Чем порадуешь, «немагнитофон»?

Оценить
Новинки саратовской музыки в 2014 году

На минувшей неделе Вадим Туватин, фронтмен групп «Кок Оду» и «Фермер Джон», давая комментарий сайту CityGu.Ru, сказал: «Я очень недоволен тем, в какое болото превратился саратовский рок. Половина музыкантов играет вторичный бред, половина свихнулась на кавер-бендах. А если музыкант играет только чужое, то, как говорит наш гитарист, «это не музыкант, а долбанный магнитофон». Высказывание экспрессивное, но не лишенное смысла с поправкой на один момент. Такая же ситуация в любом городе России: кавер– и трибьют-бенды (кавер-бенды, которые переигрывают песни только одного конкретного артиста или группы. – Прим. авт.) растут, как грибы после дождя, и доходит до того, что твои собственные песни начинают принимать гораздо прохладней, чем твои же перепевки условных Depeche Mode или Metallica. А вот играют ли наши ребята «вторичный бред»? Посмотрим по релизам.

Василий Уриевский – «Тыщ-ты-тыщ»

Пожалуй, главный релиз года – первый альбом Василия. Собственно, у музыканта записано с десяток пластинок, но именно «ТТТ» стала первой официальной и доступной широким массам по всей России. Благо альбому сопутствовала нехилая раскрутка (продюсирует Василия и Co Рустем Нуриев – бывший директор Uma2rman), было снято целых четыре клипа на песни с альбома (а 24 декабря музыканты снялись в благотворительном клипе на неальбомную песню «Мир на ладони»). Наконец, новинка с ходу заняла первое место в чарте iTunes, обогнав по популярности Фарелла Уильямса, Ивана Дорна и даже Григория Лепса. Правда, на второй день «ТТТ» уступил пальму первенства Уильямсу, однако это не отменяет того серьезного успеха, который сопутствовал альбому.

Поэтому и оценивают «ТТТ» с двух сторон – как работу земляка (в Саратове) и как нового артиста (во всей остальной России). Оценивают по-разному: кто-то называет Василия «суперменом саратовской музыки» (отсылка к песне «Не супер») и надеждой отечественной, кто-то замечает, что творчество очень похоже на Uma2rman, кто-то говорит, что Уриевский «ни о чем» (и снова отсылка – уже к главному хиту Василия). Саратовцам повезло больше: они могут судить о том, как менялись аранжировки песен, сравнивать с концертным исполнением (впрочем, Уриевский активно гастролирует). Это всё, впрочем, разговоры, а «ТТТ» – альбом замечательный и заслуживающий 5/5 по любым стандартам и безо всяких скидок на фактор родного места.

Tootscats – Jason Clause

Тоже одна из главных новинок саратовской музыки, только с поправкой на то, что прошла менее замеченной широкими массами. И дело не только в том, что с Уриевским сложно тягаться в Саратове по популярности, а в том, что играют ребята на стыке арт-рока и инди – так во всяком случае утверждают они. То есть музыку, изначально рассчитанную на менее широкую аудиторию. А если учесть, что в составе группы всего три человека, на каждом из которых висят сложные партии, зачастую не один инструмент, а еще приходится и петь, то становится понятно, почему трио выступает крайне редко. Вот и сейчас, уже с августа, от них ни слуху ни духу. И это расстраивает. Впрочем, в некоторых крупных городах иногда и одной подобной группы не бывает, так что нам в любом случае повезло.

«Кок Оду» – «Вверх палец!»

И снова о Туватине, вернее его группе. Ребята неожиданно всего через год после «Новой Гвинеи» записали новый альбом, при этом заметно обновив состав и по пути попав в неприятную ситуацию, когда коста-риканская «Stark Candy Bar Company» заявила о том, что намерена подать иск за незаконное использование товарного бренда «Kokodu»: это марка их шоколадок. Правда, смущала сумма иска, всего около 70 тысяч рублей, и то, что компания как-то вяловато осуществляла свои угрозы. Со временем история забылась...

Что же касается самого альбома, то в нем заметны значительные изменения по сравнению с тем, что делалось раньше. Экзотические темы никуда не пропали, а вот панка стало меньше, как и животных в роли главных героев песен. Зато стало больше Ирландии. Впрочем, это уже на любителя. Альбом вышел переходным, однако вполне толковым.

