Зима в России больше чем зима

Оценить
Каждый снегопад в Саратове показывает, что денег нет

Зимой в России случаются снегопады. Где-то более сильные, где-то менее. Например, в Краснодарском крае снега бывает мало, а за Полярным кругом снежный покров не сходит никогда.

Елена Микиртичева

Саратов, если кто не в курсе, расположен в средней полосе. И климат у нас резко континентальный. И снег, как это ни странно, выпадает каждую зиму. Иногда его бывает больше, иногда – меньше. Но вот уж много десятков лет каждую зиму в Саратове случаются снегопады.

Минувшей зимой снега было немного меньше, чем зимой нынешней, а до этого – больше. Но всегда, повторимся, всегда снег был.

Понятно дело, снег не падает выборочно на поля или дачные участки. Он ложится повсеместно, на крыши домов, дороги, дворы и тротуары. И, ясное дело, начинает мешать. Мешает он машинам, которым надо ехать, людям, которым надо идти.

Опять же, очевидно, снег надо убирать. Нет, не везде, а там, где он мешает. Если он мешает владельцу частного дома, то человек берет в руки лопату или нанимает специально обученных людей. Если снег мешает многим людям во дворе многоквартирного дома, то теоретически они тоже могут взять в руки лопаты. Хотя по большому счету отвечают за уборку дворовой территории управляющие компании, которых жители домов наняли и которым платят деньги. И убирать дворы должны именно УК.

Снег на дорогах – это уже зона ответственности муниципалитета. За уборку снега на тротуарах вблизи магазина отвечает хозяин торговой точки.

Мы на всякий случай напомнили эти прописные истины о зиме, снеге и ответственных за его уборку. На всякий случай. Потому как не все это помнят или просто хотят знать.

Первая рабочая неделя...

...ознаменовалась изрядно заслеженным городом. Потому как снег выпал, как назло, аккурат накануне рабочей недели. Нет, снегоуборочные машины работали на основных трассах, но с нагрузкой явно не справлялись. Сводки с полей, то есть занесенных дорог, поступали в редакцию ежедневно. «В ночь с 13-го на 14 января к уборке города от снега будут привлечены порядка 160 единиц техники и более 65 рабочих», «Всего за прошедшие сутки было вывезено 5936 куб. м снега и наледи, использовано 71 т песко-соляной смеси и 3 т реагента. Сегодня, 16 января 2015 г., в течение дня в расчистке города от снежных масс будут участвовать 179 единиц специализированной техники и 201 дорожный рабочий».

Но что такое 179 единиц снегоуборочной техники на огромный город? Когда потребность в три с лишним раза выше? По данным администрации Саратова, для нормальной уборки города в зимний период необходимо 536 единиц уборочной техники. И вместо 189,96 миллиона рублей на уборку Саратова требуется без малого два миллиарда. То есть на порядок больше.

Нет, областные власти, которые, собственно, и укоротили донельзя городской бюджет, рекомендуют властям Саратова договариваться, искать внебюджетные источники финансирования. Но, помнится, был у нас один хороший сити-менеждер, который замечательно решал проблемы уборки Саратова от снега. Сейчас этот бывший находится в федеральном розыске.

Тротуары и дворы

Теперь то, что касается тротуаров. Уборка прилегающей территории должна осуществляться хозяйствующими субъектами, у которых эта территория находится. Насколько тщательно хозяева магазинов, кафе и прочих банков-бутиков следят за тем, чтобы подходы к их заведению не обрастали снежным наростом – на совести владельцев заведений. Городские власти могут этот процесс контролировать. И всё. То есть проверяющие из администрации могут написать письмо хозяину магазина. Если эта мера действия не возымела, то можно написать письмо в прокуратуру. А как уж дальше будет действовать надзорный орган – это никому не известно. Штрафовать или наказывать каким-либо иным способом муниципалитет не имеет права. Таково российское законодательство.

Теперь об уборке дворов. Тут без вариантов: ответственные за эту сферу деятельности – управляющие компании, товарищества собственников жилья или жилищно-строительные кооперативы, если они ведут хозяйственную деятельность.

Управляющие компании бывают разные. Некоторые добросовестно исполняют свои обязательства. Но, как правило, это бывает в том случае, если жители более или менее аккуратно оплачивают услуги УК. А если в стоквартирном жилом доме 70 процентов должников, которые не считают нужным оплачивать счета, то УК просто не на что нанимать «бобкэты» и чистить походы и подъезды к дому. Но взимать штрафы с УК можно. Вот только суммы штрафов этих будут погашаться за счет средств, предназначенных на обустройство территории.

