Агент разоблачен и уничтожен

Оценить
Ассоциация «Партнерство для развития» прекратила свое существование

15 января Ольга Пицунова, известная саратовская правозащитница-эколог, подала документы в министерство юстиции о прекращении деятельности ассоциации «Партнерство для развития»: «Мы все уже поняли, что они нас в покое не оставят. Нам еще в ноябре 2013 года заявили, что нас будут закрывать, поэтому мы приняли решение о самоликвидации».

Прошло почти полгода с момента, когда началось судебное преследование Ольги Пицуновой и ассоциации «Партнерство для развития». Конфликт, начавшийся с анонимной записки с обвинением НКО «иностранным агентом», на минувшей неделе обострился в связи попыткой штурма ее квартиры судебными приставами. Но Ольга Пицунова намерена продолжить правозащитную деятельность и отстоять свою репутацию.

Подрывала промышленную сферу, угрожала национальной безопасности

В июле прошлого года прокуратура области инициировала проверку деятельности благотворительной организации «Ассоциация «Партнерство для развития». Основанием для проверки якобы послужило анонимное обращение, в котором утверждалось, что организация намеренно поднимает протестные настроения в обществе, распространяя ложные сведения об экологических опасностях в регионе. Надзорное ведомство начало буквально преследовать руководителя «Партнерства для развития». Прокурорские работники являлись к Ольге Пицуновой на дачу, в выходной день отыскали ее на базаре (о планах на день знали только она и ее муж), чтобы вручить ей уведомление о назначенных судебных слушаниях.

Первое судебное заседание состоялось 4 августа. Прокуратура выяснила, что в 2012 году посольство США в России одобрило проект НКО «Школа гражданского активизма» (экологического характера). В 2012 году ассоциация представила отчет о проделанной работе. В 2013 году было получено 294 тысячи рублей от правительства США, в середине 2014 года – оставшаяся часть средств. Сторона обвинения представила заключение эксперта, профессора СГЮА Виктора Купина, который подтвердил, что ассоциация «Партнерство для развития» занималась «формированием негативного имиджа региона», влияла «на геополитические процессы», а также создавала «социальную напряженность в регионе в интересах США».

В ответ сторона защиты указала на тот факт, что грант был выигран еще до вступления в силу закона об иностранных агентах. Адвокат подчеркнул, что экспертное заключение о выявлении политических мотивов было подготовлено за один день. Кроме того, анонимное обращение (без ФИО и контактов) по закону не может быть рассмотрено прокуратурой.

Несмотря на эти доводы суд признал Ассоциацию «Партнерство для развития» иностранным агентом и назначил ей наказание в виде административного штрафа в размере 300 тысяч рублей.

Через четыре дня, 8 августа, суд принялся давать оценку действиям председателя организации как должностного лица. Объявлялись всё новые и новые формулировки обвинения – критику в адрес промышленных предприятий (в том числе Балаковской АЭС и полигона радиоактивных отходов в Татищевском районе) прокуроры Кировского района посчитали «подрывом промышленной сферы в регионе». Ольга Пицунова даже обратилась за разъяснениями к губернатору, но безрезультатно.

Пицуновой вменили штраф в размере 100 тысяч рублей.

15-го и 22 сентября суд отклонил две аппеляционные жалобы – по личному делу Ольги Пицуновой и отдельно по ее общественной организации. А 24 сентября состоялся суд, на котором ассоциацию «Партнерство для развития» обязали зарегистрироваться в качестве иностранного агента. Причем это судебное слушание состоялось тогда, когда федеральный минюст уже принял решение и записал эту организацию в качестве иностранного агента. На тот момент министерство юстиции РФ заручилось правом формировать список иностранных агентов без волеизъявлений со стороны руководителей организаций.

Штурм «явочной квартиры»

18 декабря прошлого года сотрудники управления Федеральной службы судебных приставов арестовали пенсионный счет Ольги Пицуновой. По замечанию общественницы, это произошло спустя два дня после того, как в Сети появилась информация о сборе средств в помощь ее НКО. Всего саратовцы собрали около 130 тысяч рублей. «Приставы нарушили мои права, арестовав мое имущество, хотя сначала должны были вынести постановление и вручить его мне. Кроме того, они не имели права накладывать арест на весь счет, являющийся единственным источником дохода: по закону они могли снять не более 50 процентов. Они были обязаны оставить сумму, равную хотя бы прожиточному минимуму», – заявила в прессе общественница.

