Вместо жильцов будут думать чиновники

Оценить
Чтобы управляющие компании были сыты и собственники жилья целы

Как достичь консенсуса между жителями многоквартирных домов, не верящими, что управляющие компании тратят средства на содержание и ремонт жилья по назначению, и организациями, эксплуатирующими жилищный фонд, которым необходимы конкретные средства на поддержание домов в надлежащем состоянии? Налицо клубок противоречий, который нужно урегулировать. Этой проблеме было посвящено заседание круглого стола в областной думе в минувшую пятницу.

Антагонизм между общественниками, представляющими жильцов, и представителями управляющими компаниями проявился во всей красе. Дискуссия зачастую велась на повышенных тонах.

Так, руководитель общественной организации собственников жилья Сергей Пятковский уверен, что львиная доля платежей за жилищные услуги присваивается управляющими компаниями, даже не пытающимися выполнять необходимые работы. Он предложил платить за содержание и ремонт жилья не авансом, а только после подписания актов о выполненных работах.

Глава компании «Центр-дом» Андрей Абраменков обвинял жильцов в несознательности. Приводил пример. На общих собраниях, при обсуждении размера оплаты содержания жилья и текущего ремонта, все жители поначалу соглашаются с предложениями УК по обеспечению достойного содержания дома (уборка, замена лампочек в подъездах, ремонт коммуникаций, аварийная служба по ликвидации коммунальных ЧП и т. д.). Но когда собственники жилых помещений узнают, сколько за это надо платить, говорят, что «это дорого».

Управляющий компании «Фри ДОМ» Борис Никитин призывал общественника «перестать лить грязь на отрасль» и не дискредитировать работу управляющих компаний.

Председатель Ассоциации самоуправляемых территорий Александр Джашитов констатировал, что собственники не хотят платить, потому что не верят, «что заплатят и будет сделано». И призывал пресечь деятельность коммерческих структур в лице союзов и ассоциаций ТСЖ, поскольку у него нет уверенности, что эти надстройки исчезнут с лицензированием УК.

О существовании конфликта между собственниками и организациями, эксплуатирующими жилищный фонд, известно на федеральном уровне. Правительством РФ в апреле 2013 года принято постановление № 290, в котором утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Прозвучала и цифра, необходимая для реализации этого перечня, чтобы дома не приходили в состояние аварийности и ветхости. Для Саратова это, по версии представителя комитета по ЖКХ Андрея Халова, 15,71 руб. с квадратного метра в месяц. При меньших сборах об исполнении постановления № 290 и речи быть не может.

Правоохранители и другие контролирующие структуры не дремлют, управляющие компании регулярно проверяют. Так, приоритетом прокуратуры является законность использования финансовых ресурсов и начисления оплаты. По информации старшего помощника прокурора области Олега Петрова, с начала текущего года прокуратура Саратовской области выявила факты незаконного начисления платы за ЖКУ на сумму в 27 млн рублей. УК уже вернули 21 млн, сделав перерасчет. Вопросы о возврате еще 6 млн сейчас рассматриваются.

Как сделать так, чтобы волки (то есть УК) были сыты и овцы (жильцы) целы, первыми задумались депутаты заксобрания Челябинской области. Они решили, что «размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не может быть ниже предельного (минимального) размера платы (...), установленного уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации». То есть, сколько муниципалитет решит, столько и будут граждане платить за содержание и ремонт жилья. Соответствующий законопроект рассматривается в Госдуме.

Пояснительную записку к документу выразительно зачитал ведущий круглого стола глава профильного комитета облдумы Сергей Нестеров. Из записки ясно, что проблем с содержанием жилья немало. Это неравные условия для граждан – в старых домах оплата выше, чем в новостройках. Конфликты неизбежны и среди жителей одного и того же многоквартирного дома: одни купили квартиру, другие стали собственниками в результате приватизации, третьи и вовсе живут в муниципальном жилье. Ну и еще немаловажный нюанс. В условиях опережающего роста стоимости коммунальных ресурсов сдерживается рост оплаты за содержание и ремонт жилья. Воспитать «ответственного эффективного собственника, который активно участвовал бы в процессе управления своим домом», пока не удалось. Педагогическая запущенность населения ведет к тому, что граждане, не овладевшие необходимым объемом знаний в тарифных вопросах, не понимают, сколько стоит содержания имущества в доме и его текущий ремонт. И с управляющими компаниями взаимопонимания у малообразованных жильцов нет. Образованных решили искать в органах МСУ и им поручить вопрос утверждения тарифов органам МСУ. Челябинский законопроект решено поддержать. При этом будет подготовлено обращение в Госдуму с предложением разработки механизма об аккумуляции денег на ремонт и содержание жилья на отдельном счете. Дабы исполнители работ могли получить средства только после подписания акта о выполненных работах председателем совета дома.