Профи по окрошкам и всему вообще

Оценить
Сфера интересов общественной палаты в уходящем году была поистине безграничной

Украинский кризис, назначение регионального уполномоченного по правам человека, закрытие моста Саратов – Энгельс, продажа нижнего белья в рядах у Крытого рынка – региональную общественную палату волновало всё, до всего было дело. Муляж гражданского общества эпохи «управляемой демократии» продолжает формировать информационную повестку дня.

Изгои и новобранцы

Рубеж 2013–2014 годов для региональной общественной палаты отметился внутрипалаточным скандалом. Амбициозная Светлана Мартынова, олигофренопедагог по образованию, стала метить на освободившееся кресло регионального уполномоченного по правам человека. Свою уверенность в том, что вакантное место должно достаться именно ей, она объясняла двумя вещами. Во-первых, пусть на общественной ниве Светлана Александровна – вчера проросшее зерно, но зато запал у нее, как у самого Александра Ландо, бывалого уполномоченного. Во-вторых, сам Александр Соломонович якобы рекомендовал ее на эту должность. Глава палаты был слегка обескуражен таким откровением и постарался объяснить, что вышло недоразумение. Это вызвало еще больший напор со стороны Светланы Мартыновой, ей на подмогу «тянуть кресло» пришли однопартийцы из ЛДПР.

Интрига, кто будет уполномочен на зарплату с шестизначным числом, была менее предсказуема, чем завтрашняя погода. Неожиданно для всех Александр Ландо отыскал самую тихую женщину в управлении Минюста и предложил ее кандидатуру областной думе. 29 января депутаты утвердили Татьяну Журик в должности уполномоченного по правам человека. Светлана Мартынова, понятное дело, обиделась на всех, причем вслух. На ближайшем заседании общественной палаты коллеги публично заклеймили горе-самовыдвиженку и поставили вопрос о ее изгнании из палаты. Правда, только припугнули. Мол, какие-то бюрократические барьеры мешают довести волю большинства до конца. С тех пор Светлана Мартынова стала как шелковая и против воли товарищей не прекословит.

Вторым изгоем палаты, но по совсем иным причинам, стала известная правозащитница-эколог Ольга Пицунова. На том заседании, когда линчевали Мартынову, она одна была против: «Вы знаете, я сейчас слушаю, что здесь все говорят, и иначе как судилищем это назвать не могу... Сижу и думаю, что когда-то это судилище дойдет и до меня». Интуиция ее не подвела. И когда возглавляемую ею ассоциацию «Партнерство для развития» суд признал «иностранным агентом» и назначил штраф в 300 тысяч рублей, коллеги не смолчали. Владимир Незнамов заявил, что Ольга Пицунова «добросовестно заблуждается», а глава палаты и вовсе подчеркнул, что «это никуда не годится».

Одному человеку пришлось расстаться с общественной палатой на самом деле. Но временно. Так было нужно Родине. Самый молодой член палаты Евгений Лузановский после окончания университета решил отдать ей долг. Палата с горючими слезами провожала своего любимца в армию. Некоторые даже побывали на приведении к присяге молодого бойца. Благо ехать далеко не пришлось – призывника отправили служить в Энгельс, туда, где он родился и вырос.

За 2014 год общественная палата пополнилась также и новобранцами. Место ушедшего из жизни председателя регионального отделения Всероссийского общества инвалидов Владимира Котова заняла Маргарита Розенштейн, спикер молодежного парламента. Также общественники снова приняли в свои ряды директора школы Галину Полянскую, отсидевшую в палате два предыдущих созыва. И заодно делегировали ее от региона в палату федеральную. (Метил туда Ландо, но его поставили перед выбором – либо Москва, либо власть над всей региональной палатой; Александр Соломонович здраво предпочел синицу в руках.)

Из других внутрипалаточных событий – создание в конце июля местной ячейки РАОК – Российской ассоциации общественного контроля (аббревиатура без слова «общественного» звучало бы еще более устрашающе). Чтобы было понятно, РАОК – это, как сказала общественница Валентина Богданова, «денежный мешок для общественной палаты». Создание такого образования на базе палаты, не имеющей статус юридического лица со всеми вытекающими последствиями, позволит получать деньги в виде государственных грантов. Члены палаты в отсутствие председателя долго делили между собой

власть – выбирали председателя новой структуры, его заместителей. Вернувшийся из командировки Александр Ландо всё поставил на свои места – все назначения отменил, на должность председателя реготделения РАОК переназначил себя.

С тех пор о денежном мешке ничего не слышно.

Друзья и враги

Но давайте же поговорим о насущных проблемах бытия, волновавших наших общественников. Среди множества свершений общественной палаты стоит отметить несколько самых важных, которые, на наш взгляд, как нельзя лучше показывают то, какое место общественная палата занимает по отношению к власти и обществу. Как демонстрируют факты, это отнюдь не промежуточное звено и не третейский арбитр, а вполне пристрастный участник спора.

