнение мало отличается от мнения участников нашей делегации в ПАСЕ: нельзя терпеть, когда Россию лишили возможности выступать, и молча сидеть на задворках, как бедный родственник. Это так же некрасиво, как если тебя пригласили в гости, всех усадили за стол, а тебе накрыли на кухне. Мы должны себя уважать. Мы – Россия, страна, которая имеет заслуги мирового значения, во время Второй мировой войны спасли планету от фашистской чумы, а сейчас нас хотят так унизить! К тому же мы платим за членство в ПАСЕ. Есть такая пословица: кто платит, тот заказывает музыку. Россия внесла больше 30 миллионов долларов. На эти деньги можно построить большое количество детских садиков и полностью выполнить программу по Саратовской области. Думаю, решение о приостановке членства в ПАСЕ совершенно правильное.