Он ушел, а желания его до сих пор исполняются

Оценить
Памяти Виктора Шимчука посвящается

На днях ему могло бы исполниться 50 лет, но, к сожалению, пять лет назад его жизнь трагически оборвалась... Он так много сделал для людей, но так много не успел... И хотя близкие, пытаясь успокоить себя, вспоминают затертую истину, о том, что господь забирает лучших, – не помогает. Ведь его так не хватает: его мудрого совета, его удивительной способности найти выход из любой, даже самой сложной ситуации, да просто его знаменитой жизнерадостной улыбки, которая могла бы сравниться разве что с «гагаринской».

Пять лет назад 6 февраля с 45-летием его очень тепло и душевно поздравляли сотрудники, друзья, домашние. Но расслабляться было некогда. В понедельник генеральный директор ОАО «Нефтемаш»-Сапкон Виктор Шимчук уже выехал в Москву, где должна была состояться важная встреча... Все планы разрушились в одно мгновенье.

В этом году 9 февраля исполняется – 5 лет со дня гибели Виктора Шимчука.

Дети и животные чувствовали добрую душу

В детстве Светлане хотелось подражать старшему брату во всем, в предпочтениях в еде, в увлечениях. Начал Виктор заниматься фехтованием на саблях, а девчонок туда не брали – записалась сестренка на рапиру. Брат являлся для Светланы центром вселенной: людей к нему тянуло. В пионерском лагере у него были друзья и среди старших ребят, и с малышами он тоже возился, был пионервожатым. На день рожденья к Виктору приходил весь класс. Когда в военном училище отпускали в увольнение, то не только иногородние курсанты, но и саратовские – все шли в гости к нему.

Брат всегда доводил любое дело до конца и всегда очень успешно. Добивался хороших результатов в спорте. Когда занимался авиамоделизмом, его модели занимали первые места. С детства, как любого мальчишку, его привлекало небо, мечтал стать летчиком, среди любимых книг – описание жизни известных полководцев, любил шахматы. Никогда не проходил мимо несправедливости, защищал слабых, всегда умел найти решение, казалось из любой жизненной ситуации, не нарушая своих принципов.

– У меня в классе произошел какой-то конфликт с одноклассником, когда я решила позвать на помощь брата, – вспоминает Светлана Шимчук. – Не сомневалась, что заступится. А он вначале разобрался в ситуации, а потом сказал: «Сама виновата, так что выкручиваться придется самой». Я ему очень благодарна за его чувство справедливости.

Если бы Виктор выбрал для поступления невоенный вуз, Светлана непременно пошла бы по его стопам.

Виктор Шимчук окончил Саратовское высшее командно-инженерное училище ракетных войск с красным дипломом, получив и гражданскую специальность инженера-электромеханика.

Привилегиями, которые давал красный диплом, пользоваться не стал и попал по распределению в Белоруссию.

Уже с самого начала службы он хорошо себя зарекомендовал. Расчету под его командованием, за успешные учения, предоставили почетную возможность продемонстрировать свою технику в Москве на параде Победы.

Во второй половине 1980-х изменилось отношение к армии. Виктора Федоровича всегда ценили за честность и прямолинейность. Не смог он приспосабливаться к новым условиям и уволился из вооруженных сил. Вернулся в Саратов с невестой.

– У Виктора было правильное четкое понимание жизни – что хорошо, что плохо, – отмечает его друг, с которым вместе учились еще в военном училище, теперь финансовый директор ОАО «Нефтемаш» Олег Сертаков.

У основательного, надежного Виктора Шимчука и в жизни всё складывалось так, как полагается. Виктор женился, у Шимчуков родилось трое сыновей. Двое теперь уже взрослые: старший Александр по примеру отца окончил академию права с красным дипломом, средний Дмитрий – студент одного из самых передовых вузов Белоруссии, а младший Игорь еще только пошел в первый класс, но уже радует близких своими успехами.

Виктор Шимчук жил для людей, для своих близких. Семья, дети, родители для него были главными ценностями.

– Виктора помню, когда ему было лет пять, – рассказывает Евгений Гусев, отработавший фрезеровщиком на «Нефтемаше» 50 лет. – Как-то повстречал я его на улице с матерью, Марией Васильевной, и угостил конфетой. А он спросил: «А маме?»

