Кому смерть, а кому возможности
От нового экономического кризиса пострадают все без исключения отрасли экономики и виды бизнеса. По словам столичных экспертов, от банкротства в 2015 году не будет застрахован никто. Разоряться будут как мелкие турфирмы, так и крупные банки. Саратовские предприниматели в своих прогнозах осторожны. Заявлений о резком сокращении количества субъектов предпринимательства старательно избегают, предполагая, что не повезёт в основном «маленьким и слабым». В своё будущее каждый хочет смотреть исключительно с оптимизмом.
Первые на вылет
Несмотря на то что в кризис страна входит уже на протяжении года, по крайней мере спад в экономике России именно столько времени и наблюдается, ситуация в стране пока не выглядит катастрофической. Громкие банкротства произошли только среди турфирм и коммерческих банков. Но, по словам экспертов, это далеко не конец, и буквально в ближайший год предприятия будут закрываться одно за другим со стремительной скоростью.
Самыми уязвимыми, по мнению экспертов, являются те, кто завязан на импорт и кредиты. В зоне риска туристическая отрасль, торговля, общепит, строительство и всё, что с ним связано. Кроме того, в связи с критической зависимостью от поставок зарубежных технологий, как отмечают эксперты, под угрозой закрытия находятся станкостроение, приборостроение, энергетическое машиностроение, производство оборудования для нефтегазодобычи.
Но лидером среди кандидатов на вылет, по общему экспертному мнению, являются компании финансового сектора, и особенно банки. Их главная проблема – тотальные просрочки платежей по кредитам и попадание половины заемщиков в категорию «проблемных».
На строительной отрасли, по словам экспертов, одновременно сказываются два ключевых негативных фактора – резкое падение рубля и сильное удорожание заёмных денег. Это может привести к тому, что часть текущих проектов будет приостановлена, а рефинансировать задолженности удастся не всем.
По тем же причинам – слабый рубль и дорогие кредиты – проблемы в производстве начали испытывать и сельскохозяйственные компании. Крупные российские агрохолдинги уже объявили о намерении свернуть свои инвестиционные программы.
Например, «Черкизово» приостанавливает строительство свинокомплекса в Воронежской области. Его себестоимость за короткий период подорожала почти на 700 миллионов – с 4 млрд руб. до примерно 4,7 млрд руб. Компания «Русагро» подумывает отказаться от строительства свинокомплексов под Тамбовом и на Дальнем Востоке. «Агро-Белогорье» не будет строить восемь свиноводческих комплексов и завод по производству кормовых добавок.
Торговлю в зону риска эксперты поместили из-за неэластичности спроса. Правда, тут прогнозируется затяжной спад, а не тотальное банкротство торговых организаций. По мнению экспертов, в торговле ситуация вряд ли станет критичной хотя бы потому, что эта сфера в отличие от других очень быстро адаптируется к любым условиям.
Пятая часть, четверть или сразу две трети
По наблюдениям экспертов, заметно чаще в последнее время разоряются предприятия общественного питания. Сами рестораторы делают для себя и вовсе пугающие прогнозы. Так, представители столичных ресторанов, баров и кафе заявили, что уже к лету в Москве закроется как минимум 50 процентов заведений. Как отметил президент федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров, даже при самом оптимистичном стечении обстоятельств треть заведений общепита может покинуть рынок уже в феврале.
Рестораторы Петербурга говорят о том, что в их городе в течение ближайшего года закроется каждый третий ресторан. Представители ресторанного бизнеса Казани в прогнозах по своему региону говорят о том, что уже и в первом, и втором кварталах года закроется от 5 до 40 процентов заведений. «Мы на пороге всеобщего краха. Это факт на сегодняшний день, потому что мы сталкиваемся не просто со снижением покупательной способности, а с полным ее отсутствием», – говорят российские рестораторы.
Мнение саратовских экспертов индустрии питания относительно перспектив на ближайший год разнится. Правда, местные рестораторы единодушны в том, что банкротство некоторых заведений неизбежно. Вопрос, сколько таких будет.
