Город каверов
«Что такое саратовская музыка?» – на этот вопрос попытался ответить саратовский журналист, поэт и музыкальный обозреватель Андрей Сергеев в ходе лекции, прошедшей на минувшей неделе в заведении «New York Coffee». Выводы оказались несколько неоднозначны: местная музыка не имеет приоритетной жанровой направленности, как это в своё время было в ряде городов Запада. Однако в последнее время музыкальное творчество горожан явно тяготеет к появлению кавер-групп, перепевающих песни популярных отечественных и иностранных исполнителей. Но и это в свою очередь лишь отражение общероссийских тенденций.
«Наш город всегда развивался крайне медленно, постепенно», – не удивляется такому положению дел Сергеев. Но это вовсе не означает, что среди саратовских музыкантов нет примечательных исполнителей.
Лекция началась с краткого экскурса в историю музыки, имеющую саратовские корни: Сергеев вспомнил отметившуюся в 90-е годы на всю страну группу «Ахи-Вздохи» (песня про малолетку, которая «Дура-дурой», быстро вошла в городской фольклор), группу «Комбинация» с их нестареющим «Американ боем» (песня обрела вторую молодость после зажигательного танца, исполненного Дмитрием Медведевым), певицу Валерию и некогда блиставшую саратовскую рок-легенду – группу «Кро-Маньон».
Из современников был отмечен Василий Уриевский, которого лектор назвал не иначе как «суперменом саратовской музыки». «На мой взгляд, известность того или иного певца определяется так, – пояснил Сергеев. – Когда приезжаешь на пикник, и там кто-то играет на гитаре «Сплин», ты спрашиваешь: «А Уриевского можешь?» И тебе начинают играть Уриевского». Примечательно, что дебютный альбом Василия занял первую строчку по скачиваниям в российском сегменте популярного музыкального сервиса «iTunes». Сергеев с сожалением отметил, что вполне состоявшийся в пределах Саратова Уриевский в остальной России иногда воспринимается как копия нижегородцев «Uma2rman».
Из панк-музыки были отмечены группы «Пурфобор» и «Кок Оду». Последняя выделяется не только экспрессивным поведением на сцене фронтмена Вадима Туватина, но и тем, что до недавнего времени строго придерживалась уникальной «фишки»: героями песен были носороги, рыси и другие представители животного мира. В активе коллектива несколько альбомов, запись совместной песни с южноамериканской группой и более чем успешное (лидер по просмотрам) выступление во всероссийском интернет-проекте «Balcony TV».
Группу «Radioaction» Сергеев охарактеризовал как «один из тех проектов, которыми можно будет гордиться». По словам лектора, у ребят свежее для Саратова звучание: «Никто до них так не делал». Группа успела отметиться удачным выступлением на музыкальном фестивале «Жёлтая гора». Саратовские металлисты «Svartstorm» тоже удостоились похвалы: им удалось проявить себя в стиле, в котором уже лет как 15 никто не может сделать ничего нового. Их композицию «В вечном забвении» Сергеев посчитал безусловным хитом, хотя «как филолог» покритиковал тексты песен коллектива. Из саратовского пост-рока была отмечена группа «Dottz», интегрирующая в своём звучании восточные мотивы.
«ВИА Волна» – ещё одна уникальная группа из Саратова, в своём творчестве обыгрывающая музыкальную стилистику 50-летней давности. Удивительно, но в сообществе группы во «ВКонтакте» всего около 150 подписчиков, и это притом что ребята уже дважды отметились в популярном журнале «Афиша». Среди остальных талантливых саратовцев Сергеев отметил группу «Илай-Джа», исполнителей Аркадия Ланцберга и Эльвиру Т. А вот рэпа в Саратове, по мнению лектора, практически нет: об этом свидетельствует отсутствие в городе поджанровых направлений этого стиля (например, абстрактного хип-хопа).