– Бывало порой, что производственные дела отец и сын Шимчуки обсуждали на повышенных тонах, не принимали родственных компромиссов, – замечает генеральный директор ОАО «Нефтемаш» Владимир Мигаль. – Но это никак не влияло на их личные отношения. Такого уважения к родителям я, пожалуй, никогда не встречал. К ним всегда Виктор Федорович обращался на вы.

По словам Светланы Шимчук, Виктор обладал необыкновенной добротой, которую в лучше всех чувствуют дети и собаки. Он умел простые будни превращать в праздник, как только брат выходил во двор, его облепляли дети – и свои, и чужие. Для каждого находилось доброе слово либо спрятанная в кармане конфета или пряник. Животных он тоже очень любил. И они платили ему своей преданностью.

– Мы с Виктором Федоровичем ровесники. У меня два сына, у него – три, – продолжает главный бухгалтер ОАО «Нефтемаш» Ольга Дьяконова. – Мы постоянно обсуждали какие-то проблемы детей: у меня вот что, а как у тебя? Мои дети прибегали взлохмаченные и радостно кричали: «А нас дядя Витя на мотоцикле катал!» Технику он любил с детства, за руль сел очень рано, хорошо чувствовал машину... Общие праздники всегда проходили весело и по-домашнему на заводской турбазе. Мы все дружно и поочередно присматривали за детьми, играли, участвовали в конкурсах, рыбачили. Виктор Федорович – всегда очень жизнерадостный, позитивный, как теперь говорят, с активной гражданской позицией, неравнодушный ни к кому и ни к чему. В этом году мой младший сын примет участие в параде Победы. Вот если бы Виктор узнал, он бы порадовался.

Подкупал незаурядностью, заражал азартом

Вернувшись в Саратов, в конце 1980-х годов Виктор устроился мастером цеха на завод «Элмаш», на котором создавалось совместное производство, голландские специалисты завозили новое оборудование. Уже тогда он поразил иностранцев своей универсальностью – умением решать и организационные вопросы и вникать в технические. В 2000 году Виктор Шимчук пришел на «Нефтемаш». Он стал начальником опытного производства, которое выпускало экспериментальные насосы.

– Раньше на «Нефтемаш» работали три НИИ, а в тяжелые времена наши конструкторы сами стали разрабатывать новые насосы, – говорит Евгений Гусев, который трудился на опытном производстве и еще занимался общественной деятельностью. – Именно в этот период Виктору Федоровичу пришлось руководить таким непростым направлением. И на продукцию был спрос! Благодаря этому завод ни на день не остановился. Виктор Федорович подобрал профессиональный коллектив, никогда не шумел на нас. Но никто не пользовался его добротой. Знали: спросит строго. Виктор Федорович был внимательным руководителем. Очень много он делал для нас в бытовом и социальном плане. Организовывал юбилеи. Обновил мебель, сделал душ, обогревательные котлы, чтобы была постоянно горячая вода. Помню, в самую жару установил жалюзи на окна и повторял, что можно пользоваться душем в любое время.

– К ветеранам войны Виктор Федорович относился с особым трепетом, – замечает начальник отдела по работе с персоналом Нина Елина. – Мне вспоминается случай: умер наш бывший сотрудник, ветеран, инвалид. В тот момент у завода не было денег, чтобы оказать материальную помощь его семье. Виктор Федорович передал вдове собственные деньги.

– В те времена были задержки зарплаты. Наши работники обращались к Виктору Федоровичу для ускорения решения денежных и производственных вопросов. Случалась загвоздка по деталям – он никогда не откладывал на завтра, – подчеркивает бригадир слесарей-сборщиков Владимир Мрастьев (в этом году исполняется 40 лет его трудовой деятельности на «Нефтемаше»). – Я знал Виктора с малых лет. Когда он уже работал на заводе и проходил по цехам, обязательно останавливался побеседовать, интересовался, как дела дома. Был период, «Нефтемаш» работал на трехдневке. Чтобы не сокращать людей и удержать костяк, Виктор Федорович смог договориться: наши работники трудились на благоустройстве города, а оплачивалась эта деятельность из городского бюджета. Народ поддерживал Виктора Федоровича. Если поступало много заказов, наоборот, приходилось работать сверхурочно. Завод должен был осуществлять поставки товара в срок, чтобы на него не накладывали штрафные санкции, от этого непосредственно зависела наша зарплата.

