Надо активировать рост

Оценить
Получив приказ, жди, когда рассосется

На минувшей неделе премьер Дмитрий Медведев еще раз четко объяснил коллегам по правительству причины, которые спровоцировали проблемы в экономике. Но и через неделю для них не нашлось решения.

Бачили очи, что руки делали

Главная: перекос этой самой экономики в сторону нефтегазового сектора. Десять последних лет благодаря высоким ценам на нефть и газ мы думали только о том, как получить больше доходов от их продажи. Все остальные отрасли экономики были по большому счету не главными и развивались по остаточному принципу. Обрушение мировой цены на нефть больно ударило по экономике России. Но тут, как говорится, за что боролись, на то и напоролись. По большому счету, пенять не на кого. Нефтяной рынок не постоянен: есть спрос, есть предложение, есть основные игроки, есть циклы роста и спада цены. 14 лет нефть дорожала, примерно столько будет дешевой. Всё описано в учебниках по экономике. И низкие цены придется принять как данность. Это постоянная составляющая нашей жизни на ближайшие годы.

Переменная величина: санкции, реакция мировых институтов на нашу внешнюю политику – «то внешнее давление, которое стало следствием политических решений, принятых нашей страной». Все члены российского правительства понимали, о чем говорит Дмитрий Медведев. Он, конечно же, имел в виду возвращение Крыма в состав России и наше участие в событиях на востоке Украины. И конечно же, премьер понимал, что в головах министров может ненароком созреть шальная мысль про то, что сейчас будет дан отбой всем нашим имперским амбициям по поводу «русской весны» и «русского мира». И он не дал разгуляться этому вольнодумию. И направил мысли министров в нужное русло. И сказал председатель правительства, что политические эти решения, подтолкнувшие российскую экономику в то место, где она сейчас находится, – «это был сознательный выбор, выбор по просьбе людей, которые обратились за помощью и поддержкой к нашей стране, и по сути это единая позиция не только ветвей власти, но и всего нашего народа».

То есть на сегодняшний день сказано, что наш народ сам согласился вспомнить забытый суворовский принцип: сам погибай, а товарища выручай. Товарищами российская власть назначила нам русскоязычных людей в соседней стране, которые хотят говорить по-русски. Пока речь идет об одной стране – Украине. Но в потенциале у нас таких стран 14 как минимум, по числу советских республик.

В то время как в России правительство думало о том, как ему обеспечить экономическую и социальную стабильность, некоторые члены этого высокого руководящего органа работали на передовой линии враждебного нам мирового фронта. На важнейшем для мира экономическом форуме в Давосе заместитель Дмитрия Медведева Игорь Шувалов убеждал западных политиков и бизнесменов в том, что мы особая страна, и санкции к нам применять бесполезно. И напрасно западные умники думают, что тяготы российской жизни родят народный гнев, который можно будет развернуть в сторону российского лидера. Русские на любую силу действия отвечают утроенной силой противодействия. Голодать будут, но лидера своего никому за кусок колбасы не отдадут. Да и за кусок хлеба тоже.

Заверения, что все уже готовы «поменьше питаться, меньше потреблять электричества», тут же понеслись и из России. Правда, того, кто первым посмел прокукарекать без согласования, тут же вызвали на товарищеский суд коллеги по партии «Единая Россия». Говорят, что накануне этого суда наговоривший на телекамеру лишнего депутат «очень сильно переживает» и убеждает коллег, что имел в виду совсем не то, что сказал. И что на самом деле он просто не договорил про то, что «поменьше питаться» мы согласны импортными продуктами, попавшими в санкционный список. Что имел в виду автор крылатого выражения, когда говорил про готовность поменьше потреблять электричества, не сообщается. Может, он вообще речь вел не о простом российском населении, а об избранных его представителях, у которых счета за электричества страшно подумать какие.

