Людмила Хахалина: Наш «Горизонт» как корабль
В Советском Союзе в каждом городе, в каждом микрорайоне работали подростковые клубы. Каждый ребенок мог найти для себя занятие по душе. В подростковых клубах можно было записаться в футбольные, хоккейные секции, играть в шахматы, настольный теннис или просто проводить свободное время. С тех пор прошло более двадцати лет. Многое изменилось, но подростковые клубы продолжают существовать. Правда, их число заметно сократилось, а некоторым из них приходится в современных условиях с трудом выживать. О проблемах подростковых клубов и о воспитании молодого поколения мы говорили с Людмилой Хахалиной, педагогом-организатором подросткового клуба «Горизонт», расположенного в районе ВСО. В «Горизонте» Людмила Аркадьевна проработала 38 лет!
– Людмила Аркадьевна, расскажите, когда появились первые подростковые клубы?
– Это произошло где-то в 70-х годах прошлого века. В начале своего существования они назывались детскими комнатами. У меня даже должность была изначально – воспитатель детской комнаты. А потом решили, что комнаты должны посещать подростки до 16 лет. Поэтому детские комнаты переименовали в подростковые клубы. Подростковые клубы – это своеобразные клубы по интересам. Когда они создавались, рассчитывали на то, что там будут работать разные кружки, которые были бы интересны детям и подросткам. Мы в «Горизонте» решили пойти по пути спортивному. У нас были организованы секции по футболу, хоккею, шашкам, шахматам, настольному теннису.
Понятно, что всё это должно было каким-то образом финансироваться. Сначала подростковые клубы финансировались за счет средств жилищно-коммунальных отделов. Три процента от квартплаты всех жителей микрорайона перечислялось подростковым клубам. И пять процентов – от аренды площадей, которые снимали магазины в микрорайоне. Подростковым клубам в советское время очень хорошо помогали профсоюзные организации тех предприятий и заводов, при которых были организованы клубы. Вот, например, от «СарСтроя» в Саратове было четыре таких клуба. Это наш «Горизонт», «Современник» на 7-й Дачной, «Космос» и «Витязь», расположенные также на ВСО. Кстати, сейчас «Горизонт» занимает помещение, которое раньше занимал «Витязь». «Витязь» и «Космос» давно прекратили свое существование.
– А почему эти клубы закрылись?
– Просто наступили лихие 90-е годы. Предприятиям стало накладно содержать клубы, и закрывается «Витязь», а потом и «Космос». «Космос» был очень дорогостоящим клубом. При нем работал кружок авиамоделизма. Много денег тратилось на материалы, моторы к моделям, на участие в соревнованиях и так далее. Поэтому их постарались быстренько закрыть. Оставили только «Горизонт» и «Современник».
В первые десятилетия существования у подростковых клубов было замечательное финансирование. Мы могли себе многое позволить, приобретать всё необходимое для работы. По первой нашей заявке беспрекословно делался ремонт в помещениях, предоставлялся автобус для доставки детей на соревнования или экскурсии. Большие средства выделялись на посещение театров, цирка, музеев. Мы часто ездили на место приземления Юрия Гагарина, на экскурсии по городу. У нас была интересная жизнь, насыщенная разными событиями. А вот в 90-е годы финансирование прекратилось. В это время подростковые клубы оказались при отделах образования.
В 90-е годы в подростковых клубах было совсем плохо. Выживали они только за счет энтузиазма тех, кто в них работает. Педагоги подростковых клубов месяцами не получали зарплаты. Она у нас никогда не была большой, а тут и ее не получаешь. У меня пенсия всегда была больше, чем зарплата. Когда развалился Советский Союз, нас перестали финансировать. Мы стали выживать самостоятельно, на свои средства. Педагоги делали посильный косметический ремонт, что-то приобретали. Понятно, что так долго быть не могло. Поэтому мы стали искать спонсоров. Благо, что нам всегда старался помочь завод «ЖБИК». Но и он тоже в 90-е годы большими деньгами не располагал. Больше всего со спонсором повезло клубу «Земляне». Их спонсор – «Торэкс».
– Какие кружки и секции, работавшие в подростковом клубе, пользовались популярностью у ребят? А какие, наоборот, не были востребованы?
