Всё подстроено врагами

Оценить
В информационном мусоре утонули реальности экономики

В российском телевизоре мы – великая богатая свободная страна под мудрым руководством лучших правителей. И еще в российском телевизоре нас все боятся. Потому что мы бросили вызов Америке, припугнув ее нашим оружием, и разорили европейских фермеров, отказавшись покупать их никчемную продукцию. А еще мы, оказывается, можем наказать все страны, из тех, кто учит нас жизни, наказать тем, что откажемся вернуть им банковские долги. И таким образом разорим все эти хваленые иностранные банки. Там еще много чего есть в телевизоре. Называется это «много чего» пропагандой, густо замешанной на вранье. Она дезориентирует десятки миллионов телезрителей. И это по большому счету преступление.

Там чудеса, там леший бродит

В телеверсии событий вовсе не рубль, а доллар дергается в лихорадочной пляске. Такая подача курса национальной валюты вместе с навязчивым припевом про то, как Америка хотела в Крыму поставить свои ракеты, направив их на нас, разумеется, родила массовый ответ российских пенсионеров на ребром вставший вопрос: что делать с накоплениями? Никаких долларов! Мы патриоты и не будем покупать деньги ненавистной страны-вражины!

Таким образом, большая часть вкладов осталась там, где и была, – на счетах в главном государственном Сбербанке. Хорошо, что главные телеканалы страны не показывали своим телезрителям выступление начальника Сбербанка Германа Грефа на Гайдаровском форуме, который состоялся на минувшей неделе. Греф грозил распадом банковской системы страны в том случае, если правительство срочно не начнет менять свои подходы к экономике и не поймет уж наконец, что в стране разворачивается полномасштабный кризис не на месяц-другой, а на годы.

Такое выступление, конечно, могло напугать клиентов всех банков. Хотя на самом деле отпущенный в свободное плавание рубль больше всего способен навредить в первую очередь именно большим банкам, типа Сбера. Ведь чем больше банк, тем шире круг его клиентов с валютными расчетами. И когда такому вот клиенту понадобится много иностранных денег, банку придется их где-то покупать, отдавая за доллар сейчас уже в два раза больше рублей по сравнению с прошлым годом. Спрогнозировать, что будет с рублем в текущем году, очень трудно. В телевизоре нам говорят, что, возможно, уже к марту за доллар придется отдавать всего 25 рублей, но верится в это еще меньше, чем в интернет-прогнозы о том, что стоит готовиться к сотне рублей за доллар.

Наиболее разумно будет, наверное, ориентироваться на грубый механизм подсчета, учитывающий зависимость цены доллара от цены нефти. Здесь: чем меньше будет стоить нефть, тем больше рублей придется выкладывать за один доллар. И значит, действительно не надо простым россиянам следить за ценой доллара, как и советуют в телевизоре известные российские экономисты. Важнейшей для нас является цена нефти. Как в Венесуэле, например. Там простой народ гораздо раньше нас прочувствовал фишку благосостояния и привык начинать свой трудовой день именно с информации о цене главного бюджетного наполнителя.

Кстати сказать, в Венесуэле сейчас дела хуже наших. Инфляция – 64 процента. Уже три месяца действуют лимиты на отпуск продовольственных товаров в одни руки (молока, например, продают не больше литра). Очереди за мылом и туалетной бумагой стали привычными. В государственные магазины нельзя заходить чаще двух раз в неделю. При этом Венесуэла надеется на помощь Китая (вроде ей пообещали 20 млрд $ инвестиций), России и Ирана, а из венесуэльского телевизора рассказывается, что всё подстроено врагами венесуэльского правительства, которые «проникли в народ, чтобы организовать насильственные действия против правительства».

У нас самые популярные ужасы – американские и украинские

Американская новость минувшей недели в российском телевизоре – разорение компаний, добывающих сланцевую нефть. Для российских телезрителей такие сообщения о банкротстве – бальзам на душу. Потому что, во-первых, мы же главные в мире нефтедобытчики всех времен и народов, которым всё нипочем. Во-вторых, так и надо этим американцам, привыкшим диктовать условия жизни остальным. Думали, что хотели наказать Россию обвалом нефтяных цен, сговорившись с саудитами, а получилось, что сами себя этой палкой по лбу и стукнули. Вот сейчас начнется массовая безработица в Америке, заволнуется американский народ, и сметет в отставку своего президента.