В январе этого года, когда встал вопрос о закрытии последнего в Саратове детского дома, и неравнодушные жители встали на его защиту, в дело вмешался председатель общественной палаты. Александр Ландо потребовал уволить директора детского дома № 2 Галину Ефимову «за разглашение диагнозов детей». Взгляды на воспитание сирот у него сугубо пасторальные: «Давайте вывезем детей поближе к природе! Чтобы там был приусадебный участок, чтобы можно было выращивать овощи, заводить какую-то живность, например курочек, уточек, что не требует больших усилий». Чем не конструктивный диалог власти и общества?

В октябре общественная палата выступила за сокращение списка памятников культурного наследия. По их мнению, их у нас слишком много, из-за чего средств на реконструкцию хотя бы части из них категорически не хватает. По удачному совпадению у общественников нашелся единомышленник в лице генерального директора группы компаний «Лепта» Якова Стрельцина.

Если у общественной палаты есть бизнес-друзья, вполне логично, что есть и бизнес-враги. Главными из них была табачная фабрика (БАТ-СТФ) и «Саратовские авиалинии». Первое предприятие не устраивает общественную палату тем, что «воняет в центре города», пусть и все ее выделения в атмосферу соответствуют нормативам. Вторая компания расстроила общественников дороговизной билетов на перелеты бизнес-классом. Все остальные претензии они сформулировали вместе с редакцией информагентства «Взгляд-инфо».

От убийства эрцгерцога до говяжьей печени

В целом общественная палата оперативно отвечала на вызовы времени и активно формировала информационную повестку дня.

Перед закрытием моста общественники прикидывали, сколько он еще «протянет» после ремонта. То, что хоккейный клуб «Кристалл» не вышел в Высшую хоккейную лигу, палата во главе со своим председателем объяснила слабой игрой спортсменов. Служителей правопорядка общественная палата отчитала за неумение бороться с нарушителями уличной тишины. А на заседании палаты, посвященном незаконному бизнесу, Александр Ландо убежденно заявлял, что налоговая нагрузка на предпринимателей составляет всего 13 процентов.

Безусловно, строители гражданского общества незамедлительно откликались на события в соседней стране. В те времена, когда Крым был еще не наш, миссия ШОШ (Борис Шинчук – Дмитрий Олейник – Аркадий Шелест) уже была заслана на полуостров налаживать диалог с местным населением. Члены палаты выражали дикое возмущение происками фашисткой хунты на Украине. Естественно, все происходящие события преломляли в свете противостояния России и ее западных врагов. Даже убийство эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево (в этом году была столетняя годовщина начала Первой мировой войны) они увязали с украинским кризисом. Само собой, они выражали безумные восторги каждым сказанным президентом словом. В общем, патриотичная программа была пройдена на отлично.

В этом году общественники продолжили главную из своих битв – за здоровый образ жизни. Ударяли по всем фронтам, начиная с утренних пробежек в компании с секретарем общественной палаты РФ Александром Бречаловым, заканчивая противоалкогольными заседаловками. Члены палаты противоборствовали казахстанской водке (при этом некоторые из них ненароком признавались, что употребляют ее, поскольку она лучше по качеству и дешевле отечественной). В стенах палаты проводили эксперимент: узнавали, как реагирует говяжья печень на энергетический напиток «Ягуар». А на заседании, посвященном борьбе со спайсами, Александр Ландо очень проникновенно, с выражением зачитал письмо наркомана. «У меня знакомые, как и вы все тут курильщики, разной дряни накурились и увидели НЛО, из которого вышли пришельцы с бластерами, и пошли их искать. Они взяли ножи и легли под кровать. Когда в комнату зашёл брат, они его резанули, подумав, что это пришелец пришёл их убивать. Брат выжил, а вот ребята поехали лечиться в психушку».

Само собой, общественная палата не ограничивалась дискуссиями в зале заседаний, а выезжала в поле. Проводила субботники, принимала участие в концертных программа. А однажды команда общественной палаты одержали победу в конкурсе на лучшую окрошку.

Есть еще одно специальное направление работы палаты – рейды группы оперативного реагирования. Это когда под вспышки журналистских камер общественники, как выразилась депутат Госдумы Ольга Алимова, «трогают огурцы и меряют яйца». Один из ярких эпизодов – смущение Александра Ландо от вида женских трусов в рядах у Крытого рынка. Самые лучшие фотографии главы палаты получились именно на таком фоне.

А еще уважаемый общественник ездил вместе с женщинами в областную клиническую больницу для прохождения маммографического обследования молочных желез. За компанию, конечно.