Маленькое отступление про одну очень важную группу российских товарищей

Российское общество в наши времена четко поделено на группы. Речь не о рабочих и крестьянах и даже не о патриотах и так называемой пятой колонне, которая критикует действия власти. В данный момент я хочу обратить ваше внимание на то, что есть в России группа людей, которые получают зарплаты, минуя трудовое законодательство, а пенсии – минуя закон о трудовых пенсиях. К этой группе относятся чиновники и депутаты, военные и различные правоохранители.

Каждый представитель этой многомиллионной группы еще в прошлом году знал, что экономические трудности не за горами. Именно поэтому в прошлом году всем им было резко повышено жалованье. Дальний прицел заключался в том, чтобы не дразнить гусей в 2015 году, когда остальным придется затягивать пояса. Вот уже осторожно сказано, что денег на увеличение трудовых пенсий на реальную инфляцию для простых людей нет. А бывших-то чиновников и депутатов и правоохранителей этот прискорбный факт не касается. Их пенсии рассчитываются совсем по другим формулам и составляют процент от индексируемых зарплат ныне действующих чиновников, депутатов и правоохранителей. И при этом подсчитать, сколько денег уходит в стране на эти вот повышенные пенсии, не представляется возможным. Нет в свободном доступе информации о том, сколько у нас таких пенсионеров, и о том, сколько денег на их спокойную старость ежегодно уходит из бюджета.

Все последние дни, когда о кризисе молчать уже было как-то неудобно, я ждала, что сейчас вот президент, как гарант равных прав для всех в нашей стране, возьмет и скажет, что нужно все пенсии всех российских людей рассчитывать по одному закону. Но нет. Среди равных люди есть люди более дорогие государственному сердцу. И сколько они стоят общему кошельку, похоже, государственная тайна. Все вопросы на эту тему считаются неприличными. Все помыслы о том, чтобы отказаться от таких пенсий, отрезаются жёсткой ссылкой на Конституцию, в которой, дескать, прописано, что новые законы не могут ухудшать материальное положение человека, созданное по предыдущим законам. Так что телезрители обречены думать, что у федеральных чиновников и депутатов зарплаты тоже не повышаются. И все солидарно несут тяготы.

Пенсии высших чиновников в России

Антикризисные меры в ручном режиме

На минувшей неделе высшие власти страны решали, сколько денег им потратить на антикризисные меры, чтобы обеспечить экономическую и социальную стабильность в России. Сначала речь шла о двух триллионах рублей. Потом на свет вылезли аж четыре плана с разной стоимостью. Самый дешевый план стоил меньше триллиона рублей. Вчера антикризисный план собирались утвердить окончательно. Но по состоянию на 17:00 не было новостей о том, что план представлен Владимиру Путину.

В ожидании комплекса узаконенных мер изучала вчера историю вопроса. Выяснила, что первый раз о необходимости такого плана говорили еще 15 декабря 2014 года. На минувшей неделе несколько раз было сказано, что все праздничные новогодние дни над планом велась напряженная работа. В итоге в свободном доступе оказались какие-то наметки, из которых пока можно понять очень немного. Самое важное поручение – создать в регионах до 16 февраля (!) антикризисные комиссии, которые будут реагировать на проблемы по мере их возникновения, координируя свои действия с федеральной властью. На уровне же российского правительства пока речь идет о том, чтобы повторять хорошо зарекомендовавшие себя антикризисные меры 2008–2009 года.

«Антикризисный план состоит из комплекса мер, которые направлены на обеспечение устойчивого развития экономики, – говорил на минувшей неделе Дмитрий Медведев. – Работа будет строиться по трём основным направлениям. Во-первых, это активизация экономического роста, поддержка системообразующих предприятий, малого и среднего бизнеса. Во-вторых, это меры поддержки по отдельным отраслям. В-третьих, обеспечение социальной стабильности». Экономический рост в прошлый раз активизировали бюджетными деньгами. Всё остальное тоже. Никаких структурных изменений типа судебной реформы, изменения межбюджетных отношений, разгосударствления бизнеса не планируется.