И совершенно невдомек нашему телезрителю, что новость про банкротство нескольких предприятий, добывающих сланцы, в США показали в лучшем случае по какому-то муниципальному ТВ. Не оттого, что журналисты самых главных каналов хотели замолчать проблему, а потому что сланцевую нефть в Америке добывают частные предприниматели, а вовсе не государственные гиганты, как это принято у нас в России. И если из тысяч этих бизнесменов разорятся даже сотни, Америка этого не заметит. Просто на участки добычи придут другие предприниматели, готовые работать с меньшими издержками. А вот хорошей общенациональной американской новостью стало сообщение о том, что галлон бензина в связи с падением мировых цен на нефть стоит теперь ощутимо дешевле. И это реальный шанс для роста американской экономики. Ведь будет продаваться больше автомобилей, ожидается увеличение грузоперевозок, уменьшатся издержки сельхозпроизводителей.

Наша российская позитивная ТВ-новость про бензин состоит в том, что антимонопольщики не позволят этому нефтепродукту дорожать быстрее инфляции. Хотя какой будет та инфляция в 2015 году, никто не знает. В официальных бумагах она прописана на уровне 7,5%. Но эксперты уверены в том, что нужно готовиться минимум к 20%. Между тем инфляция – это ведь не только цены в магазинах. Это и цена банковских вкладов, например. Если банки будут покупать у населения деньги по цене близкой к инфляции, то это значит, что кредиты предприятиям будут выдаваться по формуле: инфляция плюс 5–6 процентов. Вряд ли при такой стоимости заемных денег можно всерьез надеяться на то, что российская экономика начнет расти как на дрожжах.

И не надо обольщаться тем, что государство покроет часть процентов заемщику. Государству будет куда тратить бюджетные деньги в наступившем году. Ведь отдай не греши старшему поколению добавку к пенсии, сопоставимую с инфляцией, и бюджетникам такую же прибавку к зарплате надо постараться выложить. Иначе ведь не придут они дружными рядами в нужный час голосовать за кого надо. А более того, могут и на площади под памятники Ленину собраться с неприятными кричалками и лозунгами. Если власть не выполняет своих договоренностей с электоратом, то и электорат может наплевать на договоренности.

Эх, раз, да ещё раз...

На минувшей неделе мы продолжали вести себя нецивилизованно, с пренебрежением относясь к международным институтам. 15 января у нас был последний срок для начала платежей по так называемому делу ЮКОСа. Помните, как всю осень по главным российским каналам телезрителям рассказывали, что Россия не согласна с судьями в Гааге, которые посмели сделать вывод, что наше государство оттяпало нефтяную компанию у Ходорковского, нарушив право частной собственности?

Оспорить вердикт международного суда российской власти не удалось. Но по телевизору нам почему-то не рассказывают о том, что за доказанное судом воровство правительство должно срочно заплатить 50 млрд долларов. Цифра эта огромная, сопоставимая с годовым военным бюджетом страны. Но оспорить ее уже не получится. А по условиям, прописанным в судебных решениях, каждый день просрочки этого платежа стоит нам 2,6 млн долларов. За пять дней просрочки набежало уже 13 млн долларов. По нынешнему курсу почти миллиард рублей. За год набежит почти миллиард долларов. Каким будет курс рубля – неизвестно, но по нынешнему пеня будет сопоставима с годовым бюджетом Саратовской области. А что будет через 10 лет? Или сколько еще времени мы будем всей страной показывать неуважение к закону?

Мы же сами кричали, что хотим быть цивилизованными, и обязались ставить решения международных судов выше своих российских. Теперь вот нам разонравились европейские суды, и мы заявляем по телевизору о том, что нужно создать Азиатский международный суд. Его решения Россия будет уважать и ставить выше собственных.

Я больше чем уверена, что российский наш народ полностью поддерживает российское правительство, которое в эти непростые для страны времена не исполняет решение суда в Гааге и не отдает 50 млрд долларов из своего зашатавшегося бюджета. И на волне разожженной телевизором ненависти к бывшим акционерам ЮКОСа поддержит двумя руками отказ от европейских судов в пользу мифических азиатских.