Олег Грищенко:

Олег ГрищенкоКОГДА ВЕСЬ ГОРОД ПРАЗДНОВАЛ НОВЫЙ ГОД И РОЖДЕСТВО, ГОРОДСКАЯ ВЛАСТЬ БОРОЛАСЬ ЗА ЧИСТОТУ УЛИЦ

Природа этой зимой щедро одарила нас снегом. В минувшие праздничные дни, когда весь город встречал Новый год и Рождество, городская власть боролась за чистоту улиц. На дорогах Саратова ежедневно трудились порядка 100 рабочих, было задействовано от 150 до 200 единиц специализированной техники. В городе налажена системная работа по уборке улиц от снега. Специализированные муниципальные учреждения «Дорстрой» и «Служба благоустройства города» делят между собой нагрузку по уборке Саратова: по три района – каждое предприятие.

Однако в соответствии с финансовыми возможностями приходится определять приоритеты, в первую очередь очищать магистрали по маршруту следования городского общественного транспорта, а также остановочные павильоны и подъездные пути к учреждениям социальной сферы – детским садам, школам, больницам и поликлиникам. Правда, в связи с передачей лечебно-профилактических учреждений на областной уровень мы уже не имеем права выделять целевые денежные средства для уборки их территории. Эта нагрузка теперь ложится на областные дорожные службы.

Не секрет, что город сегодня живет в условиях жесткой экономии бюджетных средств, и на многое у нас попросту не хватает денег. В праздничные выходные дни мы сосредоточились на уборке дорог, чтобы саратовцы и гости города могли воспользоваться общественным транспортом и добраться в любую точку областного центра. Всего за выходные дни с городских улиц было вывезено порядка 60 тыс. кубометров снега, рабочие использовали 8700 тонн песко-соляной смеси и 1700 тонн реагента для обработки автомагистралей от снега и наледи. Еще раз подчеркну: всё это делалось не благодаря, а вопреки.

За последние несколько лет муниципалитет выработал оптимальную систему по очистке саратовских улиц от снега. Грамотное использование специализированной техники, сосредоточенной на производственных базах муниципальных дорожных предприятий в каждом районе, обеспечивает оперативное реагирование на выпадение снега, а также сокращает «плечо» по его вывозу.

Метет везде, но чистят по-разному

Вячеслав Коротин

Жителям Северной столицы вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин предложил самостоятельно очищать снег с дорог и тротуаров: «Это и для здоровья полезно, и мысли в порядок приводит... Труд облагораживает человека». В ответ жители города собирают подписи за отставку Албина.

В подмосковном Реутове в одном из детских садов прошел конкурс на лучшую поделку из снега. В конкурсе участвовали воспитанники детского сада, их родители и персонал учреждения. Буквально на глазах территория детского садика преобразилась. Появились вместо снежных сугробов крокодилы, змеи, дельфин, цветы и многие другие скульптуры из снега.

Предприимчивые иностранцы научились даже зарабатывать на снегопадах неплохие деньги. Например, психологические службы в Финляндии предлагают жителям бесснежных районов Старого света пройти курс так называемой снеготерапии – с лопатой в руках очищать финские улочки от снега.

Надуманными для саратовцев могут показаться проблемы во время снегопадов у шведов. Блогеры Стокгольма любят пообсуждать то, что коммунальные службы шведской столицы недостаточно резво очищают от снега велосипедные дорожки. Как оказалось, во время обильных снегопадов не во все районы Стокгольма можно оперативно добраться на велосипеде.

Вовремя избавить от снега северные и горные районы Японии – задача для коммунальных служб Страны восходящего солнца непростая. Для Японии сугробы высотой в 5 метров – привычное дело. Часть районов страны ежегодно засыпает многометровый слой снега. Коммунальные службы чистят не всю занесенную снегом территорию, а только трассы. И делают это строго по границам дорожной разметки. Итог такой работы – идеально чистое дорожное полотно, а по бокам – высокие стены снежного коридора. Путешествие по таким снежным коридорам – популярное туристическое направление, которое приносит туристическим фирмам неплохой доход.

«Ну, барин, беда: буран!»

Метельное начало литературного года

Кто виноват?

Евгения КулюкинаЕвгения Кулюкина, специалист по обслуживанию физических лиц банка:

НЕУЖЕЛИ ЧИНОВНИКИ НА САНЯХ ПУТЕШЕСТВУЮТ?

