Кто толкает цену вверх?
Регионы отреагировали на выступление российского президента Владимира Путина снижением цен на бензин. Например, в Саратовской области бензин марки АИ-92 за неделю (9–15 декабря) подешевел на 8 копеек (33,13 руб./л против 33,21 руб./л), в Самарской – на 2 копейки, в Архангельской области – на 10 копеек, а в Иркутской – на 37 копеек. В среднем по России цена на этот вид бензина снизилась за неделю на пять копеек. АИ-95 дешевел тоже. В среднем по России – на шесть копеек. А Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт со вчерашнего дня снизил стоимость бензина на своих АЗС в Саратовском регионе на целых 50 копеек.
Федеральная антимонопольная служба уверяет, что цены будут продолжать снижаться. Однако независимые эксперты рассчитывать на это не советуют и говорят, что в новом году цена на литр бензина может и даже должна подняться до 50 рублей за литр.
Президент удивлялся и удивлял
Президент Владимир Путин удивлялся и возмущался ростом цен на бензин на внутреннем российском рынке в минувший вторник на совещании с членами правительства. Помимо прочих вопросов, там обсуждалась растущая инфляция. И глава государства заявил, что немало удивлён ростом розничных цен на нефтепродукты в условиях снижения мировых цен на нефть. Он отметил, в частности, что его несколько смущает факт увеличения цен на нефтепродукты на 10% в среднем по стране, тогда как цены на нефть упали аж на 35%.
«Это как вообще понимать? А куда ФАС тогда смотрит?» – негодовал Путин, обращаясь к членам российского правительства, о чём написали все федеральные и региональные СМИ.
С одной стороны, конечно, приятно, что президент снизошёл до практически «бытовых» проблем, волнующих большинство рядовых россиян. С другой стороны, странно, что он «не видел» этих проблем раньше. Однако ещё более странно, что президент делает вид, будто не знает, как формируется цена на российский бензин, и что она в меньшей степени зависит от мировых цен на нефть и в большей – от налогов.
При этом ряд независимых экспертов обращают внимание на тот факт, что в большинстве европейских стран с похожим налоговым режимом стоимость бензина на колебания нефтяных котировок тоже практически не реагирует. А вот в США, где доля налога в цене топлива не превышает 15%, стоимость топлива, к удовольствию автомобилистов, устремилась вниз.
Давайте запомним, что в структуре цены на российский бензин доля сырья и переработки, если уж говорить откровенно, занимает не более 10%. Другими словами, при падении мировых цен на нефть наполовину, бензин мог бы в лучшем случае подешеветь лишь на одну двадцатую. Человек, который 15 лет руководит Российским государством, не знать этого просто не может. Тем более что он сам, будучи премьер-министром при таком же (и даже большем) обвале нефтяных цен на мировом рынке в 2009 году, выводил страну из кризиса.
А вот налоги в структуре цены на бензин в Российской Федерации занимают свыше 50%. С 2015 года в результате придуманного российским правительством «налогового манёвра», НДПИ, НДС и акцизы, как известно, еще больше возрастут. Однако об этом нюансе президент молчит, не рассуждает. Внимание от налоговой составляющей отвлекается в популярную и удобную тему: во всем виноват сговор монополистов. Собственно, поэтому и выводится на передний фланг в борьбе с ценой на бензин Федеральная антимонопольная служба.
Путин потребовал от антимонопольщиков разобраться в бензиновом вопросе и навести там порядок. И ФАС в тот же день отрапортовала, что всем нефтяным компаниям разосланы письма с требованием отчитаться по вопросу ценообразования и с указанием снизить розничные цены на топливо. При этом глава антимонопольного ведомства поспешил заявить, что «есть все предпосылки для снижения цен в розничных сегментах».
Под давлением ли ФАС или в угоду президенту, но цены на региональных АЗС действительно поползли вниз. Робко и нехотя, но всё же.
Министры всё знали, всё понимали
Интересно, что в российском правительстве монополистов-нефтяников винят (а точнее, винили) не все. Глава Минэкономики Алексей Улюкаев, в частности, незадолго до выступления Путина объяснял ценовую ситуацию на бензиновом рынке по-другому. Он заявил, что на самом деле рост цен на бензин ничем не выделяется на фоне удорожания других товаров и соответствует общему росту потребительских цен на 9,2%.
Рост цен на дизельное топливо в годовом выражении, по словам Улюкаева, составил всего 5,3%, что значительно ниже, чем средняя инфляция. Разницу в динамике цен министр объяснил разницей ситуаций с поставками топлива на рынок. При этом глава федерального Минэконома считает, что в действительности цены на бензин в России ведут себя так же, как и в других странах: снижаются при падении мировых цен на нефть. Просто в России «по некоторым причинам» баррель меряется в долларах, хотя, по мнению министра, должен мериться в рублях.
«Рублевая цена нефти ровно такая же сейчас, как была в начале года, – говорит Улюкаев. – Когда мы пересчитываем нефть в рубли и потом нефть пересчитываем в бензин, мы получаем возможность для бензина немного расти, я бы сказал, в пределах инфляции. Если мы верим, что инфляция будет процентов 7 или 8, значит, скорее всего, бензин подрастет примерно так. Плюс к этому акцизная составляющая».
А вот министр энергетики РФ Александр Новак прогнозирует даже больший рост цен на топливо. По его мнению, в 2015 году бензин подорожает не менее чем на 10% в связи с принятыми правительством решениями по акцизам и в рамках налогового маневра.
