Как богатый бедных учил

Оценить
Странно всё это. Такую дату проморгали: пятнадцать лет назад Владимир Путин возглавил Российскую Федерацию. Есть некоторое расхождение по дням, но не в них суть. Пятнадцать лет – это же дата, такой повод поговорить об этапах большого пути.

Странно всё это. Такую дату проморгали: пятнадцать лет назад Владимир Путин возглавил Российскую Федерацию. Есть некоторое расхождение по дням, но не в них суть. Пятнадцать лет – это же дата, такой повод поговорить об этапах большого пути.

А вместо этого заунывные рассуждения о кризисе в стиле кто во что горазд. А о чем еще говорить? О том, что в ходе борьбы неизвестно с кем и за что («по последним данным разведки, мы воюем сами с собой») отказались от украинской соли, на четверть сократили объем рынка, и, соответственно, примерно на столько же вырастут цены.

Известный саратовский ученый и политический деятель Сергей Наумов углядел в кризисе 2014–2015 годов – правильно, «отрыжку». Так и выразился: «отрыжка», мол, проклятых девяностых с их либеральными реформами. Уважаемый Сергей Юрьевич, видимо, не заметил, что уже пятнадцать лет у власти в стране находятся столь уважаемые им крепкие государственники, и почему они до сих не справились с «отрыжкой» – бог весть. Не иначе внешние враги мешали. Или пятая колонна.

Ничем не обрадовал россиян первый вице-премьер Игорь Шувалов, командированный в Давос объяснить urbi et orbi – городу и миру, – что же у нас стряслось, кто виноват и что будет. Ничего нового г-н Шувалов ни о причинах кризиса, ни о путях выхода из него не рассказал, за исключением некоторых деталей.

Словом, сплошной Петр Яковлевич Чаадаев получается: «Мы живем в самом ограниченном настоящем без прошлого и без будущего, среди плоского застоя... Наши воспоминания не идут далее вчерашнего дня; мы как бы чужие для себя самих».

Не блеснув анализом ситуации, первый вице-премьер и особого оптимизма не проявил. «Ничего хорошего в существующей ситуации нет. Она очень тяжелая. Думаю, что она будет усугубляться. Антикризисный план 2015 года должен быть рассчитан на то, чтобы помочь ориентироваться к «жесткой посадке». Экономика жестко присаживается». Ну, экономика у нас давно «жестко присаживается». Разве не было жесткой посадкой увеличение социальных взносов для индивидуальных предпринимателей в 2013-м, после чего их число сократилось вдвое?

В обязательном порядке было сказано, что «именно сейчас необходимо проводить назревшие реформы». Следом неприменно должны последовать слова о необходимости слезть с нефтяной иглы. Впрочем, об этом уже говорил недавно глава администрации Сергей Иванов. Он, правда, не сказал «слезли», он более деликатно выразился – «начали слезать». И то, чего на этой игле сидеть, если нефть меньше сорока за баррель?

Полной список реформ должны были обнародовать вчера, я не дождался – их так не объявили. Пока же ясно, что вырастет безработица, не будет увеличен размер пособий по безработице, не будут проиндексированы во второй раз пенсии, если инфляция превысит 6 процентов.

Кроме чистой экономики, г-н Шувалов решил поговорить о политике и о русском народе. Получилось, скажем так, неожиданно. «Если русский ощущает любое давление извне, он никогда не отдаст своего лидера. Никогда. И выдержим любые лишения, которые будут внутри страны: меньше потреблять продуктов, меньше электричества, я не знаю, еще какие-то вещи, к которым мы все привыкли. Но если мы будем ощущать, что кому-то извне хочется поменять нашего лидера, и это не наша воля, что это влияние на нашу волю, мы будем просто едины как никогда».

Честное слово, мировая история не знала прецедентов, чтобы какому-нибудь народу предлагали обменять своего лидера на «продукты питания, электричество и еще какие-то вещи, к которым мы все привыкли». Может, на самой заре цивилизации такие случаи и были зафиксированы, меняли вождя на бусы, но сейчас...

Картину неподкупности русского народа несколько подпортил своей репликой другой вице-премьер Дмитрий Олегович Рогозин, заявивший, что если бы США руководил Путин В. В., то дела в Штатах обстояли бы куда лучше. Там и сейчас вроде бы ничего дела обстоят, по крайней мере кризис не у них, а у нас. Но это не главное: что же товарищ Рогозин предлагает отдать Путина Америке, а нам кого? Обаму? Или самого Рогозина? Слов нет, мужчина он представительный, но говорит порой такие странные вещи. Представляется, он бы лучше фантастические романы писал.

И еще немного о фантастике. Вице-премьер Шувалов рассказал о непримиримой борьбе с коррупцией в нашей стране. Президент «жестко действует против различных чиновников, которые через схемы участвуют в не совсем легальных операциях, и нацелен на длительную работу и результат». Наверное, имелся в виду несчастный Сердюков.

И еще немого поговорил о русском народе вице-премьер Шувалов. Дорогая нефть по цене 100 долларов за баррель избаловала россиян. Такое мнение высказал он в Давосе. «Эта цифра испортила нас. Люди рассчитывали на увеличение государственных расходов, а не работали над эффективностью труда».

Вообще-то ничто не ново под Луной. Сто с лишним лет назад депутат тогдашней Государственной думы Марков Второй (черносотенец из «Союза русского народа») говорил примерно то же самое: «Русский народ мало трудится». Поэт Саша Черный ответил ему стихотворением «Веселая наглость», где были и такие строки:

«Лежебокам
за уроком
ЧтО бы съездить за границу –
К шведам, немцам или в Ниццу?
Не хотят –
Пьют да спят».

Посему и не растет производительность труда, сетовал г-н Шувалов, ленятся. Оттого и живут так себе. А ведь мог бы Шувалов в пример привести себя с квартирами по всей Европе, огромным поместьем, автопарком из «ягуаров» и «мерседесов». Но не стал. Видимо, из скромности.