Саратов. Декабрь 1914 года
1 января. Саратовская губерния временно назначена местом жительства австро-германцев и турок, высылаемых «за враждебные нашим войскам действия из пограничных районов».
3 января. На станции Балашов 1 января в поезде, который перевозил пленных, обнаружили три трупа – двух курдов и одного турка. Пленные, взятые в боях на Кавказском фронте, были сильно истощены. По словам других пленных, турецкая армия испытывает недостаток хлеба и провизии. Солдатам приходилось голодать по нескольку дней. Они искренне радуются, что попали в плен к русским, которые «кормят пленников досыта и не обижают».
6 января. Губернская земская управа получила вырезку из Петроградской газеты, где помещена статья, подписанная «глубоко оскорбленными женщинами Петрограда». Подписавшиеся выражают свое негодование по поводу того, «как недостойно ведет себя саратовское земство: оно устраивает ёлку с подарками для немцев». Председатель губернской земской управы К. Н. Гримм дал объяснение, что в земских лазаретах ёлка для пленных не устраивалась, случаи устройства ёлок имели место в двух городских лазаретах.
9 января. Вчера в Саратове во время игры в войну один из мальчиков выстрелил из монтекристо (мелкокалиберное ружье для забавы или для пальбы по мелкой птице. – Н. С.) в воображаемого «германца» – 13-летнего И. Плеханова. Заряд попал ему в переносицу. Пострадавший отправлен в больницу.
В течение минувшего года на Митрофановский базар было подвезено разделанных туш: 3781 – быков, 6266 – коров, 6097 – телят, 38973 – баранов, 12912 – поросят и весового мяса 19525 пудов. Митрофановская таможня выручила с привоза за год 15078 рублей 54 копейки.
10 января. Сегодня скорым поездом уезжает на передовые позиции отряд врачей-добровольцев из 10 человек саратовских студентов.
На курсах сестер милосердия закончились выпускные экзамены. Окончило их 80 человек.
На углу Камышинской и Новоузенской улиц в доме Балина открылся дневной приют на 25 детей призванных на войну. Помещение предоставлено бесплатно. Дети в возрасте от 3 до 7 лет проводят в приюте время с 7 часов утра до 7 часов вечера. Таким образом, их матерям дается возможность работать.
11 января. Члены отдела Императорского общества охоты собрали до 300 рублей, из которых 200 рублей затратили на покупку комплектов белья, мыла и прочего для поезда-бани, обслуживающей солдат на передовых позициях. 100 рублей было передано для раненых нижних чинов в местном лазарете.
13 января. Согласно постановлению городской думы, цены на французский хлеб нормированы. Вес французской булки был определен не менее чем в 48 золотников, т. е. полфунта. Пока существовал контроль, булочники соблюдали эту норму. В настоящее время вес булки определяется булочниками произвольно. При проверке веса булок из центральных саратовских булочных, оказалось, что булки Фрея весят 46–48, Филиппова – 44–46, Маркера – 42–46, Бомберга – 35–45 золотников.
На курортном съезде С. А. Бруштейн читал доклад о необходимости устройства плавучих санаториев на Волге и Каме. Многие русские ученые уже давно рекомендуют способ лечения речным воздухом и солнцем нервных больных и поправляющихся после тяжелых болезней. Волга и Кама, с их живописными берегами и по климатическим условиям, как нельзя лучше подходят для устройства подобного лечения на пароходах-санаториях и баржах-санаториях.
14 января. Содержание немцев, высланных и высылаемых из района военных действий, должно производиться за счет самих высланных колонистов. Казна помогает только неимущим колонистам.
15 января. Вчера губернатор князь А. А. Ширинский-Шихматов издал циркуляр с предложением не допускать размещения в лазаретах русских раненых воинов вместе с ранеными военнопленными.
16 января. Губернатор получил письмо от командира одного из корпусов Кавказской армии с просьбой прислать для солдат 5 вагонов сухарей. Вчера губернатор сделал заказ в пекарни. Через 6 дней сухари будут отправлены.
На Митрофановской площади произошел обвал куполообразной крыши здания «Голгофы». Рухнувшая крыша разодрала часть стены; стулья, столы разбиты. Картина художника Яна Стыки тоже изодрана, галереи, где она помещалась, разрушены. Обвал произошел не только из-за снега, лежавшего на крыше, но и по причине плохого состояние здания (оно покачнулось еще полтора года назад во время бури и с тех пор подпиралось бревнами). Городской инженер Люкшин распорядился разобрать «Голгофу».
На днях состоялось заседание губернского присутствия по вопросу о переименовании немецких колоний в Камышинском и Аткарском уездах. Принято решение переименовать по-русски до 12 колоний, главным образом в Камышинском уезде.
Газету «Саратовский листок» читала Наталия Самохвалова