Игорь Седов: Мы шли и идем впереди всех

Оценить
В декабре 2014 года завод стальных дверей «Torex» отметил 25-летний юбилей. В современных реалиях, когда любому, даже успешному предприятию, непросто развиваться, «Torex» постоянно расширяет производство и ассортимент своей продукции.

В декабре 2014 года завод стальных дверей «Torex» отметил 25-летний юбилей. В современных реалиях, когда любому, даже успешному предприятию, непросто развиваться, «Torex» постоянно расширяет производство и ассортимент своей продукции. Сегодня название «Torex» хорошо известно не только в России, но и за ее пределами. Являясь одним из лидеров дверной отрасли России, завод имеет производственную мощность 2350 стальных дверей в сутки. Двери саратовской марки продают свыше трех тысяч торговых точек в России и странах СНГ, более 450 из них – фирменные салоны узнаваемого бренда.

О достигнутых успехах и планах на будущее, об истории предприятия, об уникальном оборудовании, созданном специально для «Torex» итальянскими фирмами, и о многом другом рассказал «Газете недели в Саратове» бессменный директор предприятия Игорь Седов.

Секрет успеха – ежегодное вложение в развитие производства свыше 300 млн рублей

– Игорь Васильевич, успехи «Torex» во многом обусловлены вниманием руководства предприятия к развитию производственной базы. В этом году вы инвестировали в техническое оснащение...

– Мы каждый год инвестируем в развитие предприятия не менее 300 млн рублей. В 2014-м мы вложили в производство 355 млн рублей. Эти средства пошли на завершение определенных этапов строительства и приобретение нового оборудования, как импортного, так и отечественного. Весной заработал логистический комплекс. В одном корпусе с ним находится новый высокотехнологичный завод, в котором сейчас ведется поэтапный пуск оборудования. Окончательно вся технологическая цепочка будет завершена к лету 2015 года. Мощность нового производства составит 800 дверей в сутки. Оно оборудовано уникальными поточными автоматизированными линиями от наших партнеров из Италии. Есть на наших площадках также линии швейцарского, японского, российского производства. Многие линии создавались специально по нашему заказу и не имеют аналогов в мире.

– Выбор оборудования, бесспорно, очень важный аспект в построении эффективного производства. По какому принципу выбрано оборудование для вашего предприятия?

– Оборудование подбиралось таким образом, чтобы обеспечить полный производственный цикл для выпуска стальных дверей как из рулонной стали, так и из листовой. Благодаря этому методу мы практически полностью обеспечиваем себя всеми комплектующими. Это гарантирует качество продукции, стабильные объемы производства и дает возможность постоянно совершенствовать ассортимент.

Сейчас на наших производственных площадках установлено в общей сложности 15 поточных автоматизированных линий как российского, так и импортного производства. На них мы делаем всё – от раскроя металла, проката и штамповки основных элементов (полотен и заготовок под короб) до изготовления всей остальной номенклатуры комплектующих (пороги, ребра жесткости и т. д.). Линии отечественного производства служат нам уже почти 10 лет, и мы довольны их работой. Но импортное оборудование производства Италии, Швейцарии бесспорно лучше и уникально. В России такого не производят, нет аналогов. Импортное оборудование намного дороже, но позволяет избавиться от дополнительных станков и сократить рабочие места. Так что в целом получается хороший экономический эффект.

Например, линия по прокату полотен. Во-первых, она работает без отходов (т. е. не остается обрезков). Во-вторых, она заменяет целый парк станков. На входе – рулон, на выходе – готовые полотна со всеми технологическими отверстиями (под замки, глазок, противосъемные ригели). В среднем за смену она производит 1680 полотен. При этом за счет минимизации уровня влияния человеческого фактора – высокая точность, отсутствие брака. Для сравнения: чтобы произвести такое количество полотен, ранее нам требовался не только десяток единиц оборудования, но и высококвалифицированные специалисты, работающие на нем. При этом доля ручного труда велика, а значит, и влияние человеческого фактора намного сильнее.

– Действительно, уникальное оборудование. Но если партнеры проверенные и качество оборудования устраивает, почему не остановиться на одном поставщике?

– У каждого производителя свой профиль. Специализация доходит до того, что две итальянские фирмы, расположенные в одном регионе, выпускают поточные линии сходного профиля. И те, и другие предназначены для изготовления полотен. Но линии одной фирмы изготавливают полотна из рулонной стали, а другой – из листовой. Наша задача – выбрать лучшее оборудование в каждом из направлений.

В кризис предприятие рассчитывает занять освободившиеся рынки

– Сейчас страна вынуждена жить в условиях кризиса. Как вы проходили похожие периоды, есть ли у вас свои рецепты преодоления экономического спада? Строите ли вы планы на следующий год?

– Предыдущие кризисы были нам во многом на руку. У нас не было падений производства, напротив, всегда шел рост. Мы шли и идем впереди всех производителей стальных дверей в плане модернизации производства и производительности труда, расширения номенклатуры. Плюс грамотная работа службы маркетинга. И за счет этого мы, пока у кого-то был спад, а кто-то из наших коллег-конкурентов просто простаивал, продолжали развиваться. Так, в 2010 году мы приобрели обанкротившийся завод в Казани. И теперь выпускаем там двери под торговой маркой «Бульдорс».

– Купить во времена кризиса целый завод – смелый шаг. Какие факторы убедили вас предпринять его?

– В Казани были свободные площади, современное производственное здание и частично новое оборудование, в том числе итальянские линии, лазерная установка и швейцарская покрасочная камера. Мы его приобрели, дооснастили. Сегодня это конкурентоспособный производитель дверей с полностью выстроенной технологической цепочкой. Но при этом маркетинг и организация торговли ведутся из Саратова.