Малому бизнесу, когда найдут наконец четкое определение, что это такое, обещали налоговое послабление за счет региональных и местных налогов. При этом никто не подсчитал выпадающие доходы бюджетов этих уровней и не пообещал перекрыть их трансфертами из федерального бюджета. Более того, в антикризисных мерах как-то вскользь сказано об уменьшении на 100 млрд рублей бюджетных кредитов для регионов.

Территориям предложат перейти в режим самовыживания?

Логично было бы предположить, что минфин и минэкономразвития уже как минимум месяц анализируют финансовое состояние регионов, которым не отменили исполнение указов президента и не подбросили надежд на новую налогооблагаемую базу. Конкретно Саратовскую область легко бы спасло перераспределение акцизов на изготовление табачной продукции. 35 млрд рублей, которые заберет в этом году федеральный центр с территории Саратова, можно было бы распределить на троих – в федеральный бюджет, в областной и в бюджет города Саратова. Скромная просьба депутатов Саратовской областной думы разрешить отщипнуть немножко табачных денег хотя бы в региональный бюджет пока осталась без ответа. Чтобы свести концы с концами, региональная власть решилась повторить десятки раз раскритикованный опыт правительства Ипатова. В бюджете нынешнего года к объемам налога на прибыль пририсовали как минимум пять миллиардов рублей, не имеющих под собой никаких оснований. Куда такая кривая вывезет, не очень понятно.

Но с другой стороны, и федеральный же бюджет свёрстан, исходя из фантазий о том, что нефть будет стоить 90 долларов за баррель, а доллар 37 рублей. Сейчас вот только спохватились и обещали к февралю сделать главный финансовый документ страны более приближенным к действительности. Первый заместитель Дмитрия Медведева Игорь Шувалов пообещал, что новый бюджет будет свёрстан без всяких фантазий, исходя из реальной цены на нефть и реального курса рубля. Логично предположить, что следом начнут переверстываться региональные бюджеты.

«Для реализации всех этих мер необходима серьёзная законотворческая работа, нормотворческая работа, скажем так. Это и подготовка 60 законопроектов, ряда указов президента, значительного числа актов правительства и большого количества ведомственных документов, – говорил неделю назад Дмитрий Медведев. – Хотел бы обратиться ко всем коллегам: заняться этим вопросом нужно будет в приоритетном порядке, потому что без документов, как вы понимаете, государственная машина не работает. Мы можем напринимать любых самых лучших решений, и эти решения даже будут подкреплены деньгами, но если будут просрочки в подготовке документов, движения не будет, а это потеря темпов, это потеря дней и в конечном счёте удар по уровню жизни. Действовать нужно быстро...»

Импортозаместительный опыт

Действовать быстро нынешние власти, к сожалению, не умеют. А пока они собираются что-то предпринять, ситуация уже кардинально меняется. Вот, например, цитата из выступления Владимира Путина почти уж шестилетней давности. 27 мая 2009 года он заявил: «Не считаю, что импортозамещение – это самоцель».

«Мы должны будем принять отраслевые программы импортозамещения, – сказал в минувшую январскую неделю Дмитрий Медведев. – Приоритетная задача – выделить главные позиции, сконцентрировать именно на них бюджетную поддержку. Такие решения должны быть подготовлены и по аграрному сектору, и по оборонке, и по другим отраслям».

Позвольте, но в январе 2010 года министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник уже заявляла, что импортозамещение становится одной из стратегических задач российского АПК. И у нас, напомню, принята в том же 2010 году доктрина продовольственной безопасности России.

В начале сентября 2014 года президент Владимир Путин сказал на Госсовете, что активное импортозамещение – наш приоритет. Правительству поручили разработать планы содействия импортозамещению. И осенью прошлого года руководитель аграрного комитета Государственной думы наш земляк Николай Панков уже предупредил, что рост сельхозпроизводства невозможен без его модернизации и что «аграрии нуждаются в дешевых длинных деньгах, поэтому процентные ставки по кредитам должны быть снижены». «Даны соответствующие поручения правительству и Банку России», – сказал Николай Панков. Правительство и Банк России уже полгода никак не могут выполнить это поручение. Кого-нибудь это удивляет?