«Саратов Экспресс»

В некотором роде Saratov Independent Music наоборот. В сборник попали самые андеграундные саратовские музыканты, начиная от широко известных в узких кругах «Зомби Утёсов» и «Желтых чулков графа Дзержинского», заканчивая коллективами, о которых даже самые заядлые саратовские меломаны-краеведы никогда не слышали. В общем, раритет. Раритет, правда, сильно на любителя, поскольку подход у большинства музыкантов достаточно авангардный. Стоит ли удивляться, что и на презентацию сборника, помимо собственно музыкантов, практически никто не пришел? С другой стороны, именно так и должно быть с истинным андеграундом, который оказывается мало кому интересным на родине, зато с успехом может быть принят на соответствующем по духу мероприятии в Москве или Санкт-Петербурге. Есть подозрение, что и разойдется дешевый сборник (всего 100 рублей) по городам и весям, но, помимо Саратова, осядет именно в столицах, которым вечно не хватает своего неформата.

Scraping Cats – Scraping Cats

Собственно, одни из гостей сборника «Саратов-Экспресс» с песней «Солнце не взойдет». Как заметил их коллега Алексей Кац в своей рецензии: «Семь колыбельных, спетых умирающему ребёнку, семь медитативных заклинаний на смерть, невероятно красивых, по эффекту напомнивших мне, к примеру, «Потец» Введенского. Я очень сомневаюсь, есть ли в постсоветской России сейчас альбом более знаменито-магически-суицидального настроения, чем дебютник Scraping Cats. Да и был ли такой?» Более того, по силе воздействия дебютник саратовцев сравнивался ни с кем-нибудь, а с великим «Pornography» (1992) The Cure. Но Кац – это человек, стоящий за «Саратов-Экспресс», поэтому его мнение может быть в достаточной степени субъективным: одна тусовка. Меньшим восторгом отметили внезапно появившуюся на горизонте пластинку в паблике «Саратовская rock-музыка», где анонимный рецензент заметил, что никакой хитовостью альбом не обладает, да и вообще его слушать тяжело. Истина, как обычно, где-то посередине: «Scraping Cats» действительно пластинка необычная, но можно ли ее назвать совершенно уникальной? И стоит ли ее атмосфера полураспада таких восторгов? Вопросы, вопросы... Пусть каждый решает сам для себя. Однако Scraping Cats достаточно удачно вписались в невероятно продуктивный для саратовского андеграунда год.

Saratov Independent Music Compilation – 2013

10 января мы сможем услышать новый сборник «Саратовской независимой музыки». Хотя, наверное, правильней было бы сказать «Саратовской рок-музыки», поскольку артистов иных жанров на двух CD чрезвычайно мало, да и они зачастую играют в рок-клубах и имеют в составе музыкантов из других рок-групп. В частности, это касается не брезгующего поп-музыкой Леши Лока или джаз-лаундж-бенда «Плезантвилль».

Мне кажется, услышь этот сборник человек, интересующийся музыкой, но слабо знакомый с саратовской рок-сценой, он бы впечатлился. Нам свойственно скептически относиться к тому, что творится здесь и сейчас, однако это «здесь и сейчас» зачастую не хуже того, что в других городах. Скажем, у Radioaction уровень уже вполне европейский – недаром группу так активно хвалят как коллеги, так и пресса. Но они все-таки исключение. Другое исключение – песня «Everlasting Memories» группы с непроизносимым названием Sgian Dhub. Гостевым вокалистом на ней оказался не кто иной, как Артур Беркут – бывший фронтмен «Арии». Это к разговору о «неизвестности» саратовской музыки.

В целом сборник укомплектован достаточно серьезными командами и ровный по содержанию, хотя, на мой взгляд, второй диск слушается интересней. Для кого-то SIM станет открытием, для кого-то – лишним поводом придраться, кто-то просто скажет, что он нормальный, как и группы на нем, не лучше и не хуже, чем в других городах.

10 января мы услышим новый сборник, за 2014 год. Будем надеяться, что засилье каверов не помешало музыкантам сочинять и что-то оригинальное.