Готовая продукция: пользуйтесь бесплатно!

Оценить
Второй проект «Нефтемаша» для школьников вышел на финишную прямую

С начала текущего года ОАО «Нефтемаш»-Сапкон с помощью федерального гранта областного министерства экономики и инвестиционного развития начало закупку оборудования для Центра молодежного инновационного творчества (ЦМИТ). ЦМИТ, направленный на популяризацию технических знаний среди школьников, используя современное высокотехнологическое оборудование, не успев открыться, в мае уже удачно реализовал свой первый пилотный проект с учениками 10-х классов лицея прикладных наук и гуманитарно-экономического лицея. А нынешней осенью организаторы центра привлекли учащихся 8–10-х классов к новому проекту. Сейчас он на стадии завершения. 11 декабря состоится церемония награждения участников и победителей.

Расчет энтузиастов ЦМИТ на школьников оказался абсолютно верным. Саратовские старшеклассники не подкачали. К тому же, по последним данным, в России именно школьники 14–17 лет проявляют тягу к знаниям и недюжинный интеллект, да такой, что дают фору студентам и преподавателям. Постарались ребята, их помощники, учителя, постарались и идейные вдохновители проекта, которому требуется логическое завершение в виде участия вузов, работодателей в судьбе будущих абитуриентов и профессиональных кадров для предприятий Саратовской области...

Звание ботаника не обидно, а почетно

Центр продемонстрировал, что его первый блин оказался не комом, а вполне жизнеспособным. Перед участниками весеннего образовательного инновационного проекта «Нефтемаша» открылись новые возможности.

– Последние месяцы для наших подопечных старшеклассников прошли плодотворно, – рассказывает член совета директоров ОАО «Нефтемаш»-Сапкон Светлана Шимчук. – Они участвовали еще в нескольких конкурсах, в том числе по авиамоделизму и ракетостроению. Ассоциация инновационных регионов России, проводя выставку в Москве, организовала и специальную секцию для школьников «INOKIDS», куда ездили наши ребята, только оплатив дорогу. Все расходы на детей в столице московские организаторы взяли на себя. Ученики лицеев представили там свои готовые инвестиционные проекты, вызвав интерес у взрослых. Эти проекты были разработаны именно на нашей базе, несмотря на то что ЦМИТ только открылся, и в связи с этим у нас еще много организационной работы. В рамках московской выставки ребята участвовали в конкурсах на знание механики, химии, генетики. Работу наших школьников отметили. Саратовских старшеклассников возили в МГУ, в МГТУ имени Баумана, в интерактивный музей Дарвина. Получилась невероятно насыщенная поездка!

В своем новом проекте ЦМИТ вышел с инициативой создать проект, в котором бы дети сами говорили о востребованности профессий и популяризировали их. Идею поддержали министерство образования и министерство труда и занятости Саратовской области. Раньше говорили о влиянии улицы на подростков. Теперь школьники всё меньше на улице и всё больше в социальных сетях. Так или иначе, для ребят важно это общение, им важно мнение сверстников. Взрослые, знающие, что нужно детям, беспокоятся, куда это влияние может завести. И порой они все-таки забывают спросить у представителей юного поколения, чего же они хотят. Проект ЦМИТ дает возможность детям своими силами реализовать идеи.

С глубокой осмысленностью и ответственностью

В начале учебного года на приглашение ЦМИТ принять участие в конкурсе профориентации откликнулись восемь школ Саратова и Энгельса, а также одна сельская школа из Сосновки. Учебные учреждения предоставили портфолио с информацией о командах, участниках, профессиях, которые могли бы быть интересны детям. Специалисты Центра, отобрав наиболее часто встречающиеся профессии, предложили каждой команде остановиться на одной из них. Взрослых удивили предпочтения детей, которые не хотят быть юристами, экономистами, менеджерами. На первый план вышли профессии повара (школа № 24), офицера (кадетская школа «Патриот»), переводчика (гимназия № 34), журналиста (гуманитарно-экономический лицей), фотографа (гимназия № 89), инженера (школа № 11), врача (лицей № 15), химика (школа № 6), агронома (школа с. Сосновка).

Встречи команд в ЦМИТе происходили почти еженедельно. Школьники, живущие и без того в очень жёстком графике, участвующие в олимпиадах, готовящиеся к сдаче экзаменов, срывались с уроков, находили время, чтобы готовить задания, которые они получали в ЦМИТе. Специалисты разных сфер деятельности дали ученикам мастер-классы. Для участников проекта провели игру «Угадай мелодию» на профессиональную тему. Проект реализовывался в пять этапов. Вначале ребята подготовили визитные карточки-представления команд. Потом вплотную занялись изучением своих тем, после чего разработали буклеты и баннеры, посвященные выбранным профессиям, сняли ролики, написали статьи и подготовили выступления собственных агитбригад. Перед написанием сочинений ребят напутствовал главный редактор информационного агентства «Саринформ» Денис Лебедь. После некоторого совещания конкурсанты разработали план и сделали определенные наброски. Денис Лебедь поработал с каждой командой, дал индивидуальные советы.

В итоге на суд жюри были представлены девять интересных творческих работ. Ребята перелопатили горы материала. Приобщили к сочинениям знания из истории профессий, статистические данные, даже проводили свои социологические исследования, порассуждали о профессиональных сложностях, позитивных моментах, задачах, перспективах. В своих текстах ученики использовали не только информацию из Интернета. Очень радует, что каждая из работ – результат глубокого мыслительного процесса. В сочинениях звучат мнения детей о смысле предстоящего выбора. Школьники провели большую работу по сбору материала, в том числе и устного, его потребовалось расшифровать и обработать. Некоторые команды пообщались с представителями профессий, отзывы которых ребята включили в тексты. В статьях было много ярких деталей, удачных эпиграфов, красочных примеров, прямых речей сверстников и специалистов. Эксперты в области журналистики распределили места между командами в этом задании.