Я люблю снег, но его все-таки в городе должно быть гораздо меньше. Снег очень мешает передвигаться как во дворах города, так и на дорогах. В этом году, на мой взгляд, особенно много выпало снега в январе, но заботит этот факт наше правительство, напротив, меньше. Не могу понять, как сами чиновники добираются до работы? Неужели им это нравится? Или они на санях путешествуют?

Михаил ГорбатовМихаил Горбатов, филолог:

ВПЕЧАТЛИЛ ПРИМЕР ПЕТЕРБУРГСКОГО ДЕПУТАТА

Думаю, это общая проблема: коммунальщики не справляются с объемами, а горожане валят всю вину на чиновников и УК с ТСЖ. Меня лично впечатлил пример депутата из Петербурга Олега Нилова, который запустил эстафету по уборке снега и побудил своих коллег-чиновников знаменитостей взять лопату в руки (отказавшийся от акции должен перечислить деньги в благотворительный фонд). Лучше не искать виновных, а самим прилагать усилия. Жители домов могут и субботничек организовать – и полезно, и эффективно.

Марат КазиевМарат Казиев, инженер:

ВИНОВАТА ПРИРОДА И СИСТЕМА

Виновата природа, если так угодно. Так уж заведено с давних пор, что в России зимой выпадает много снега. А в том, что его не удается оперативно ликвидировать, виновата система.

Я считаю, улицы в городе убирают на должном уровне, хотя кто-то из жителей жалуется на медленные темпы работы. Интенсивные работы ведутся в ночное время суток, когда дороги освобождены от транспорта. Городские власти делают в этом вопросе всё что могут. Однако дворы не чистят, потому что это сфера деятельности ЖСК и ТСЖ. А придомовые территории, например въезды между дворами и улицам, не чистит никто вообще, потому что нет четкого закрепления ни за кем.

Вероника МаркушинаВероника Маркушина, студентка:

МЫ ПЛАТИМ НАЛОГИ – БЫЛО БЫ СТРАННО, ЕСЛИ БЫ МЫ САМИ ВЗЯЛИСЬ ЗА ЛОПАТЫ

Я живу в Энгельсе, но часто бываю в Саратове. На мой взгляд, в нашем городе дела со снегом обстоят гораздо лучше. В Саратове недавний снегопад вызвал гораздо больше затруднений – улицы превратились в непроходимые тропы. А еще и плюсовая температура делает свое дело – под ногами снежная каша. Конечно, это доставляет большие неудобства не только пешеходам, но и водителям, общественному транспорту.

Городу уже традиционно трудно справляться со снегом. Так было и в предыдущие годы. Кто виноват в этой ситуации? Я считаю, что всё же чиновники и службы ТСЖ. Мы платим налоги – соответственно, было бы странно, если бы мы сами взялись за лопаты. Разве не в этом смысл: чиновники отлаживают работу городских служб, чтобы граждане без лишних проблем могли добраться на работу, учебу?

Николай ТолстухинНиколай Толстухин, монтажник электрооборудования:

МАШИН ВО ДВОРАХ ТАК МНОГО, КАК БУДТО ВСЕ НЕ РАБОТАЮТ И СИДЯТ ВСЕГДА ДОМА

Мы все вместе виноваты в том, что не можем спокойно пройти или проехать по городу. В том числе горожане, которые оставляют свои автомобили на проезжей части. Например, на улице Блинова машины стоят прямо на дороге, и их седьмой раз объезжают снегоуборочные машины. Из двух полос там свободна для транспорта только одна, и то уже наполовину. Я где-то читал, что на 2015 год на одного человека приходится по две машины. Конечно же, проблема существует еще и потому, что в городе недостаточно парковочных мест.

Плюс ко всему на весь город три-четыре снегоуборочных машины, из них одновременно работает две. Так по крайней мере кажется. В центре, кстати, улицы чистятся нормально. Там пишут объявления – ставят в известность об уборке и просят не парковаться, всех нарушителей увозят эвакуаторы.

Во дворе мы ставим машины так, что сами же не можем пройти по тротуарам. А иногда складывается ощущение, что ездят только четыре машины, хозяева остальных машин как будто ими не пользуются. Будто все не работают и сидят всегда дома.

Что делать?