Но хочу сказать, что у нашего российского народа, который в большинстве своем является телезрителем, очень замусоренная и короткая память. И он уже, конечно же, забыл, что на нефтяные деньги, полученные от отнятой у Ходорковского компании, Владимир Владимирович Путин обещал реформировать российское жилищно-коммунальное хозяйство. Ну и что, понял уже каждый российский человек, что услуги ЖКХ стали за 11 последних лет более качественными и дешевыми? Аналитики недавно подсчитали, что за это время в нашу страну пришли 3,5 триллиона нефтяных долларов. Это, простите, более 200 триллионов рублей. Получается, что каждый год кто-то присваивал себе бюджет России? Боюсь, что только суд в Гааге сможет указать этих бенефициаров российским телезрителям. Никаких собственных расследований мы не дождемся.

А у нас в России газ!

Еще одним экспортным продуктом России является газ. С некоторых пор он превратился в стратегический политический продукт. Теленовость 2015 года состоит в том, что мы свой российский газ через «фашистскую» Украину гнать отказываемся. Такой ультиматум странам, с которыми у нас есть долгосрочные договоренности: или забирать российский газ на границе с Турцией, или оставаться без газа.

Разрыв телеверсии происходящего с реальностью состоит даже не в том, что так не ведут себя в цивилизованном мире. Гораздо хуже то, что мы газопровод свой в Турцию не начинали строить, да и Турция еще нам добро на такой международный газовый разворот не дала. Ну и зачем мы неосторожно раскрыли европейским врагам наши стратегические планы-мечты? А что если наш залихватский блеф подтолкнет страны Евросоюза ускорить развитие новых энергетических технологий? Кому будет нужен наш газ, если Европа откажется от партнерства с нами? Для Китая наш газ слишком дорогое топливо. Внутреннее потребление тоже не обеспечит достойный спрос. Страны Евразийского союза за лояльность к «русскому миру» договорятся о таких ценах, что у них газ будет в два раза дешевле, чем в России...

Жила бы страна родная, и нету других забот

«В кризисной ситуации самое главное – сохранять душевное спокойствие, иметь крепкие тылы дома в семье и больше всего думать о собственном здоровье и здоровье своих близких. Баррели, санкции – это всё преходящее», – сказал министр экономического развития Алексей Улюкаев на Гайдаровском форуме.

На Украине сейчас тоже кризисная ситуация. Но там почему-то граждан страны не просят замыкаться на личном, а просят думать о перспективах развития страны. После выборов депутаты Верховной рады сразу преступили к реформам. Да каким! Россиянам они могут присниться разве что в сладких или ужасных снах.

Минсоцполитики готовится, например, рассчитывать пенсии по единому закону, уравняв в пенсионных правах бывших депутатов, судей, прокуроров и других чиновников с рядовыми украинцами. При прошлой власти на Украине было как у нас: большинство населения получало пенсию по одному закону, а элита по другим. В итоге пенсии населения были привязаны к прожиточному минимуму, а пенсии элиты – к реальным зарплатам действующего руководства страны. Зарплаты, кстати, тоже в Украине по новым законам будут снижены. Максимальные для чиновников и прочих бюджетников ограничены потолком в десять минимальных зарплат. Сравните с зарплатами наших депутатов Государственной думы, которые составляют 450 тысяч рублей в месяц при минимальной зарплате в стране ниже шести тысяч рублей. Еще завиднее изменения в бюджетном законодательстве. На Украине на деле строится бюджетный федерализм.

Городам областного значения и районным бюджетам будут теперь оставлять 60 процентов от собираемого здесь налога на доходы физических лиц. Местные бюджеты будут получать 10 процентов от налога на прибыль предприятий. Причем местные власти будут самостоятельно распоряжаться этими доходами. Есть и другие закрепляемые за местными бюджетами отчисления, но уже только эти новшества могли бы увеличить бюджет Саратова, например, вдвое.

Налоговая реформа предусматривает освобождение от налогообложения жилой недвижимости жилой площадью менее 60 кв. м для квартир и 120 кв. м для домов. А ставки налога на недвижимость населения привязываются к минимальной зарплате. Они будут устанавливаться муниципалитетами с потолком не более 2% «минималки» на квадратный метр.

Число налогов и сборов сокращено с 22 до 9. Отменяется возмещение НДС для всех. На два года запрещены все проверки всего малого и среднего бизнеса.

Украинцы начали реформировать свою судебную систему. Вместо квалификационной комиссии судей будет работать дисциплинарная. Заявление об отводе судьи будет обязан рассматривать другой судья. Будет вестись мониторинг образа жизни судей.

Но такие новости из соседней страны, где к власти пришла «кровавая хунта», российский телевизор предпочитает не афишировать.