Юрий Спиваковский: В политике, футболе и медицине разбираются все

Оценить
Здоровье ребенка настолько хрупкая вещь, что родителям, особенно молодым, очень трудно понять, что делать, чтобы не причинить вреда своему малышу.

Здоровье ребенка настолько хрупкая вещь, что родителям, особенно молодым, очень трудно понять, что делать, чтобы не причинить вреда своему малышу. О заблуждениях и мифах, бытующих в родительской среде, о том, как уберечь ребенка от осложнений и подготовить его к детскому саду, мы поговорили с доцентом кафедры госпитальной педиатрии и неонатологии СГМУ им. В. И. Разумовского, заведующим педиатрическим отделением клиники госпитальной педиатрии Юрием Спиваковским.

– Юрий Марксович, чем сегодня болеют дети и как это отличается от того, что было 10–20 лет назад? И насколько заболевания рукотворны, то есть вызваны родительской заботой?

– Хороший вопрос. А главное, дополнение хорошее. (Смеётся.) В таком коротком историческом периоде мало что может измениться. Структура заболеваемости осталась прежней. Увеличилось только количество болеющих детей. Раньше, лет 12–15 назад, когда у нас была общая клиника на 120 коек, мы пролечивали от силы тысячу человек в год. Сейчас в двух отделениях, организованных на ее базе, – две с половиной тысячи в год. При этом я не могу сказать, что дети стали активнее болеть. Мне кажется, это влияние современных технологий: компьютеры, телевизоры, гаджеты. Их бесконтрольное использование детьми приводит к подобным результатам.

Поясню. Сейчас декабрь. На начало месяца основной контингент поступивших к нам пациентов, вне зависимости от патологии (а к нам в клинику поступает самая разная соматическая патология детского возраста – гастроэнтерологические пациенты, пациенты кардиологического профиля и т. п.), – это дети с тяжелой вегетативной дисфункцией, которые просто устали. Они отработали первую четверть, не получили полноценного отдыха в каникулы, начали вторую четверть, они же, занимаясь школе в две смены, делают уроки с родителями до часу ночи, утром рано встают, чтобы посетить какие-либо дополнительные занятия и факультативы, секции и т. д. и т. п.

Мы имеем дело с банальным обострением хронических заболеваний. Количество «вегетатиков» выросло очень серьезно. Потому что одна половина из них весь день смотрит в телевизор, вторая – в компьютер. Родителям при этом спокойно. Дети не бегают, не прыгают, не ломают ноги и руки. И вот такой результат.

Конечно, нельзя всё свести к одной причине, их множество. Но ведь и рожают сейчас матери, которые уже в своем детстве были не самыми здоровыми, кроме того, нельзя сбрасывать со счетов проблемы периода новорожденности, коих огромное множество, и они тоже не проходят бесследно. Результат – нарушения вегетативной регуляции внутренних органов, а затем и обострение сначала функциональных расстройств, а затем и органических заболеваний.

Но есть некоторые вещи, действительно привнесенные рукотворно. Это связано с тем, что резко «возросло» медицинское образование населения. Молодые мамы зачастую абсолютно уверены, что они знают, что лечить, как лечить. И все думают, что нужно стимулировать иммунитет. Только в нашей стране сложилась такая ситуация, когда аптеки забиты иммунотропными препаратами. Нигде в мире никто детям иммунитет так не стимулирует. Потому что нельзя заниматься повсеместной шаблонной лекарственной стимуляцией еще не созревшей иммунной системы. Вместе с тем отодвинуты в сторону и незаслуженно забыты методики закаливания, повышения неспецифической резистентности организма. Есть отработанные годами технологии подготовки, например, ребенка к детскому саду. Но их почему-то никто не придерживается.

– Моя старшая дочь уже в школу ходит, но вот об этих технологиях я от вас сейчас впервые слышу.

– Понимаете, нельзя так, чтобы вчера был ребенок домашним, а завтра стал садиковым, и при этом ничего не изменилось. Он меняет образ жизни, быт, питание, микробное окружение. В конце концов, ребенок лишается длительного общения с матерью и домашними. А это огромный стресс для незрелого организма малыша, приводящий к разбалансировке в его нейроиммуноэндокринной системе и резкому снижению адаптивных сил ребенка. Волей-неволей в такой ситуации ребенок должен заболеть вирусной инфекцией. И это необходимо родителям объяснять. Но тут есть такая тонкость: если ребенок правильно готов к детскому саду, он, безусловно, не застрахован на сто процентов от вирусных инфекций, но подготовленный организм малыша способен переносить эти заболевания легче и без осложнений. Бронхит, пневмония, отит, синуситы – этого быть не должно. И в принципе этого не сложно избежать.