Учащимся были представлены мастер-классы по искусству фотографии и компьютерному дизайну, ведущие – известный саратовский фотограф Александр Мирошниченко и директор рекламного агентства «Креатив PRоект» Александр Васильев. В результате родились замечательные баннеры и проспекты.

В рамках подготовки школьников к изготовлению роликов перед ребятами выступил руководитель IT-студии «Khvoya» Роман Шаповал, который смог быстро найти общий язык с детьми.

В последний конкурсный день участники проекта представили ролики и агитационные выступления. В роликах им удалось довольно точно и полно передать важность, необходимость выбранной профессии. В коротких фильмах ребята проявили изобретательность и творческие способности сценаристов, режиссеров, актеров, использовали кадры из художественных лент и мультфильмов. Команда врачей лицея № 15 разработала для своего ролика целый сюжет. У сосновских школьников получилась грамотно выстроенная, последовательная видеоработа с красивым началом и логическим заключением. Их выступление на сцене стало не менее зрелищным, а главное, было очень осмысленное и подготовленное с любовью к выбранной профессии. Здесь было всё – русские народные мотивы, яркие костюмы, сценки, в которых присутствовал и артистизм, и юмор.

Венчал их номер результат непростой работы агронома и людей многих других профессий: огромный румяный и просто очень красивый каравай, его душистый аромат распространился по залу. В этом конкурсе команда из Сосновки набрала больше всех баллов.

Второе место поделили между собой будущие журналисты и офицеры. Обе команды выступили в духе своих профессий. Команда ГЭЛ (журналисты) каким-то безудержным вихрем вырвалась на сцену и на протяжении нескольких минут, не сбавляя темпа, удерживала внимание зрителей в зале. У присутствующих журналистов не возникло сомнений: если бы снова нужно было делать выбор, они бы остановились на этой же профессии. А кадеты отчеканили свой номер хором, строем, дружно, с присущей профессии защитника отечества патетикой, собранностью и сдержанностью.

Ребята выступали убедительно, проявили на сцене командный дух, талант, пели, танцевали, читали стихи собственного сочинения, даже провели флешмоб.

Сосновские школьники не просто участвовали в проекте, что называется, за компанию. Они действительно нацеливают себя на профессии, связанные с сельским хозяйством. У Алины Гришиной, Владислава Кошелюка, Антона Власова, Дмитрия Мичурина, Вячеслава Бирюкова, Полины Малофеевой есть преимущество перед городскими сверстниками: их место жительства само подсказывает будущую профессию. Сосновцы знают, чего хотят.

– У нас малокомплектная школа, в ней всего 63 человека, – рассказывает учитель русского языка и литературы школы села Сосновка Елена Малофеева. – В этом проекте участвовали учащиеся 9–11-х классов, а помогали им всем селом.

– Наши дети самостоятельные, – заметила учитель русского языка и литературы кадетской школы Наталья Нурлыгаянова. – Даже если мы что-то предлагали, они все корректировали.

Самостоятельности и серьезности кадетам не занимать – это было видно и со сцены, и в закулисном общении. Девятиклассники уверены, что профессия военного самая лучшая и достойная. Для многих примером являются близкие люди. Отец Антона Голговскогородом изТомска, служил в ракетных войсках, объездил всю Россию, был даже на Новой Земле. Ребята уже сейчас знают, какие специальности выберут. Кто-то будет физиком-ядерщиком. Кристина Мырсова, ответственная за ролик, на создание которого кадеты потратили в общей сложности 30 часов, хочет стать военным инженером. Валерия Гришкова – космонавтом, будет «жить на Марсе» – это даже прозвучало в стихотворной форме со сцены. Михаил Емцев пойдет по стопам отца в Московский институт федеральной службы безопасности.

Награждение – это не завершение, а начало новой жизни

Планируется, что в день награждения подводить итоги будут эксперты представленных в проекте профессиональных сфер. Они выделят пять наиболее отличившихся команд во всех пяти номинациях.

– Ребята затратили огромные усилия, – подчеркивает Светлана Шимчук. – Результат их работы – готовые буклеты, баннеры, ролики, статьи, которые вузы и предприятия могут использовать как социальную рекламу профессий. Умалчивать об этом нельзя. Готовую продукцию остается только растиражировать. Наши сотрудники не ищут выгоды для себя. Мы болеем душой за идею, занимаемся проектом в нерабочее время. Ведь по гранту ЦМИТ получил деньги только на закупку технического оборудования. А привлечение экспертов, преподавателей никем не финансируется. На голом энтузиазме в современной экономической ситуации наши волонтеры долго не продержатся. Учебным заведениям и предприятиям области необходимо поддержать детей, которые искренно и с полной самоотдачей работают над проектами. Вот они – будущие абитуриенты и перспективные специалисты. За этих детей нужно держаться. Их деятельность не должна заканчиваться на этом проекте. Она должна иметь продолжение. И некоторые достижения уже есть. Центр занятости города Саратова предлагает поддержку и предлагает нашим победителям принять участие в районных и городских профориентационных мероприятиях.

Готовая продукция: пользуйтесь бесплатно!