Сергей НестеровСергей Нестеров, депутат Саратовской областной думы, председатель комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики:

РУКОВОДСТВУ ГОРОДА НУЖНО ПРИВЛЕКАТЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА

Думаю, есть определенные сбои в межведомственном взаимодействии, нет налаженных эффективных связей с предпринимательским сообществом. Нужно более активно привлекать к уборке города коммерческие организации, контролировать работу управляющих компаний, проводить разъяснительные беседы с населением.

У нас есть опыт зимы 2010–2011 года, тоже очень снежной, но тогда руководству города удалось привлечь внебюджетные средства для решения этой проблемы. А ссылаться на то, что денег нет... Денег никогда нет и не будет. Я думаю, что городским властям нужно взять на вооружение опыт таких муниципалитетов, как Энгельс и Балаково, где проблемы с очисткой города от снега успешно решаются.

Дмитрий КудиновДмитрий Кудинов, депутат Саратовской городской думы, председатель комиссии по градостроительству, жилищно-коммунальному хозяйству, архитектуре, земельным ресурсам:

ПРОДОЛЖАТЬ РАБОТАТЬ В ТЯЖЕЛЫХ РЕАЛИЯХ

Думаю, что все российские города так или иначе сталкивались с подобной зимней проблемой. Что делать? Работать. Продолжать работать в тех реалиях, которые существуют. Вы ведь понимаете, в какой сложной финансовой ситуации находится город, глава города Олег Грищенко об этом не раз говорил. Напомню, на уборку города в бюджете на сегодняшний день заложено 800 миллионов вместо требуемых 3,5 миллиардов рублей, в наличии только 40 процентов от необходимой спецтехники. Конечно, мощность работы недостаточна, но мы делаем всё, что в наших силах. Несмотря ни на что мы ни одно свое обязательство не сорвали.

Александр ДжашитовАлександр Джашитов, член региональной общественной палаты, председатель Ассоциации территориальных общественных самоуправлений «Ассоциации самоуправляемых территорий города Саратова»:

УБИРАТЬ ГОРОД ТЕМ, КОМУ ЭТО ПОЛОЖЕНО ПО ДОЛЖНОСТИ И ПОЛНОМОЧИЯМ

Что делать? Убирать город тем, кому положено по должности и полномочиям. Ведь проводится конкурс среди организаций, которые занимаются уборкой, и вот они-то должны убирать эти территории. Есть вопрос, на который я пока не нахожу ответа: где вся мелкая техника, которая шустрит около прокуратуры, облдумы и других «важных» учреждений? Их же закупали не в одном, не в двух и не в трех экземплярах. Почему ее нет на тротуарах обычных улиц, а не только привилегированных? Пройдите по улицам Чернышевского, по Лермонтова, по Григорьева – там улицы не убираются.

Другой вопрос – ситуация во дворах и придомовых территориях, где должны работать УК, ЖСК или ТСЖ. Года три назад мы (Ассоциация самоуправляемых территорий) проводили специальный мониторинг: там, где есть территориальное общественное самоуправление, мы просили дать нам сведения, где убираются, а где не убираются территории, и эти сведения направляли в администрацию города. Это помогало городу и давало ощутимый результат. Сейчас и администрация, и другие городские организации относятся к ТОСам не так внимательно, как должно быть, не хотят слушать наши вопросы и предложения. Это показывает их невысокий профессионализм.

Для тех домов, которые сами для себя не решили вопросы управления, проводятся конкурсы, на которых им назначают управляющие компании. И побеждают управляющие компании, которые собирают с граждан деньги сверх того, что им разрешено на содержание и текущий ремонт. Эти компании обещают, условно, мыть окна 97 раз в году, мыть двери 95 раз в году, мыть решетки забора каждый день. Естественно, на деле это оказывается обманом. Управляющие компании зачастую не могут хотя бы почистить тротуар и крышу столько раз, сколько положено по документам.

Опросы подготовила Гульмира Амангалиева

Снежки у подъезда

Своевременная и аккуратная расчистка города от снега – это не по-российски

Длинные выходные подарили саратовцам большой снег. И радоваться бы ему: снеговики, снежки, горки, лыжи... Но не выходит. Самый крупный снегопад случился в воскресенье, 11 января. И в ту же ночь стало понятно, что в понедельник утром на работу добираться будет тяжело. Однако последствия большого снега длились куда дольше, чем первые сутки. Наш корреспондент гулял по городу всю прошлую неделю. И выводы неутешительные.

Впрочем, к минувшему понедельнику город был приведен в относительный порядок. Конечно, претензий у жителей остается много, ведь нет предела совершенству.