– У нас особой популярностью всегда пользовались хоккейные и футбольные секции. А в секции шахмат и шашек ребята не шли. Детям хотелось бегать, резвиться, куда-то энергию девать. Понятно, что на занятиях по шахматам особо не побегаешь. В эту секцию приходили ребята, но занимались там недолго. Занятия посещали регулярно только несколько детей. Терпения не хватало или думать не хотелось. Это ведь самый трудоемкий вид спорта! Из-за того что не посещали шахматную секцию, её пришлось закрыть. По-моему, в «Землянах» на Буровой все-таки шахматы сохранились.
А хоккеем у нас в былые времена занималось 60 мальчишек! И даже несколько девчонок! Огромное спасибо «СарСтрою» за то, что выделяли нам автобус, оплачивали занятия в ледовом дворце «Кристалл». У нас была замечательная огромная стационарная хоккейная коробка. Рядом стоял вагончик. К нему было подведено даже электричество. В нем юные хоккеисты переодевались, отдыхали после тренировок. На этом месте сейчас многоэтажка стоит. Это были лучшие наши времена.
Так что до наступления 90-х годов все стороны власти были заинтересованы в подростковых клубах. Потом всё изменилось...
– Я так понимаю, что всё это было бесплатно для детей?
– Конечно! Правда, сейчас уже не так. Наверное, своим энтузиазмом мы сами подтолкнули всё к тому, что подростковые клубы перевели на самоокупаемость. Естественно, это привело к тому, что кружки стали только платными. Сейчас даже просто за посещение клуба необходимо заплатить сколько-то рублей. Деньги небольшие, но все равно деньги. Я была с этим категорически не согласна. Я столько лет проработала в подростковом клубе, в котором всё было бесплатно, и тут такие изменения. У нас в микрорайоне живут дети из не очень обеспеченных семей. И к нам в клуб приходили часто ребята из трудных семей. Теперь они вместо того, чтобы идти в «Горизонт» заниматься подвижными играми, общаться со сверстниками, сидят дома и играют на компьютере или просто слоняются по улицам. Это же бесплатно! Стоит отметить, что такие изменения произошли не только в «Горизонте», но и во всех подростковых клубах.
– Какие сейчас в «Горизонте» работают секции, кружки?
– Раньше, как я уже говорила, у нас в клубе развивалось спортивное направление. «Горизонт» большей частью был клубом для мальчиков, хотя и девочки тоже у нас занимались с удовольствием. У нас в советское время работал кружок художественной самодеятельности, мы принимали участие в разных смотрах-конкурсах, КВН. И всегда «Горизонт» занимал призовые места. Сейчас в «Горизонте» работает театральный кружок, танцевальный, кружок народных промыслов (бисероплетение, роспись по дереву), кружок лепки из глины и теста. Так «Горизонт» превратился в основном в клуб для девочек. Убрали из клуба и секцию по настольному теннису. Хотя настольный теннис, наверное, занимал второе по популярности место среди всех секций, уступая лишь хоккею.
Сейчас дети ходят в «Горизонт» только на кружки. В остальное время в клубе тишина. Раньше в «Горизонте» было полно детей, жизнь кипела, было весело, шумно. Я не боялась этого хаоса. Мне, наоборот, нравилось, когда рядом полно детей. Ребята, когда выходили гулять на улицу, не думали долго, куда пойти и чем заняться. Ответ на вопрос «Куда пойти?» был очевиден: «В «Горизонт». Несколько лет назад «Горизонт» по сути превратился из подросткового клуба по интересам в учреждение дополнительного образования.
– Как появилось название «Горизонт»?
– Когда подростковых клубов стало слишком много, нам сказали: «Придумывайте себе название, чтобы не было путаницы». Мы тогда сели вместе с ребятами и стали придумывать название для нашего клуба. К тому времени у нас уже открылась секция по туризму, которая пользовалась у ребят популярностью. Кто-то из юных туристов предложил: «Давайте будем называться «Горизонт». Мы подумали, что «Горизонт» – красивое название, говорит о больших возможностях, стремлении вперед, к новым открытиям, символизирует полет фантазии. Мы придумали и девиз подросткового клуба: «Не согласен – возражай. Возражаешь – предлагай. Предлагаешь – делай. Берись за дело смело!» Вообще у всех подростковых клубов названия были говорящие. На 9-м квартале был клуб «Ритм», потом «Неугомонные», «Искорка», «Современник», Радуга», «Дружба», «Мир». Все названия такие живые.