– Каким образом?

– Подготовку надо начинать заранее. Первым делом следует подготовить нервную систему ребенка (повысить толерантность к стрессу), а для этого применяют, посоветовавшись с доктором, целый ряд средств, способных уменьшить разрушительное влияние стрессовых факторов. Эти мероприятия и прием лекарственных средств начинают за несколько недель до начала посещения детского коллектива и продолжают до полутора-двух месяцев уже после того, как ребенок начал посещать детский сад. То же самое касается витаминотерапии. Можно как угодно к этому относиться, но тот универсальный стресс, о котором мы говорим, приводит к нарушению проницаемости и стабильности стенки сосудов. А значит, ее надо укреплять – с помощью банальных антиоксидантов, например аскорбиновой кислоты, препаратов кальция. У нас дети не получают этого в должном объеме. Ну и третье – это закаливающие процедуры или использование препаратов-адаптогенов, а также процедуры, повышающие иммунную защиту в пределах носоглотки. Золотой таблетки, которую можно дать ребенку, чтобы тот никогда не заболел, просто не существует.

– Помимо иммуностимуляторов, чем еще можно навредить из лучших побуждений?

– Главный бич сегодняшнего времени – неоправданная антибактериальная терапия. Причем это бич не только педиатрии. Часто родители просят: «Пропишите нам вот этот антибиотик, у нас его соседи пили, он лучше». Вот вы смеетесь, а это регулярная вещь. Применение антибиотиков – это одно из величайших открытий XX века. Но еще раз повторю, назначение антибактериальных средств – это прерогатива только доктора. К сожалению, должен признать, что в этом случае серьезную роль играют и не всегда обоснованные назначения врача. Это, видимо, брак и нашей работы по подготовке молодых специалистов, в том числе, наверное, и моей, поскольку основная моя работа – это все-таки доцент кафедры. Назначения антибиотиков на любой чих, на любую температуру происходят со словами «надо, чтобы не спустилась инфекция». Это такие замечательные слова, которые нельзя произносить никогда. Поскольку антибиотик – это не профилактический препарат. Он такими свойствами не обладает, но способен, борясь с инфекцией, привести к еще целому ряду нежелательных явлений. Например, к нарушению микробиоценоза кишечника, а еще к серьезным общебиологическим последствиям, таким как появление поливалентноустойчивых штаммов микроорганизмов, что при следующем необходимом применении антибиотиков может сделать их неэффективными.

– Значит, надо какую-то пропагандистскую работу проводить среди педиатров и населения?

– Насколько возможно, мы этим занимаемся. Но если с педиатрами это осязаемая вещь, то в рамках населения не очень. Все считают, раз препарат продается в свободном доступе, то его можно смело покупать и применять, а назначения врача не обязательны, тем более если соседке от этого препарата стало лучше. Как это ни прискорбно, но порой авторитет подружки, соседки, сослуживицы оказывается выше врачебного. Знаете, есть у нас несколько вещей, в которых, как всем кажется, каждый из них разбирается: медицина, политика и футбол.

У нас, на мой взгляд, очень плохо обстоит дело с тем, что является крайне важным и советское время называлось санитарным просвещением. Оно куда-то делось вместе с Советским Союзом. Всё, что сегодня работает как санпросвет, – это уважаемые доктор Малышева и доктор Малахов. Весь санпро­свет – это жёсткая реклама, стереотипы, которые народ вбивает себе в голову. Всё превратилось в шоу. А это неправильно.

Мы, кстати, в свое время делали несколько передач на саратовском телевидении на очень простые темы, которые действительно являются крайне актуальными. Например, как подготовиться к рождению ребенка, что нужно купить заранее, чтобы потом не бегать по городу с выпученными глазами. Также мы обсуждали в передачах ацетонемический синдром, дисбактериоз. Были еще какие-то программы, касающиеся заблуждений. И вот тогда, по моим личным ощущениям, был эффект.

– Вы упомянули дисбактериоз как одно из заблуждений. Вот и украинский доктор Евгений Комаровский считает, что нет такого диагноза.

