Смерть сказки

Оценить
Бабло побеждает всё

Можно сказать, что на заключительную часть трилогии о приключениях Бильбо Бэггинса (Мартин Фриман) «Хоббит: Битва пяти воинств» я попал случайно. Зато я смог увидеть, как же Питер Джексон «расправился» со сказкой Толкиена.

Я уже писал, насколько удачной получилась экранизация второй части трилогии. Общий вывод был примерно такой: всё ровно, есть несколько любопытных находок, местами начудили, но фильм в целом неплох. Можно ли такое сказать о новой картине? Отчасти да, вот только впечатление фильм производит скорее негативное.

Понятно, что растягивание детской книжки на восьмичасовой трехсерийный фильм изначально справедливо воспринималось скептиками как явный перебор. Если из эпичного «Властелина колец» пришлось убрать множество сцен (так, например, вообще исчез потрясающий персонаж Том Бомбадил), то «Хоббита», напротив, приходилось доводить до кондиций – начиная от растягивания всех потенциально растягиваемых сцен и заканчивая сюжетными додумками, благо Толкиен возможность для этого оставил. К третьей же части, кажется, режиссер лишился и этой возможности: дракон Смауг (Бенедикт Камбербэтч), который отобрал у гномов сокровища и являлся главным антигероем киноленты, умирает в самом начале фильма, проходит еще немного времени, и волшебник Гэндальф (Иэн МакКеллен), постоянно отлучавшийся от своих спутников, завершает свое побочное дело. Все карты раскрыты. Джексону остается только последнее – показать, как будут вести переговоры с алчными гномами люди и эльфы, затем – знаменитую Битву пяти воинств, в которой все эти расы вместе с гигантскими орлами будут воевать с орками. Фильм короче предыдущих частей, но всё же идет 144 минуты...

Строго говоря, в какой-то момент «Хоббит: Битва пяти воинств» перестает быть фильмом и превращается в набор (спец-) эффектных сцен: вот брат Торина Дубощита (Ричард Армитедж) Дейн (Билли Коннолли) ударом головы может насмерть убить орка в шлеме (!), вот гномы скачут на невесть откуда взявшихся горных козлах к ставке орков, вот эльф Леголас (Орландо Блум) прыгает по летящим в пропасть камням (!).

Надо сказать, что смешные эпизоды в фильме все-таки перебивают безмерный пафос эпичности битв, наигранных мелодраматических эпизодов любви гнома Кили (Эйдан Тёрнер) к вымышленной сценаристами эльфийке Тауриэль (Эванджелин Лилли) или сцены тяжелых дум Торина. В этом плане замечательно выглядит эпизод, где Бильбо, узнав о смерти Торина, сидит потерянно, а Гэндальф, неловко пытаясь закурить, невольно разрушает весь пафос сцены. Но таких сцен – единицы на весь фильм, к сожалению.

Как и в случае с третьим нолановским «Темным рыцарем», удачного завершения трилогии не получилось. Но едва ли это заметит массовый зритель, который получит бездушное эпическое полотно вместо хорошей сказки и будет доволен. В битве пяти воинств эльфы и люди сражались за золото, в отличие от стратегов-орков. Сражается за золото и Джексон: конечно, третья часть безмерно растянута, и лучше было бы ее не снимать отдельным фильмом: она скучна.