По мнению Игоря Байкова, владельца вегетарианского кафе «Рада и К», в лучшем случае в ближайшие полгода с рынка уйдёт 25 процентов заведений общепита, в худшем – 75 процентов. При этом Байков заявляет, что сам он в развивающемся кризисе не видит ничего ужасного и воспринимает сложившуюся ситуацию как возможность испытать себя. «В такое время необходимо искать нестандартные маркетинговые решения, находить новые подходы и способы для развития бизнеса. Надо искать такие решения, которые изменят ситуацию. Делать то, что боятся делать другие, – говорит ресторатор. – Меня кризис не пугает. Уверен, мы будем развиваться, и всё у нас будет хорошо. Мы уже развиваемся. В ближайшее время у нас в кафе будет проводиться много разных интересных мероприятий – тренинги и семинары на близкую и интересную многим, если не большинству, тему. Мы рассчитываем, что это привлечёт в наше кафе новых гостей».
Бизнесмен Андрей Табояков, владеющий сетью кофеен «Кофе и шоколад», ресторанов «Ирландский паб» и кондитерских «Péché Mignon», даёт более мягкий прогноз. По его мнению, с саратовского рынка уйдёт примерно пятая часть заведений. При этом потери будут как в дорогом, так и в дешёвом сегменте.
«Безусловно, в этом году у ресторанов и кафе будут определённые сложности. Но я думаю, что самые заметные изменения произойдут в структуре клиентов, – говорит он. – Те, кто ранее посещал дорогие заведения уйдут в места попроще, постоянные клиенты средних по цене ресторанов отступят в кафе и кофейни, завсегдатаи кафе-кофеен перейдут в фастфуд, а те, кто ходил в фастфуд, начнут кушать дума. Объяснение этому движению простое – снижение покупательской способности населения и его естественное желание экономить. На количестве заведений это тоже скажется – они начнут закрываться в каждом ценовом сегменте. Особенно рискуют не слишком раскрученные заведения, не имеющие узнаваемого бренда и чёткого круга постоянных гостей».
Помимо снижения покупательской способности населения, среди причин, приводящих кафе, бары и рестораны к банкротству, эксперты индустрии питания называют непродуманные концепции заведений, удорожание продуктов (на 30%), рост стоимости аренды помещений (на 40%). Кроме того, по их словам, напряжённая ситуация в мире, конфликты с соседними государствами и странами Запада не позволяют населению расслабиться. В то время как ресторанный бизнес – это своего рода институт удовольствия.
Есть ещё бюджетные путешествия
Жертвами девальвации рубля стали и российские туристические компании и их клиенты. Буквально за последние полгода в России обанкротилось около 30 крупных туристических фирм, а пострадали при этом не менее 150 тысяч путешественников. Количество туристов, предпочитающих выезжать за границу, уже сократилось наполовину.
Четких и однозначных прогнозов относительно того, как будут жить турфирмы в течение ближайшего года, нет. Но эксперты отмечают несколько негативных факторов, которые усугубят в ближайшей перспективе положение туристических компаний.
В частности, по оценкам ассоциации туроператоров, в результате осложнения политической ситуации 4 млн россиян (сотрудники силовых ведомств, государственных предприятий и члены их семей) стали невыездными или сильно ограниченными в пересечении границы. Это, по словам экспертов, сильно отразится на туристическом бизнесе. Ослабление рубля и как следствие значительное удорожание зарубежных направлений, ухудшающаяся экономическая ситуация, неуверенность в завтрашнем дне и недоверие к туристическому рынку, скорее всего, заставят большое число российских туристов повременить с поездками за рубеж. Некоторые аналитики уверены, что россияне, привыкшие к путешествиям, просто сменят направление – будут больше ездить по России или выбирать бюджетные курорты Южной и Юго-Восточной Азии, а также Вьетнама, Таиланда и Индии.