– Какие достижения подросткового клуба за все время его существования вы назвали бы самыми стоящими?
– Наш подростковый клуб считался одним из самых лучших клубов. Мы завоевали только 15 кубков по хоккею и футболу, становились чемпионами города, по области занимали вторые места. Наград у «Горизонта» было много. Но есть особенная, которой я очень горжусь. Примерно в 1981 году мы стали впервые чемпионами города по футболу. Мы тогда играли на стадионе «Темп». Потом очень много лет подряд мы становились городскими чемпионами по футболу. Как говорится, держали марку. Но когда мы стали ими в первый раз... Тот момент никогда не забудешь.
– С кем вам за время вашей работы приходилось сотрудничать? С какими подростковыми клубами дружили, а с какими конкурировали?
– Когда все подростковые клубы перешли под руководство отдела образования администрации Ленинского района, мы очень сплотились. Поэтому особой конкуренции не было. «Горизонт» со всеми подростковыми клубами находился в дружеских отношениях. Перед сотрудниками всех подростковых клубов стояла одна задача, была одна цель, к достижению которой мы приближались. Также у всех у нас были одинаковые проблемы. Самые главные из них – нехватка денег, слабая материальная база.
– Может, был какой-то единственный конкурент? Какой-то непобедимый подростковый клуб, который всегда хотелось оставить позади?
– А мы были непобедимыми!
– Но какой-то клуб на пятки «Горизонту» наступал? Стремился победу вырвать?
– Наступали, да. На верхнем КБ был подростковый клуб»Аврора». На 68-м поселке был «Мир». На Техстекло – «Искорка». Сильные подростковые клубы!
– Вы проработали в «Горизонте» 38 лет. За это время, я уверен, вы организовали множество мероприятий. Какое из них запомнилось особенно? Какое было самое яркое?
– Действительно, за 38 лет было много всего интересного. Я всегда с радостью отмечала, что «Горизонт» дети не забывали, когда уже переставали быть, собственно, детьми. Постоянно нас навещали.
Вспоминается стенгазета, которую мы готовили к городскому конкурсу подростковых клубов. Она была огромной! Мы в ней постарались отразить всю нашу жизнь. «Горизонт» в ней мы представили как корабль, который путешествует по островам. Каждый остров рассказывал о той работе, которая на нем ведется. Может, она еще где-то и сохранилась.
Запомнилась мне больше всего встреча трех поколений – участников Великой Отечественной войны, Афганской войны и наших ребят. На встречу пришли офицеры «СарСтроя», участники Афганской войны, бывшие выпускники 86-й школы.
С 86-й школой, которая от «Горизонта» недалеко расположена, мы долго дружим. Любили к нам в клуб приходить бывший директор школы Елена Владимировна Спиридонова, художник Лирия Николаевна Мартынычева, ветеран войны Клавдия Андреевна Раменская. Завуч по воспитательной работе 86-й школы Светлана Николаевна Корнева нам помогала всегда. Мы с ней вместе множество мероприятий провели. К нам еще в советские времена из школы приходили на праздники целыми классами. Потом мы стали проводить свои игровые программы на базе школы. Так что и они к нам ходили в гости, и мы к ним. Со школой очень тесно мы дружили! Педагоги нашего клуба даже входили в совет профилактики школы по трудным детям.
Традиционными мероприятиями стали встречи с участниками Великой Отечественной войны. Для ветеранов дети готовили праздничный концерт, а вечер всегда завершался чаепитием.
Активное участие в жизни клуба принимали родители. Очень нам помогали. Ездили с ребятами на соревнования, поддерживали.
– Что сегодня представляет из себя подростковый клуб «Горизонт»?
– «Горизонт» продолжает работать. Только работа ведется на платной основе и в основном с девчонками. Еще один минус в работе нынешнего «Горизонта» – то, что по воскресеньям он закрыт. А ведь воскресенье – это тот день на неделе, когда детям как раз нечего делать. Идеальное время, чтобы посетить подростковый клуб. Не скажу, что и раньше мы работали без выходных. Выходные у нас были, но в понедельник и вторник. Нам категорически запрещалось делать себе выходные в субботу и воскресенье.