«Номера Корнеевой»

Оценить
Балясины добротного темного дуба, на лестницы рыцари в латах...

В 1865 году на улице Немецкой, во втором её квартале появился новый домовладелец Максим Михайлович Корнеев. Был Максим Михайлович обувных дел мастер и имел в доме обширный и хороший магазин. Но в историю Саратова дом вошел как здание с «номерами Корнеевой».

Домовладение это, как и многие соседние, выходило на две параллельных улицы – Немецкую (пр. Кирова) и Малую Казачью (Яблочкова). Половину первого этажа под небольшой ресторан сначала снимал некто Свечин. Успех ресторанного дела позволил Свечину снять и второй этаж под шикарный ресторан. Соблазнённый успехом квартиранта, Корнеев забросил сапожное дело и открыл в доме гостиницу с номерами, а в дальнейшем устроил там даже ресторан с зимним тропическим садом.

Деятельность Корнеева была то провальной, то успешной, а в 1877 году появились объявления о продаже из-за долгов дома на Немецкой и переносе «своей деятельности из помещения тропического зимнего сада на берег Волги».

Дело с зимним тропическим садом продолжила его жена Екатерина Яковлевна Корнеева. Она уже содержала «Летний театр г-жи Корнеевой» на Армянской (Волжской) улице и владела обширным дворовым местом под № 5 по улице Малая Казачья.

Сын Корнеевых Фёдор учился в рисовальной школе свободного художника И. Ф. Ананьева, только что открытой в Саратове. Фёдор дружил с учеником той же школы Виктором Мусатовым. Оба мечтали о поступлении в Академию художеств. Мечта Корнеева сбылась, и он шесть лет обучался в Петербурге. После возвращения в Саратов Фёдор Максимович занялся педагогической деятельностью в рисовальной школе Общества любителей изящных искусств. Затем получил приглашение от графа А. Д. Нессельроде приехать к нему в родовую усадьбу, расположенную в селе Царевщина.

Пока сын учился, Е. Я. Корнеева в 1884 году выстроила дом «с устройством сцены для вокально-музыкальных концертов (...) по М.Казачьей улице». Дом был в два этажа, обложен кирпичом, и над ним возвышалась деревянная мансарда. Через несколько лет ей было разрешено устроить в здании «ресторацию», а следом уже появились и «меблированные комнаты».

В 1898 году Фёдор Максимович вернулся снова в Саратов, и «жена саратовского цехового Екатерина Яковлевна Корнеева» просит губернское правление разрешить ей «заменить деревянную часть здания, занятую увеселительным заведением: театр-концерт и «Зимний тропический сад» на ее дворовом месте (...) на М. Казачьей улице» на каменную. И в перестроенном каменном третьем этаже появилась большая мастерская художника, а на втором этаже магазин-салон, где жена художника продавала книги, репродукции, открытки и рисовальные принадлежности.

В 1901 году в газетах появилось объявление Фёдора Максимовича: «Окончивший курс Императорской Академии художеств с серебряной медалью и получивший за свои художественно-живописные работы от Саратовской областной выставки высшую награду по этому отделу большую серебряную медаль, открыл мастерскую живописи в Саратове, по Мало-Казачьей улице, в соб. доме № 5».

На полукруглой лестнице, которая вела к мастерской, «перила и балясины добротного темного дуба. На повороте лестницы рыцари в средневековых латах. Над рыцарями гобелен, пыльная охра с серо-голубым и тускло-зеленым. Ай да Корнеев! Не по фамилии обстановочка! У европейца с ног до головы, нашего саратовского графа Нессельроде, и то рыцари на лестнице не стояли».

Весной 1918 года Фёдор Корнеев был уволен из Боголюбовского училища, переименованного в Высшие свободные государственные художественные мастерские. Он стал заведующим и преподавателем принадлежавшей прежде ему студии, которая была передана в ведение отдела народного образования.

В 1929 году Корнеев был арестован. В вину ему вменяли выполнение крупных заказов для монастырей и церквей, близкое знакомство и переписку со П. А. Столыпиным, дружбу с графом А. Д. Нессельроде, а также поддержание связей с художниками Франции и Германии. Художник был осужден за контрреволюционную агитацию. Обширная библиотека по искусству, рисовальные классы, мастерская художника были опечатаны, и затем всё находящееся там имущество конфисковано. Семья Фёдора Корнеева была бездетна. Супруга художника умерла вскоре после ареста мужа.

Но вернёмся к истории «Номеров Корнеевой». Трёхэтажный дом, вместе с половиной дворового места, получившей в советское время самостоятельный почтовый адрес «дом № 7, Е. Я. Корнеева», продала крестьянину Зотову, а от него домовладение вскоре перешло к П. С. Осипову, потом к его наследникам. Гостиничные номера в главном доме усадьбы, по привычке сначала именовались «Номера Корнеевой», потом, с каждой сменой арендатора, они назывались по фамилии содержателя гостиницы. С 1918 года, после отмены частной собственности на городские домовладения, все частные гостиницы, номера для приезжих, постоялые дворы постепенно были «социализированы». В 1926 году дошла очередь и до гостиницы на Малой Казачьей улице, содержателем которой являлось тогда «Товарищество Сверчкова». Здание было отдано под квартиры советских рабочих и служащих и подверглось существенным переделкам внутри.

Вячеслав Давыдов, историк и краевед