– Получается, что казанский завод, если говорить об организационных процессах, – это часть большой семьи «Torex». Но не меньшей точности требует и работа с дилерской сетью. Как происходит эта работа?

– С дилерами работает служба продвижения компании. В ней есть отделы, отвечающие за маркетинг, сбыт, региональную политику, обучение. Ведется работа над созданием брендовых магазинов, обучением сотрудников дилеров. Мы их приглашаем в Саратов, проводим обучающие семинары – для сибирских регионов, для центральной части России, для южных областей. В свое время мы первыми в отрасли перешли на дистанционное обучение. Сейчас вводится система, так называемый видеокласс, когда в нашем учебном центре, оборудованном стендами, плакатами и другими пособиями, в том числе актуальными выставочными образцами продукции, находится лектор, а на другом конце – группа или отдельный ученик. Они видят друг друга на большом экране, есть возможность задать вопрос и сразу получить ответ. В деталях разъясняется, как правильно преподнести клиенту нашу продукцию и помочь ему сделать правильный выбор.

– На ассортименте продукции кризис может отразиться?

– Проводится корректировка номенклатуры изделий, мы смотрим, какие преобразования сделать на производстве, какие виды новых дверей запустить, чтобы ценовая политика соответствовала обстановке в стране. Возможно, будем делать больше дверей экономсегмента. Мы будем стремиться к тому, чтобы кризис на нас не отразился.

Сейчас у нас плотный портфель заказов с «подпором». Более того, уже расписан план на первые месяцы 2015 года. Это высокий результат даже без скидки на кризис. По­этому сейчас у нас оптимистичный прогноз на 2015 год.

Дверей «Torex» могло не быть. Вместо них могли быть сейфы, холодильники и даже отремонтированные КамАЗы

– Игорь Васильевич, вы не сразу стали предпринимателем...

– По профессии я инженер-механик, окончил институт механизации сельского хозяйства. И на работу попал в автомобильное хозяйство мелиоративного главка. 15 лет проработал в АТП-2, из них 10 лет главным инженером. Но потом началось время кооперативов, и в 1989 году вместе с тремя единомышленниками мы решили организовать свое предприятие. Это были люди, тоже связанные с автомобильным транспортом: Сергей Викторович Иванов, Александр Петрович Чернышов и Салават Мифрохетдинович Мухитдинов. Называлось наше предприятие «ТОРА» – техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

– И как же вы решились делать двери? Ведь в то время уже было немало фирм, работающих в этом направлении.

– Мы начинали с ремонта автомобилей. Потом, во времена бартера, возить стало нечего. Изготавливали металлоконструкции, кузнечные изделия. Делали морозильные камеры большого объема, сейфы. В 1994 году я пошел в соседние два дома и принял три первых заказа на металлические двери. У нас уже была производственная база, сварочное оборудование. С этого и пошло. А освоение рынка России началось со шкафной и сейфовой продукции – ездили по городам, предлагали, кто-то к нам приезжал. В 2006 году двери стали преобладать в нашем производстве, хотя мы еще выпускали шкафную продукцию, урны, которые до сих пор есть в Саратове. С 2008 года перешли только на двери. Решили: чтобы делать хорошо, надо специализироваться на чем-то одном.

– Когда был открыт первый салон?

– В какой-то момент узнали, что на улице Одесской продается баня. Мы купили это здание как нежилое помещение на торгах. К моменту нашей покупки баня не работала четыре года и находилась в удручающем состоянии: обрушившаяся плитка, плесень, протекающая крыша... Были и те, кто хотел на этом месте видеть баню, восстановленную за наш счет. Но благодаря нашей решимости там всё же открылся салон. Это было начало 2000 года. Второй салон мы открыли на улице Вавилова, тоже были трудности. Потом появился магазин в Заводском районе...

Средняя зарплата на предприятии почти в два раза выше, чем в среднем по области

– Какова средняя зарплата в «Torex» сегодня?

– 40 тысяч. Работать у нас хотят многие. Есть рабочие династии, работают мужья, жёны, дети. У нас интенсивное производство, строгая дисциплина. Не все выдерживают. Но в целом коллектив стабильный, и люди дорожат своей работой.

У нас белая зарплата, полный соцпакет. И дополнительные бонусы. Дотационная столовая, в которой на 100 рублей можно сытно пообедать. Доставка на работу транспортом предприятия. Мы оплачиваем путевки в детские лагеря, в санатории и дома отдыха. У нас есть своя турбаза в Чардыме. Есть и теплоход, по выходным в Чардыме прогулки устраиваются по волжским протокам. И арендовать его может любой работник для проведения семейного торжества.

Рыбалка: любимый отдых, который принес бизнес-идею на миллион

– Игорь Васильевич! Вы думаете про свой завод день и ночь? Отдыхать себе позволяете?

– Люблю отдых на Волге. Я фанат рыбалки. И стараюсь не пропускать ни одних выходных.

– Но ведь бывает межсезонье – ледостав или ледоход...

– Для меня это не помеха. У меня есть катер или аэросани. И я могу рыбачить круглый год – вездеход-амфибия может передвигаться и по льду, и по снегу, и по воде.

– Так я вашу амфибию видела на промышленной выставке!

– При заводе есть экспериментальный цех – там их и делаем. Сначала хотели сделать удобный вездеход для себя, я начал им заниматься в 2000 году. Это наше ноу-хау, что подтверждают шесть патентов. Новинка оказалась востребованной. Сейчас, например, заказами обеспечены до мая. Есть разные модификации – на двух человек, на четверых и на шестерых.

– Рыба-то в Волге есть еще?

– Конечно, хотя год от года уловы становятся скромнее.