Кроме того, по-прежнему востребованными среди российских туристов будут Турция и Египет. Так считает, например, председатель гильдии туристического бизнеса при торгово-промышленной палате Саратовской области Дмитрий Анпилогов (директор ООО «ТК «Лагуна-тур»). По словам эксперта, в текущем году произойдёт своего рода «чистка рынка»: сильные компании, с правильной и грамотной стратегией развития, станут ещё сильнее, слабые – покинут арену.
«Кризис – это экзамен, к которому готовиться нужно всегда. Он покажет, кто и на что способен на самом деле», – говорит Анпилогов. Предположить, сколько саратовских турфирм может оказаться не у дел, эксперт не смог. По его словам, в настоящее время никому в Саратовской области не известно, сколько всего в регионе туристических компаний.
«Российские законы таковы, что позволяют любому человеку назвать себя турфирмой и начать организовывать поездки людей за границу или в пределах страны. А потом тихо и незаметно закрыться и исчезнуть. Этот процесс не регулируется, – отмечает Анпилогов. – А вот о перспективах туристического рынка более предметно можно будет говорить весной. Сейчас пока затишье. Только что закончились новогодние праздники, люди вышли на работу, никто никуда не едет. Туристическая активность просыпается обычно к марту. Вот тогда мы и посмотрим, насколько просел рынок, как и что будет продаваться. Я уверен, например, что Турция будет продаваться очень хорошо. Россияне очень любят это направление. К тому же оно очень бюджетное».
Кое-кто и не заметит
А вот на ком кризис, по мнению экспертов, может не отразиться совсем, так это салоны красоты. Этот бизнес, скорее всего, не только не потеряет, но даже приобретёт, то есть количество салонов может увеличиться.
Согласно социологическим исследованиям, россияне (в основном женского пола) не собираются значительно экономить на красоте и здоровье и сократят свои расходы менее одной пятой опрошенных. Тогда как 70% опрошенных сообщили о том, что расходы на посещение кафе, ресторанов и других развлекательных заведений общепита были ими сильно сокращены. Другими словами, многие наши соотечественники предпочитают еде красоту.
Эксперты отмечают, что противоречия в этом нет. А устойчивость бизнеса в сфере индустрии красоты объясняется тем, что в кризис всегда растет потребность в услугах и самозанятость населения, т. е. стремление реализоваться в малом бизнесе.
Самым популярным среди россиян видом малого бизнеса традиционно является оказание услуг маникюра, педикюра, парикмахеров и косметологов. Их начинают предлагать те же бывшие менеджеры, юристы и экономисты, выступая как частные мастера или как организаторы салонов красоты.
Саратовские предприниматели, работающие в этой отрасли, оптимизма по поводу перспектив ближайшего года разделяют. Как отметила Наталья Панфёрова, владелица салона красоты – центра эстетической медицины «Дива», работать станет сложнее, но закрываться причин нет.
«Я считаю, что всё у нас будет нормально, мы не первый кризис переживаем, – говорит Панферова. – Да, я слышу, что некоторые коллеги говорят о том, что придётся уйти с рынка. Но я считаю, что они просто нагнетают ситуацию. Да, у нас вырастут расходы, потому что дорожает и косметика, на которой мы работаем, и другие расходные материалы. Но мы через это уже проходили. Мы будем увеличивать цены. Да, это повлияет на количество клиентов – их станет, может быть, меньше, а может быть, ими станут другие люди. В кризис всегда происходит смена клиентского контингента. В 1998 году, например, когда экономическая ситуация была страшнее, а доллар с 6 рублей подскочил до 26 рублей, салоны красоты стали множиться. Всего стало прибывать, и всё стало увеличиваться. И смена клиентуры произошла процентов на 40. А кризис 2008 года я не заметила совсем, скажу вам. На моём бизнесе он не отразился. Так что считаю, что нет в кризисе ничего страшного для индустрии красоты. Ну, маленьким салонам-парикмахерским, может быть, тяжелее будет, чем крупным. Трудно придётся и только что открывшимся салонам. Но предпринимательство – оно ведь от слова «предпринимать». Так что предприимчивые люди выживут».