Автор «Жихаря» останется с нами

Оценить
13 декабря ушел из жизни известный российский писатель-фантаст Михаил Успенский.

13 декабря ушел из жизни известный российский писатель-фантаст Михаил Успенский.

В отличие от многих своих коллег, которые уже давно перебрались в Москву или Санкт-Петербург, Успенский обитал по-прежнему в Красноярске и уже лет двадцать печатался только за его пределами.

По иронии судьбы местом первопубликации первой книги его впоследствии знаменитой трилогии «Приключения Жихаря» («Там, где нас нет») мог стать Саратов, но в итоге петербургская «Азбука» нас опередила: в северной столице быстро догадались, что скромный красноярец станет любимым автором для сотен тысяч читателей в России и в ближнем зарубежье.

После выхода в свет первой части его упомянутой трилогии читатель смог наконец утвердительно ответить на вопрос: «Возможен ли жанр русской фэнтези?» Выстраивая свой фантастический мир, Успенский использовал достижения историков и филологов, однако напрочь отказывался создавать унылое околоэтнографическое чтиво в духе «Волкодава». В арсенале фантаста оказались прежде всего языковые игры, перекрестные аллюзии, вольные ассоциации; всё это превращало повествование в цепочку невероятно смешных перипетий героев. Главный персонаж трилогии, удалой богатырь Жихарь, вбирал в себя черты былинного добра молодца, сказочных Ивана-Дурака и Ивана-Царевича, пушкинского Балды и гоголевского Вакулы, и еще много всего, исторического, литературного и вполне современного (на контрасте эпох построено немало уморительных «гэгов»). Всякий раз, когда Жихарь и его спутники, победив врагов, достигали цели, цель оказывалась промежуточной, и персонажи опять отправлялись в путь.

Во второй части трилогии, романе «Время Оно», Успенский вновь использовал не только фольклорные источники (хотя изучил их досконально), не только библейскую атрибутику (на этом отчасти строился сюжет), но и залежи «совковых» стереотипов, въевшихся в наш менталитет. Заключительный роман трилогии Успенского назывался «Кого за смертью посылать». И вновь здесь возникала странная, причудливая и невероятно смешная амальгама, которая доставляла удовольствие самым разным читателям: литературно подкованным и не очень, любителям фантастики и тем, кто к жанру (в его классическом виде) равнодушен. Обычно от книги к книге серия выдыхается, но не в случае с «Приключениями Жихаря»: третий роман, уступая первому в оригинальности, тем не менее оказался даже ярче и сочнее предыдущего. Богатырь Жихарь, к третьей книге сделавшейся князем родного Многоборья, не утратил своих лучших качеств. Помимо своих традиционных друзей и попутчиков, появившихся еще в первых двух томах (британского побратима Яр-Тура, водяного Мутило, вольного степняка Сочиняй-багатура и других), Жихарь обзавелся и новыми соратниками – прежде всего, мудрым и рачительным Колобком, который при ближайшем рассмотрении оказался древним Гомункулом, слепленным чуть ли не престарелыми Адамом и Евой.

Кстати, за несколько недель до смерти писателя на полках магазинов появился его новый роман «Алхимистика Кости Жихарева» (а еще раньше увидел свет роман «Богатыристика Кости Жихарева»). Главный герой новой дилогии, наш современник Костя, далекий потомок того самого Жихаря, отправлялся по стопам своего пращура. А связующим звеном двух литературных циклов оказывался все тот же Колобок, который для юного Кости становится и Ментором, и Вергилием в одном (круглом) лице... Михаил Успенский был искрометно талантлив – это признавали все, кто его знал и почитал. Даже не в самых, быть может, удачных романах эпохи нулевых его талант просверкивал все равно – словом, фразой, абзацем; скрыть такое было просто невозможно. Когда уходит из жизни замечательный писатель, он неплотно прикрывает за собой дверь: часть его души, его книги, всё равно остаётся с нами в этом мире, и еще долго будет напоминать о нем.