Другой федеральный чиновник, вице-премьер Аркадий Дворкович, ещё в октябре говорил, что цены на бензин в новом году непременно будут расти из-за изменений акцизов и издержек производства. Заместитель главы Минфина Сергей Шаталов оценивал рост цен бензина из-за налогового маневра в 1,8 рубля за литр ежегодно.
Эксперты предлагали понаблюдать
Саратовские эксперты от прогнозов изменения цен на бензины и дизтопливо воздерживаются. В беседе с корреспондентом «Газеты недели» начальник управления ТЭК министерства промышленности и энергетики Саратовской области Василий Сатаров заявил, что в настоящее время невозможно что-либо прогнозировать.
«Давайте пока просто понаблюдаем за тем, как развивается ситуация, подождём недельку или две и уже потом будем делать выводы, – предложил Сатаров. – Мы сейчас, честно говоря, в растерянности, и нам сложно предугадать, как будет складываться картина. Конечно, аппетиты монополистов необходимо сдерживать, и хорошо, что президент озаботился этой проблемой и в дело вмешалась ФАС. Пусть они с ними разбираются. Я могу только сказать, что сейчас цены немного снизились. Лукойл, например, объявил о снижении цены на литр бензина на своих заправках на 50 копеек буквально с понедельника».
Кроме того, Сатаров отметил, что главные проблемы в вопросе ценообразования в топливной рознице, по его мнению, связаны в первую очередь с тем, что этот рынок не регулируется государством.
Других экспертов отрасли, в частности владельцев сетей АЗС, представленных в Саратовском регионе, расспросить не удалось. Люди отказываются говорить на эту тему. Да что там саратовские эксперты, представители нефтяных компаний федерального уровня после возмущённого выступления Путина комментируют ситуацию с ценами московским изданиям на условиях анонимности. Их общее мнение заключается в том, что снижение розничных цен на бензин чревато. По их словам, оно может привести к дефициту топлива на внутреннем рынке, хотя этот дефицит есть и сейчас (из-за растущего спроса) и составляет 1,5–2% от спроса. Также анонимные комментаторы-участники нефтяного рынка заявляют, что в настоящее время для снижения цен на нефтепродукты нет реальных условий, поскольку доля налогов в стоимости бензина составляет около половины, а 20% цены топлива – это налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который рассчитывается в долларах и конвертируется в рубли. При этом со вводом налогового манёвра в 2015 году цены на топливо вырастут в среднем на 3–4 рубля.
Интереса ради мы сравнили стоимость ходовых марок бензина в трёх соседствующих государствах – в России, Казахстане и на Украине. Так, бензин АИ-92 в понедельник в России в среднем стоил 32 рубля 94 копейки за литр, на Украине – 58 рублей 90 копеек. Цена литра бензина АИ-95 в России составляла 35 рублей 71 копейку, на Украине – 60 рублей 30 копеек. В Казахстане стоимость автомобильного топлива в среднем составляла 49 рублей 49 копеек.
Для начала надо вспомнить азы арифметики
Михаил Крутихин, партнер консалтингового агентства «RusEnergy», эксперт в области газовой энергетики, прокомментировал рост цен на бензин в своей ленте в «Фейсбуке», сопроводив запись почти детективными подробностями.
«Во вторник некий Марат Селезнев прислал мне несколько вопросов от имени «Ленты.Ру» про высокие цены на бензин при падающих ценах на нефть. Я тут же ответил. На ленте интервью не появилось. Чтобы не пропало, вот мои ответы:
1. Для начала надо вспомнить азы арифметики и посмотреть, действительно ли нефть дешевеет, если ее цену выражать в рублях. Рубли ведь тоже дешевеют. При цене 100 долларов за баррель (и курсе 32 рубля за доллар) баррель стоил 3200 рублей. При цене 63 доллара за баррель (и курсе 57 рублей за доллар) тот же баррель стоит 3591 рубль. Получается, что нефть для России на самом деле дорожает.
В цене бензина около 60% – налоги. Правительство приняло решение увеличить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и акциз на моторное топливо. Куда должна пойти цена? Кто ее подталкивает вверх? Уж точно не нефтяники.
2. Путин уже не раз пытался руководить рынком командными методами. Это на время помогало, когда нефтяники соглашались потерпеть убытки месяц-другой. Но рынок есть рынок. «Спрос – предложение» как главный фактор цены никто не отменял, а налоговая политика государства добавляет нажим на потребителя.
3. Объективно цены должны расти, особенно с начала года, когда вступит в действие «налоговый маневр» правительства, включающий повышение НДПИ и акцизов. Логично было бы увидеть цену бензина выше 50 рублей за литр.
4. Без пересмотра налоговой системы ничего не получится. И хочу напомнить, как Путин объяснял высокие цены на бензин в ходе «прямой линии связи с народом» в декабре 2008 года: «Нефтяные компании терпят убытки из-за падения мировых цен и остающихся высокими налогов, – пояснил Путин. – Они пытаются сохранить хоть какие-то доходы за счет внутреннего потребителя, это правда». Однако, сообщил он, за счет людей с большими и средними доходами, т. е. «людей, которые все-таки могут позволить себе иметь машины и покупать бензин, мы изымаем доходы в бюджет и перераспределяем в пользу тех, кто остро нуждается, – безработных, инвалидов, пенсионеров, военнослужащих».