Анна Мухина

Переходим эту лужу вброд

Уже в позапрошлое воскресенье прогулка с ребенком на санках по Заводскому району превратилась в настоящее приключение. Снег во дворе – спасибо отсутствующим дворникам и присутствующим автолюбителям – превратился в кашу. По этой каше трудно тащить даже санки: они проваливаются по самое сиденье. Как гуляют мамы с колясками, даже представить страшно. Но двор – это полбеды. Хуже, что ровно такая же ситуация на перекрестках, на тротуарах вдоль проезжей части, на пешеходных переходах. Непременно с водой, непременно глубиной по щиколотку у самого бордюра. Выволочь санки из этой каши, пока горит зеленый, задачка та еще.

Хорошо, допустим, это не центральный район города. Допустим, все силы были брошены на то, чтобы очистить в первую очередь «лицо». Но нет. В понедельник, приехав на работу и нацелившись выйти из автобуса у Крытого рынка, я угодила в ту же снежную кашу, щедро разбавленную водой. Улица Чапаева выглядела так, словно ее не чистили никогда.

На пешеходном переходе между проспектом Кирова и Крытым рынком у бордюров с обеих сторон стояли лужи со снегом. Лужи шириной в метр-полтора и длиной во всю улицу. Пешеходы, дождавшись зеленого света, не шли напрямую. Они или выискивали места, где лужа поуже, или перепрыгивали слякоть, и грязные брызги снежной каши разлетались из-под ботинок прыгунов в разные стороны.

Улица Московская тоже мало напоминала центр города. Особенно нелегко приходилось всё тем же пешеходам. Тротуары покрыты ледяными торосами. Лёд, отполированный тысячами ног, смёрзся кусками, валунами. Кое-где он был разбит, и в этих редких ямках скапливалась вода. Перекресток Московской и Вольской мало чем отличался от улиц Заводского района. Те же лужи, та же снежная каша. Те же пешеходы, лавирующие между машинами и стоящей у тротуаров водой.

По улице Горького, по направлению от Московской к проспекту Кирова, на тротуаре вырыта огромная круглая яма. Огорожена она красно-белыми лентами, привязанными к трем металлическим прутьям. Получается такой треугольник, вписанный в окружность. Чтобы яму обойти, надо либо выйти на проезжую часть (а там, по обочинам, предсказуемо лужи и снег), либо обходить вдоль стены здания. Проход там узенький. В полметра. И завален плиткой, которую, видимо, отковыряли, когда раскапывали яму, да и сложили тут же. Плитка покрыта снегом и льдом. Прохожие там идут гуськом, друг за другом, держась за стену, и каждый последующий страхует предыдущего. Вот женщина в элегантном пальто и сапогах на шпильках скользит на плитке, нога уже сорвалась, но она вовремя хватается за выступ на стене и осторожно пробирается дальше.

Во вторник картина практически не поменялась. На Чапаева меня встретили всё те же сугробики на остановке, между которыми пассажиры уже наделали тропок. Лужа на пешеходном переходе разрослась.

По улице Чернышевского между Шелковичной и 2-й Садовой тротуары всё же почистили. Но весь грязный снег скинули в огороженные низенькими заборчиками клумбы. Теперь эти заборчики с трудом сдерживали гору снега высотой в человеческий рост. Температура, правда, стояла плюсовая, и снег таял. Из-под заборов вытекала вода, на тротуаре стояли лужи. Прямо поверх старого льда.

Пройти напрямик по той же Чернышевского было невозможно. Каждый въезд во двор – это лужа. Глубокая длинная лужа шириной во весь проулок. Чтобы обойти ее, необходимо завернуть вглубь двора. Прекрасно, когда у тебя здоровые ноги и молодой возраст. Такая загогулина не кажется тебе проблемой. Но какой ужас в глазах у пожилых людей, опирающихся на палочки, ползущих медленно-медленно, маленькими-малень­кими шагами.

В четверг к вечеру пространство у Крытого рынка более-менее стало похоже на центр города. «Бобкэты» перекидывали снег из огромных куч, сложенных по обочинам дороги, в грузовые машины. Пешеходы ощущают свою силу, шаги становятся увереннее, шире, быстрее... И вот уже девушка, как кукла, летит спиной на тротуар. Но это ведь ничего, правда, до завтра-то лёд растает?

Утром в пятницу в районе Крытого рынка стало совсем хорошо. Пропали даже снежные сугробики с остановки. Правда, в пятницу днём снова пошел снег...