Женский взгляд
Профессия режиссера – мужская или женская? Все-таки придется признать: мы знаем множество мужчин-режиссеров, но гораздо меньше женщин в этой профессии. Сегодня расскажем о двух премьерах, состоявшихся в Доме кино на минувшей неделе. Режиссерами обеих лент являются женщины. И обе доказывают, что умеют снимать качественное кино.
Когда мне станет плохо, мы помиримся
В 2006 году Оксана Бычкова сняла фильм «Питер FM», который достаточно сильно прогремел. К сожалению, дальше дело застопорилось: в 2008 году Оксана выпустила «Плюс один», после чего перешла на сериалы и короткометражки. И только в 2015 году вышел в прокат ее новый полноформатный фильм – «Еще один год». Фильм, впрочем, «старый новый», поскольку является своеобразным ремейком советской классики «С любимыми не расставайтесь». Впрочем, от оригинала как фильма, так и пьесы Александра Володина осталось всего ничего, а именно две сцены – в суде, где супруги подают на развод, да в больнице, где они мирятся. Да и эти моменты, надо признаться, кардинально отличаются от первоисточника. Это и делает новую версию старой истории уникальной – то же самое, в общем-то, только на современный лад рассказывает Оксана.
Женя (Надежда Лумпова) и Егор «Комар» (Алексей Филимонов) – молодожены, недавно переехавшие в Москву. Женя устраивается веб-дизайнером в модное СМИ, Егор – такой типичный парень, у которого формально есть образование, но по сути оно ему как корове седло – не пригодилось. Потому он и калымит бомбилой. И вот здесь и заключаются одновременно два важных элемента фильма – обоснование того, почему со временем молодожены разбегутся, и принципиальное отличие от «С любимыми не расставайтесь», где подтекста социальных различий нет, да и не мог быть выражен: эпоха другая, страна другая.
Нам остается только гадать, кто из героев оступится раньше. Вроде как должна Женя, но она-то как раз не оступается, в отличие от психанувшего Егора. И в этом плане «Еще один год» невольно перекликается с «Жизнью Адель», которая при ярко выраженной лесбийской тематике все-таки была картиной не про сексуальные меньшинства, а про бесперспективность сосуществования людей из разных страт общества, людей с разным укладом и мировосприятием.
Бычкова не просто рисует портрет семьи, она рисует портрет (не обязательно типичный) современной молодой семьи, когда кто-то из молодоженов не может дотянуться до уровня супруга. Оксана в сердцах говорит, что деградирует с Егором, – это и будет эффект разорвавшейся бомбы. Но, в сущности, они достойны друг друга: он простой парень, она – хипстер, у которой новогодний корпоратив начнется со стандартной для тусовки «Love will tear us apart» Joy Division, а закончится пьяными танцами на столе под «Руки вверх». Просто не повезло: кто-то пошел в гору, кто-то заперся в своем мирке и не захотел меняться. Потому и столь шутливое обоснование расторжения брака: «Разводимся по техническим причинам. Просто она – графиня, а я – придурок».
Очень, кстати, точное замечание – шутливость и показная самоирония молодого поколения сейчас стала своеобразной защитной реакцией. Понятно, что через какое-то время, как бы их ни разбросала судьба, они снова сойдутся, помирятся, снова разбегутся, ну и так далее по кругу, пока не станут взрослыми. Хотя инфантильными их не назовешь.
«Еще один год» – это хорошее, крепкое молодежное кино. Вернее, кино про молодежь и для молодежи, которое, впрочем, может спокойной смотреть и старшее поколение, если готово к обилию постельных сцен.
Не кормите свои страхи
«Бабадук» – это ужастик или, благозвучней, хоррор. А хорроры принято считать низким жанром: мол, строятся на штампах, никакого психологизма, слишком узкая и конкретная цель – напугать зрителя – автоматически отметает для создателей фильмов все идеи кинематографа, которые не могут идти прямо в дело для достижения результата. Отчасти можно согласиться с этим мнением, хотя дело скорее не в том, что хоррор плох сам по себе, сколько в том, что режиссеры ленятся делать нестандартный проект, понимая, что и примитивного сюжета с банальными ходами хватит для того, чтобы неискушенный зритель закрывал руками глаза.
«Бабадук» австралийской дебютантки Дженнифер Кент доказывает, что количество штампов можно свести к минимуму, а обоснование ужаса можно показать тонко. Амелия (Эсси Дэвис) – некогда детская писательница – в один день лишилась близкого человека и приобрела нового: погиб муж, но родился ребенок. С Сэмом (Ной Уайзман) у них отношения сложные: мальчик не только напоминает ей о муже, она подсознательно перекладывает на него вину за гибель супруга. Мальчик же в свою очередь растет странным и даже опасным ребенком: не только, как и все дети, верит в монстров, но и изобретает различные средства защиты от них. Не удивительно, что преподаватели школы и родители беспокоятся за безопасность своих детей. У мальчика расшатаны нервы, плохое самочувствие, он, сам того не желая, сводит с ума и мать, которая в свою очередь так и не сумела смириться со смертью мужа и сознательно избегает контактов с другими мужчинами.
Описание предыстории напоминает, скорее, сюжет для драмы или триллера. Однако Дженнифер ломает стереотипы и неожиданно превращает фильм в ужастик: в какой-то момент в сюжете всплывет книжка про некоего Бабадука, который является ночью и убивает всех подряд. Ну а дальше прогнозируемо: как бы встречу с этим монстром ни пытались отсрочить, он все равно явится и начнет действовать. Как он это делает – рассказывать не будем.
«Бабадук» – это забавный случай в кино. На протяжении фильма не отпускает ощущение, что история могла больше выиграть, если бы снималась драма. А так пришлось пойти на определенные уступки жанру, сместить акценты. Может, сработало банальное предубеждение в отношении хоррора как низкого жанра. С другой стороны, Кент вполне могла осознавать, что лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме: если в роли ужастика «Бабадук» уже сейчас может считаться классикой жанра и одним из лучших фильмов, то перспективы его среди драматических фильмов были бы туманными. Впрочем... У фильма очень тонкая психологическая концовка, может, и выстрелил бы.