Когда Виктор Шимчук пришел на «Нефтемаш», нынешний генеральный директор Владимир Мигаль был главным инженером. Он вспоминает:

– На «Нефтемаше» Виктор Федорович начал с опытного производства, которое финансировалось по остаточному принципу. Это дало ему возможность хорошо изучить техническую составляющую нашей работы. Кроме того, Виктор Федорович сплотил вокруг себя крепкую команду. И, надо сказать, экспериментальная тема ему удалась. Бывало и такое, что новую технику опытное производство готовило сразу же для сбыта.

В 2003 году Шимчук-младший стал заместителем генерального директора по перспективному развитию. Он окончил курсы повышения квалификации в области управления предприятием, менеджмента качества, внешнеэкономических связей. Тогда новые изделия ввели в постоянное производство, за счет этого завод смог поднять свой товарный выпуск. Виктор Шимчук работал с проектными институтами, выезжал к заказчикам на испытания, руководил торговым домом в Москве, который занимался маркетингом и реализацией продукции. Он был мобильный, легко ориентировался в информационном пространстве. Со временем просто не считался. В любой момент из кабинета мог сорваться в командировку, на самолет, на поезд, в ночь на машине, и так же неожиданно быстро возвращался. Всю Россию Виктор Шимчук проехал вдоль и поперек: выставки, встречи с заказчиками химической, топливно-энергетической, нефтегазовой отраслей. Для участия в тендерах нужно было уметь убеждать, доказывать конкурентоспособность продукции завода. Виктор Федорович выстраивал отношения с зарубежными партнерами: японцами, финнами, американцами, австрийцами.

– Он хорошо изучил вопрос изготовления гофробалок – мы с ним отправились в командировку в Австрию и Польшу, познакомиться с аналогичными производствами, – продолжает Владимир Степанович. – Виктор Федорович неплохо говорил по-английски. Меня поражала его коммуникабельность. Он настолько заразил иностранных коллег, что те тоже поверили. Тогда совместно мы создали планировку производства, провели геодезические работы. К сожалению, вопрос уперся в довольно большие кредиты, которых нам не дали: был очередной кризис.

Продолжать не сдаваться...

Виктор Шимчук выработал новую стратегию: осуществлять заказы, которых нет в номенклатуре «Нефтемаша», по чертежам, проектам клиентов. Связи молодого руководителя помогали находить выгодные заказы в самых неожиданных сферах, что давало дополнительный источник финансирования. И сейчас завод продолжает эту линию.

В 2004 году Виктор Шимчук был назначен финансовым директором. В тяжелые времена, когда нужны были деньги на зарплату, налоги, он не переставал заботиться о техническом перевооружении. Помогал непроизводственным подразделениям – детскому саду. Завод продолжал содержать турбазу для сотрудников.

– Виктор – очень веселый, позитивный человек – рассказывает Олег Сертаков. – Его отличала высокая степень порядочности по отношению ко всем людям без исключения. Он был руководителем, который принимал стратегические решения, никогда не сдавался. Работать под его руководством было спокойно.

– Иногда попадаются документы, подписанные его рукой, – делится Ольга Дьяконова. – И мы говорим: «А помните, Виктор Федорович мечтал о том, над чем мы сейчас работаем? А вот за это он нас бы поругал». Его мысли были настолько сильные, что все его пожелания, как план к действию, мы продолжаем выполнять.

На очередном совете директоров в мае 2009 года Виктора Шимчука единогласно избрали генеральным директором. Меньше года ему было суждено проработать в этой должности. При непосредственном участии Виктора Федоровича «Нефтемаш» приобрел новые чешские и немецкие станки (более 30 лет завод работает без какой-либо бюджетной поддержки), полностью заменил сварочное оборудование, развивал лаборатории, когда на других предприятиях лаборантов сокращали. По словам Владимира Мигаля, у Виктора Шимчука были доверительные отношения с коллективом, он верил в команду, которую сформировал и за счет которой предприятие все эти годы выживало и продолжает действовать.