Огурцы взбесились? Нет. Опасность преувеличена

Оценить
Ажиотаж вокруг цен на продукцию саратовских теплиц оказался неоправданным и напрасным

Уже две недели на саратовских рынках и в продовольственных магазинах раскручивается настоящий детектив, героями которого стали неприлично дорогие огурцы, шокированные ценами покупатели и информационные агентства. В общем-то, как детектив, история про дорогие огурцы начала развиваться с подачи последних. Информационные агентства, соревнуясь друг с другом в оперативности, писали о том, что на саратовских продуктовых рынках появились свежие огурцы по 300 рублей за килограмм. Да не за какие-то там «импортные-привозные» просят такие бешеные деньги, а за свои родные саратовские из тепличного хозяйства «Весна».

Потом начали появляться сообщения о ценниках с цифрой 350 и даже 500 рублей за килограмм этого овоща. Некоторые агентства пошли дальше и призвали своих читателей фотографировать «шокирующие ценники» и слать фотографии в редакцию, которые потом журналисты информационного издания обещали передать «кому надо» (губернатору и главе Саратовстата), чтобы те приняли меры.

«Дикие» цены, конечно, шокировали и обескуражили и без того взволнованную ростом цен «на всё на свете» публику, поэтому люди откликнулись на призыв и фотографии с ценниками присылали. Причем фотографировали уже не только цены на огурцы, но и на сыры, например, которые подорожали не вчера и даже не две недели назад, а с самого начала продуктового эмбарго, которым российское, напомним между прочим, правительство ответило на первые западные санкции. За время народного «следствия» огурцы подешевели. И доблестные службы саратовских новостей поспешили посчитать это своей заслугой. Дескать, главное – вовремя и правильно привлечь внимание власти к проблеме и заставить ее включить административный ресурс.

За детективной историей про дорогие огурцы следили и корреспонденты «Газеты недели». В перерывах между остросюжетными эпизодами мы общались с производителями саратовских тепличных овощей и разбирались в вопросе ценообразования на их продукцию.

Так бывает каждый год

Из этих бесед мы поняли, что ничего криминального на самом деле не происходит и что тепличные огурцы в январе каждого года стоят дорого. Даже в прошлом январе первые огурцы, выращенные в саратовских теплицах, стоили порядка 200 рублей за килограмм. Просто этого никто не заметил, потому что никто с особым вниманием не ждал и не наблюдал ежедневного роста цен на продукты. А потом цена под влиянием рыночных законов постепенно снижалась до приемлемого для покупателей уровня.

Как пояснили нам руководители тепличных хозяйств Саратовской области, всё дело в том, что несколько месяцев местные тепличные овощи (их правильно называть овощами закрытого грунта) на местных рынках не продавались. В это время теплицы занимались выращиванием рассады. Первые сборы огурцов начались в январе. И в объёме они были очень незначительными.

Роман Ковальский«Первый сбор огурца всегда стоит дорого, – говорит нам Роман Ковальский (на фото), гендиректор ОАО «Волга» (Балаково). – Мы собрали-то всего тонну и продали её за 300 рублей килограмм. Второй сбор был уже больше, а цена у него была ниже – 250 рублей. Сейчас мы отпускаем огурцы по цене 190 рублей за килограмм оптом и по 225 рублей в розницу. То есть по цене первого сбора января прошлого года. При этом надо понимать, что себестоимость килограмма огурца в январе 2015 года достигла 500 рублей. Я совсем не понимаю этой неадекватной шумихи из-за цен. У нас ведь каждый год так».

С похожим разбросом цен на рынках Саратова представлена пока ещё довольно редкая продукция агроцентра «Корольков сад» (СГАУ). По словам его директора Дмитрия Бреднева, в рознице огурцы его предприятия реализуются по цене 210 рублей за килограмм.

В ОАО «Совхоз «Весна», на «драконовские аппетиты» которого свой гневный взгляд в первую очередь обратили покупатели и информационные агентства, нам обрисовали примерно ту же картину.

По словам заместителя генерального директора предприятия Петра Комиссарова, по 300 рублей продавались только первые 50 килограммов огурцов. Через неделю сбор был уже значительно выше, и цену установили на уровне 250 рублей. В настоящее время тепличные огурцы «Весны» на розничных рынках продаются по цене 215 рублей за килограмм. Оптовая цена составляет 200 рублей за килограмм. Некондиционный товар, то есть огурцы неправильной искривлённой формы, продаются по 150 рублей за кг.

«Но и по таким ценам никому огурца не надо в Саратовской области, – говорит Комиссаров. – Честно говоря, я не понимаю, с чего вдруг в прессе поднялся такой шум вокруг наших огурцов. Ну не нравится вам наша цена, ну возьмите турецкий огурец, кто же мешает? Если мы не продадим свою продукцию в Саратовской области, мы продадим её в Самарской. Не купят там, повезём в другой регион. У нас эта схема уже давно отработана. Мы большую часть своей продукции вынуждены продавать за пределами Саратовской области. Конечно, люди не понимают, как живут производители. Но если кому-то кажется, что огурцы в теплицах выращивать легко, то пусть он сам пойдёт и попробует это сделать. Поймите, если мы не поставим сегодня такие цены, то завтра не будет ни огурцов, ни нас самих. И никакого выбора, кроме турецких овощей на саратовских рынках не будет».

