«Крым наш, а нам теперь расхлебывать»
В субботу, 13 декабря, на площади Кирова состоялся митинг представителей КПРФ, «Яблока», «Левого фронта», «Российского социалистического движения», прочих либеральных и социалистических движений – всего собралось около 150–200 человек. Они выступили против «закона Ротенберга», за принятие закона о детях войны и ратификацию Россией 20-й статьи Конвенции ООН по борьбе с коррупцией. На митинге предоставили слово и жителям таунхасов на улице Питерской, присужденных к сносу.
По мнению организаторов, митинг обошелся без провокаций. Впрочем, одна стычка всё же произошла и по традиции захватила внимание прессы и митингующих. Активист «Российского социалистического движения» явился на митинг в медицинской маске. Полицейские потребовали снять маску и, получив отказ, предприняли попытку силового задержания. Соратники оградили молодого человека от полицейских, но через какое-то время он всё равно оказался задержан. Конфликт завершился мирным путем: мужчина снял маску и продолжил принимать участие в митинге.
Как сообщил в социальной сети «Фейсбук» журналист и гражданский активист Сергей Вилков, задержанного отпустили на свободу после суток административного ареста:
«Судья Фрунзенского района Александр Негласон, традиционно ведущий административные дела протестных активистов, вчера оштрафовал Куликова на 10 тысяч рублей. Он признан виновным по статье 20.2 («нарушение порядка проведения массового мероприятия») за то, что первоначально пришел на митинг в маске и статье 20.1. («мелкое хулиганство»). Последнее, по мнению полиции, выражалось в нецензурной брани в адрес неопределенного круга лиц. Однако, как рассказал защитник политического активиста Сергей Зараковский, на представленном в суде оперативном видео матерной брани со стороны его доверителя не зафиксировано».
Красный цвет флагов на митинге явно доминировал. Почетное первое слово дали депутату Госдумы от КПРФ Ольге Алимовой, которая в очередной раз раскритиковала действия правящей партии: «В Год дорог на дороги денег нет. В нынешнем послании президент сказал: «Мы будем помогать малому бизнесу», – предварительно развалив его. Он сказал: «Мы будем помогать среднему бизнесу, позволим так называемые налоговые каникулы, амнистию», при этом приняв такие налоговые удавки, что скоро будет разорен и средний бизнес...»
А ее однопартиец Николай Бондаренко вышел к трибуне с картонным макетом человека, «лицо» которого походило на российского бизнесмена Аркадия Ротенберга. К «рукам» макета крепилось блюдце с мелочью – коммунист иронично призвал народ сделать пожертвование для олигархов, имея в виду так называемый закон Ротенберга. Законопроект с этим неофициальным названием предполагает компенсацию из госбюджета для россиян, пострадавших от решений зарубежных судов.
Под конец выступления «голова Ротенберга» полетела вниз от энергичного встряхивания.
О необходимости ратификации Россией 20-й статьи Конвенции ООН против незаконного обогащения говорил представитель «Партии прогресса» Ильнур Байрамов. Статья предполагает обязанность чиновника документально подтверждать законность своих расходов. «Если чиновник покупает квартиру за сотни миллионов рублей, то он должен сидеть в тюрьме», – декларировал выступающий.
Также митингующие выражали протест против политического курса власти и экономической обстановки. Гражданский активист Андрей Калашников обратил внимание на отток населения из страны. По его словам, за 8 месяцев этого года мигрантов из России намного больше, чем за любой другой год правления Путина.
«Здесь – обездоленные дети войны, у кого-то отняли электрички, кому-то закон Ротенберга сейчас повысит налоги, кто-то не может купить лекарства. Но есть среди нас люди, которых буквально выгоняют на улицу. И это не где-то в Москве, а у нас в Саратове», – с такими словами коммунист Дмитрий Сорокин пригласил к микрофону жительницу таунхауса по улице Питерской Екатерину Шубакину. Молодая женщина рассказала:
– Нас хотят лишить этих домов, а сделать это пытаются наши соседи. Соседи, которые проживают на соседней улице и, наверное, имеют очень большую власть и средства, раз у них это получается. Нас выселяли, вселяли обратно, снова выселяют, а теперь хотят снести дом. Мы обращались к ним с просьбой о милосердии, о понимании того, что молодые люди не могут лишаться единственного жилья. Но милосердия не произошло, как это и бывает у людей, которые, может быть, смотрят себе только под ноги, но точно не в глаза людям и беременным женщинам. Мы обращались к властям, которые ответственны за то, что этот дом стоит, и мы в нем проживаем. Единственной их попыткой стал разговор с истцами, чтобы убедить их в том, что дом должен остаться. Но этого не произошло, поэтому мы сейчас стоим на гране выживания.
Организатор митинга Дмитрий Сорокин попросил внести в резолюцию требование о недопустимости выселения людей из их домов. Он напомнил, что уже 19 декабря жителей Питерской, 16, 16а, «выкинут на улицу и на мороз». Единственный вариант дальнейшего размещения, предложенный региональными властями, – это, со слов Екатерины Шубакиной, пансионаты с правом проживания до трех месяцев.
Митинг продолжился выступлениями политических активистов. Представитель «Российского социалистического движения» Олег Петров рассказал о намерении власти раздуть «украинофобию», чтобы создать ощущение осажденной крепости и обманом сплотить народные массы. «Крым наш, а нам теперь расхлебывать», – отметил социалист.
А участник молодежного движения «Новое поколение» Сергей Окунев высказал иную от прозвучавших точку зрения: «Главный враг – внутри нас. Виноват не Путин. Давайте браться за свои головы – и тогда мы поднимем нашу страну!» Основной проблемой он видит человеческую разобщенность, инертность и отсутствие солидарности.
Конфликт в связи с проведением митинга возникал еще на стадии согласования его с городской властью. В конце ноября организаторы получили на уведомление о намерении провести акции ответ за подписью заместителя главы городской администрации по общественным и межнациональным отношениям Евгения Чекулаева. Но спустя неделю начальник отдела по взаимодействию с общественными объединениями Павел Грищенко сообщил, что в связи с организацией донорской акции проведение иного публичного мероприятия на данном месте недопустимо.
9 декабря организаторы митинга провели пресс-конференцию, на которой сообщили, что не отказываются от проведения политической акции. А один из них, гражданский активист Андрей Калашников, подал заявление в следственное управление СК России о нарушении статьи 149-й Уголовного кодекса – в связи с воспрепятствованием заранее согласованного публичного мероприятия.