– Абсолютно правильно считает. И об этом тоже надо постоянно говорить. Потому что процентов пятьдесят заходящих в эту дверь (указывает на дверь кабинета. – Прим. авт.) за какой-либо консультацией начинают доказывать мне, что у их детей дисбактериоз. И именно он краеугольный камень всех их жизненных проблем и забот. Но это еще полбеды, поскольку опосредованно микробная флора кишечника действительно принимает участие во множестве процессов в организме. Но вторая часть, и не меньшая, начинает лечить или пытаться лечить дисбактериоз при отсутствии каких-либо симптомов заболевания у ребенка. Просто потому, что стало модно сдать анализ, а затем предпринимать какие-то действия по лечению. Лечить дисбактериоз начинают подчас с первого месяца жизни. Первое, что делают, когда выходят из роддома, – идут сдают анализы, потом сдают еще, еще и еще. И приходят с пачками этих анализов, показывают: тут у нас есть стафилококк, тут мы его убили, а тут опять появился. Это абсолютный бред. Я не могу по-другому это назвать, хотя это, наверное, не очень верное выражение для массмедиа. Скажем, что это неправильная позиция. А позиция медицинского сообщества следующая: такого заболевания, как дисбактериоз, нет. И лечить его бессмысленно.

– Можно сказать, что дисбиоз – следствие какой-то болезни, а не причина?

– Безусловно. У каждого из нас есть флора, живущая в толстой кишке. Заселяться она начинает с рождения. И происходит заселение из окружающей флоры. То есть от мамы, папы и других членов семьи. И стафилококк, про который все говорят, что его «в роддоме занесли», скорее всего, банальная семейная флора, и ребенок его получает от своего окружения.

– Самого этого слова – «стафилококк» – стоит бояться или нет?

– Бояться не стоит. От слова еще никому не было плохо. И от самого стафилококка тоже. Конечно, стафилококк может вызывать кишечную инфекцию. Если человек поел пропавшие молочные продукты или какой-нибудь крем в пирожном, в котором развился стафилококк, то будет серьезная кишечная инфекция стафилококковой этиологии. Но это две больших разницы – стафилококк, живущий как сапрофит в кишечнике, и стафилококковая инфекция, которая вызывает инфекционный процесс. Я вам приведу классический пример. Приводят ко мне ребенка до года. Спрашиваю, что беспокоит. Отвечают: стафилококк. На каком-то этапе все-таки выясняем, что малыша беспокоит боль в животе. Родители уверены, что это от стафилококка. Но при этом я вижу ребенка, которому пять месяцев, а он весит девять килограммов. Он перекормлен. У него газы в животе от нарушенных процессов пищеварения. И вот вес родителей радует, а стафилококк их огорчает.

– Какие еще заблуждения по поводу детских болезней стоит развеять?

– Если дисбиоз – проблема общероссийская, то вот ацетон, как мне кажется, чисто саратовская. Кто-то когда-то сказал, что ацетон в моче – это показатель проблем с поджелудочной железой. И теперь большинство родителей уверены, что так оно и есть. Этот псевдопостулат перекрыл реальность проблемы, что в результате создало огромную армию лечащихся «от ацетона».

Очень сложно объяснить родителям, что ацетон – это неспецифический универсальный признак любого токсикоза. И в первую очередь нарушений жирового обмена. Родители становятся заложниками индикаторной бумажки, которую они опускают в каждую порцию мочи. Они сажают ребенка на жесточайшие диеты, когда этого совершенно делать не нужно. Да, есть единичные состояния, при которых ацетон может быть маркером системных нарушений обменных процессов. Но это очень небольшая группа пациентов с врожденной конституционной аномалией – нервно-атритическим диатезом.

– Ацетон, как и дисбактериоз, – это тоже следствие, а не причина?

– Это вообще не болезнь. И уж точно нет стопроцентной связи у всех пациентов с патологией поджелудочной железы. Это симптом. Как, например, повышенная температура. И вызвать его может всё что угодно – эмоции, спазм, блокада ферментов печени после наркоза, нарушение оттока желчи и еще миллион причин. Я приведу пример. Я его привожу очень редко, потому что он очень жестокий. У нас соматическое отделение, и, как это ни тяжело говорить, в работе врача-педиатра присутствуют и тяжелые, иногда фатальные диагнозы, к которым относится выявление онкопатологии у детей. Так вот, в трех последних случаях из практики нашего отделения, когда мы выявили опухоль мозга, родители приходили со словами: у нас панкреатит, мы месяц лечим ацетон и никак не можем вылечить, давайте сделаем еще какое-нибудь обследование. В конечном итоге во всех трех случаях это были вот такие заболевания. Это такой пример, который должен отрезвить родителей, которые всё, как им кажется, про ацетон знают и лечат его по схеме «диета, креон, вода и капельница». Это худший вариант, однозначно худший.