При этом предусмотрительные сотрудники УФССН почему-то забыли сообщить ответчику реквизиты для оплаты штрафа. Дождавшись окончания новогодних праздников, уже в понедельник, 12 января, судебные приставы попытались взять штурмом квартиру, в которой проживает Ольга Пицунова, чтобы вручить ей постановление о возбуждении исполнительного производства по взысканию штрафа.

Пресс-секретарь областного управления ФСПП Владимир Моисеенко пояснил ситуацию информационному агентству «Свободные новости» так:

– Наши судебные приставы имеют на руках исполнительный лист, а само исполнительное производство возбуждено еще в начале декабря прошлого года. Ее (Ольгу Пицунову) пытались оповестить об этом, но тогда дверь никто не открыл. В результате, как это предусмотрено законом, данный документ был направлен заказной почтой по ее адресу. Чуть позже пристав арестовал счет гражданки. Помимо вручения постановлений основная цель визита – это установление имущественного положения должницы. Поскольку долг не погашен, мы имеем право наложить арест на имущество.

Дождавшись окончания рабочего дня, судебные приставы прекратили осаду квартиры Пицуновой и разошлись. Ей дали 5 дней на добровольную оплату штрафа.

На следующий день общественница оплатила 82 тысячи рублей. Полную сумму, 100 тысяч рублей, она решила не выплачивать до тех пор, пока не будет снят арест с ее пенсионного счета, поскольку ей не известно, какая часть денег оттуда уже изъята судебными органами. Однако УФССН до сегодняшнего дня не снял арест со счета. «Мы видим, как быстро судебные органы принимают меры, когда им велено на кого-то подействовать, и довольно-таки неохотно выполняют свои профессиональные обязанности по восстановлению нарушенных прав», – замечает Ольга Пицунова. – Пример таунхаусов – довольно неприкрытый случай, демонстрирующий, как работает служба судебных приставов».

Кому это надо?

В последние десятилетия Ольга Пицунова является едва ли не самым известным и уважаемым правозащитником в регионе по вопросам экологического характера. За 2013 год, предшествующий ее судебному преследованию, Пицунова и ее НКО занимались проблемами безопасности пункта хранения радиоактивных отходов в Татищевском районе. Общественников беспокоило увеличение мощности и продление сроков службы энергоблоков Балаковской АЭС, а также разработка проекта продувки пруда-охладителя, т. е. прямой перекачки загрязненной радионуклидами и токсичными металлами воды непосредственно в Волгу. Под вниманием экологов были такие предприятия, как «Балаковские минеральные удобрения», БАТ-СТФ, «Саратоворгсинтез». Также общественники обращали внимание на попытку прокуратуры Саратовской области изменить статус Кумысной поляны с «особо охраняемой территории» на «лесопарк» – это позволило бы бесконтрольную застройку зеленой территории. Они протестовали против вырубки деревьев на Первомайской и других центральных улицах города под видом «реконструкции зеленого фонда», критиковали работу городских и областных чиновников, курирующих экологическое направление.

– Нам сложно определить, что было реальной причиной того, что нас начали по сути дела прессовать. Во всём этом деле могут быть не один, а несколько заинтересованных лиц, которые считают, что мы мешаем им продвигать их интересы, – теряется в догадках Ольга Пицунова.

Стоит обратить внимание на то, что последнее громкое заявление ею было сделано в конце декабря 2013 года, когда экологический совет региона (в состав которого входит ассоциация «Партнерство для развития») обнародовал доклад, в котором признал Год охраны окружающей среды самым «антиэкологичным» за последние несколько лет. После этого ассоциация не предпринимала заметных действий – во многом это связано с ухудшением здоровья Ольги Пицуновой.

Общественница заявляет, что не собирается останавливаться и прекращать свою общественную деятельность. У нее и ее коллег есть намерения продолжить свою работу от имени Российского социально-экологического союза, сопредседателем которого она является. Существует также Общественный экологический союз Саратовской области, в который входит целый ряд организаций.

– Если будет необходимость, задумаемся о создании какой-то другой организации. Пока я такой необходимости не вижу. На самом деле, я думаю, для того чтобы заявить о своей гражданской позиции, необязательно быть членом какой-то общественной организации, – высказала свое мнение Ольга Пицунова. Также она добавила, что продолжит борьбу в суде за восстановление своей репутации: – Я уверена, что им не удалось ее замарать. Нужно сопротивляться действиям правоохранительных органов, когда они защищают не общественные, а какие-то частно-корпоративные интересы.