Дешевые огурцы дорого выращивать

Как пояснил нам гендиректор ОАО «Волга» Роман Ковальский, реальные заработки тепличные хозяйства получают только в начале года. Потом, в связи со снижением рыночной цены на их продукцию, работа становится убыточной.

«Вторую половину года мы всегда работаем в убыток и по большому счёту исключительно для того, чтобы сохранить наши трудовые коллективы, – говорит Ковальский. – И очень интересно, почему же тогда никто не возмущается копеечным ценам на огурцы и не спрашивает, как же живётся в это время тепличным хозяйствам. Конечно, к маю цена на огурец упадёт до 45–50 рублей. Так каждый год происходит. Это будет приятно покупателю, но совершенно неприятно для нас. Только по-другому не получается, хотя хотелось бы. Я думаю, что в нынешних условиях удорожания практически всех составляющих нашего производства, цена на огурцы в этом году должна быть выше на 15–20 процентов. Но, боюсь, рынок нам этого сделать не даст».

На себестоимость январского огурца, выращенного в закрытом грунте, влияют не столько цены на коммунальные ресурсы, сколько потребленное их количество. В совхозе «Весна», например, по словам Петра Комиссарова, ежедневно сжигается газа на один миллион рублей. ОАО «Волга», как сообщил Роман Ковальский, несёт «огромные затраты на энергоносители».

«Сейчас, кроме энергоресурсов, подорожало всё. Семена подорожали на 30 процентов, ядохимикаты на 30–50, по удобрениям вообще серьёзный разбег – удорожание от 15 до 50 процентов. Подкормка – на 6 процентов. На три процента мы больше заплатили страховых взносов в социальные фонды. На 29 процентов подорожали пчёлопакеты, у нас ведь растения пчёлами опыляются. Пленка на 10 процентов подорожала. На 5 процентов увеличились расходы на тепло, – перечисляет Ковальский. – По кредитам, которых у меня на 190 миллионов рублей, переплата составит за год 4,5 миллиона. И это ещё нам банки не прислали новые ставки по уже выданным кредитам, о пересмотре которых они уже нас предупредили. По логике, раз всё вокруг дорожает, я ведь и людям должен зарплату поднимать. И как тут не должна расти цена на продукцию?»

К тому же Ковальский заявил, что саратовские тепличные хозяйства выращивают экологически чистую продукцию, которая не идёт ни в какое сравнение с тем же турецким огурцом.

«Наши огурцы нельзя сравнивать с турецкими. У «Весны» и у нас есть биологические лаборатории. Мы не опрыскиваем наши овощи ядами, в отличие от Турции, где климат такой, что без ядов они с вредителями не справятся и просто ничего не вырастят, – заявил Роман Станиславович. – Да и по многим другим показателям наша продукция превосходит их. Это всё равно что сравнивать натуральное сливочное масло и спред, который наполовину из растительных жиров состоит. Разве могут эти продукты стоить одинаково, это разве одно и тоже? Нет. Так вот и с огурцами так же».

Да пусть паникуют

О том, что первые январские тепличные огурцы всегда стоят дороже, на минувшей неделе говорил и министр сельского хозяйства Саратовской области, заместитель председателя регионального правительства Александр Соловьёв. Он пояснил, что всё дело в сезонности и что ситуация с колебаниями цен как правило меняется на глазах.

«Себестоимость выращивания первого огурца очень высокая, и это ни для кого не секрет и никакая не новость, – заявил Соловьёв. – Первый огурец всегда стоил с учетом всех затрат намного дороже, особенно если сравнивать с себестоимостью и ценами, которые устанавливаются в июле-августе».

Эти объяснения министра-зампреда как будто остались незамеченными. А вот его предположение о том, что свой вклад в конечную цену саратовских тепличных огурцов могли сделать ретейлеры, было принято «в разработку». И прежде всего министерством экономического развития Саратовской области, к которому министр сельского хозяйства и сделал отсылку.

В областном минэкономе, в который мы также обратились за комментарием, нас заверили, что по торговой составляющей никаких сверхнормативных наценок на данный вид товара не делалось. Как пояснили в пресс-службе ведомства, продавцы уложились в обычные 20–25 процентов. Следовательно, все вопросы по цене должны быть адресованы поставщикам и производителям. Чтобы отвести от себя всякую ответственность, региональный минэконом догадался передать дело о дорогих огурцах Управлению Федеральной антимонопольной службы. Другими словами, натравил на тепличников ФАС. Покупателям осталось дождаться заявлений этой правоохранительной службы.

Получается, что никто из представителей власти (вялую попытку Александра Соловьёва можно не считать) не взял на себя обязанность успокоить горожан и внятно и доходчиво объяснить им, что саратовские огурцы на прилавках местных рынков не будут всегда стоить дороже мяса.