Затопительный сезон
С началом зимы и практически на протяжении шестимесячного периода холодов в городе неистово прорывает все сети Саратовводоканала, какие только есть. Бесконечные заводи, которые быстро превращаются в лёд, десятки домов без воды, перекапывания улиц и в результате пробки на дорогах от Заводского до Ленинского – стабильные явления. Но в этом году стабильность перешагнула все мыслимые и немыслимые пределы. Что творится в Саратовводоканале сегодня?
Артем Земцов
Чоп-чоп
Порыв во дворе на улице Железнодорожной. Морозный вечер четверга. Люди спешат по домам. Трактор, машина для откачки воды, два водителя и четыре работника бригады исследуют место аварии. На земле ведро с чопиками, это такие деревянные колышки, которыми забивают отверстия в трубе, и несколько инструментов. Посередине двора огромная яма. В подземное озеро спущена лестница, вокруг нее горы земля, глыбы ржавого льда, припаркованные повсюду чистенькие иномарки и одинокая, заляпанная грязью «Ока».
– Придем работать, а тут всё заставлено. Нет, ну нельзя так. Почему они свои машины не убирают? Надо бы нам эвакуаторы выписать. И калымить будем! Деньги хоть появятся! – говорит водитель.
– А ты слышал, сейчас по радио объявили указ о запрете американского мяса, – говорит второй водитель, который недавно подбежал к месту раскопок.
– Да хорош,***! – отвечают все дружно.
– Чего ***? Это первого апреля по ушам ездят. Сейчас серьезно всё. Так что все деньги в водоканал попрут.
– Нефть упала. Так Саратов и потек. Какие деньги попрут? Нам аванс не дали, а ты со своими деньгами. Вот сейчас штыри кончатся, будем инструменты из домов таскать сюда. И забор ломать на чопики, ***, – отвечает рабочий.
Местечковый коллапс
Ситуация обычная из года в год. В городе трубы нещадно рвет по несколько десятков раз в день.
Например, 26 ноября из-за очередных ремонтных работ саратовского водоканала на собственных коммуникациях приостановлено водоснабжение некоторых домов. Это дома по улицам Гвардейская, Шелковичная, Рахова, Новоузенская. И множество домов, расположенных на еще восьми улицах. Обычное явление.
Несколько дней назад случился еще один очередной прорыв. На пересечении улиц Мичурина и Рахова. Лопнула подземная магистраль. Холодная вода фонтанирует во всех направлениях. И тут же замерзает. Транспорт останавливается, люди не могут перейти через дорогу, машины начинают врезаться друг в дружку, скользя по льду. Обычное явление.
Разгневанные водители с открытыми письмами и видеозаписями обращаются в региональные СМИ. Вот что автолюбители рассказывают о ледяных потоках в центре города. Это выдержка одного из писем в региональное информационное агентство.
«Сегодня в 9 утра оказались в районе пересечения 1-го Магнитного проезда с улицей Чапаева. Вода течет по Чапаева откуда-то сверху. И ручей этот доходит до улицы Соколовой.
Никто ничего не делает, а на дворе минусовые температуры. В результате там не только вода, но и глыбы льда, наледь кругом. Ехать совершенно невозможно и очень опасно. Машины то заносит, то они буксуют. Нервов не хватает по нашему городу ездить!» – сообщают в своем письме водители.
А в минувшую пятницу специалисты из Саратовводоканала так и не смогли установить причину возникновения коммунального озера в Заводском районе. Искусственный водоем там уже обосновался, и, кажется, исчезать с облюбованного месяц назад места не собирается.
Жительница Заводского района с горечью сообщает о последствиях существования коммунального озера.
«Можно целыми днями наблюдать, как машины не могут по улице Огородной проехать к 5-му Динамовскому проезду. Машины стоят в луже, ничего не делается на этом перекрестке уже месяц. А самое главное – с дороги не свернуть, ведь трамвайные пути высокие. Возникают проблемы с объездом и по другим улицам. На Большом Динамовском можно увидеть заледеневшие глыбы с круглыми воронками, у ближайшей больницы дорога перерыта, не заехать даже на грузовой машине», – сообщает женщина.
Путину! Больше некому
Жители домов по улице Кузнечной уже намерены обратиться к президенту России. Пенсионерка Раиса Лобкова уверена, что мелкими восстановительными работами ничего не исправить, нужен системный подход и полная замена оборудования.
– Если откровенно говорить, то вода течет с 1995 года. Раньше нам хоть присылали тракторы – и зимой, и летом, даже ночью. А сейчас... Месяц течет вода, и трактор не присылают. Мы уже Радаеву писали. А недавно вот к нам доехал трактор все-таки. Через 20 минут уехал, и опять пошла вода.
Вчера я написала жалобу в министерство ЖКХ. Сказали, что жалоба на рассмотрении. Я приложила все ответы с 2012 года. Если этот беспредел будет продолжаться, мы обратимся в Москву, Путину будем писать. Это уже последняя надежда.
Заместитель главы администрации Саратова Дмитрий Федотов пояснил, что в курсе того, что происходит на Кузнечной:
«Мы замучались разбираться с этой аварией, уже второй год разбираемся. Я сам там был несколько раз. Труба – ничейная, мы ее выкопали, отремонтировали всё, и она перестала течь. ВоТГК утверждает, что эта вода «водоканальская». Вода там не горячая, она просто нагревается от теплотрассы. Мы не знаем, откуда она берется. Возможно, эта вода «водоканальская», возможно, ВоТГК, но, чтобы ее найти, надо вскрыть почти четыре квартала. В следующем году мы будем отключать поэтапно и искать проблему. В зиму мы не будем отключать дома – их очень много. Что нам сейчас распахать четыре квартала?!»
Долги
Общий размер задолженности перед муниципальным предприятием «Саратовводоканал» составляет 816 миллионов рублей, из которых долг по оплате услуг водоснабжения и водоотведения – 767 миллионов.
Общая задолженность жителей Саратова на 1 октября составляет 2,2 млрд рублей. Дебиторская задолженность составляет 837 миллионов рублей, что примерно равно кредиторской задолженности. Порядка 380 миллионов должны предприятия-банкроты, около 300 миллионов – спорные долги. Основная часть задолженности приходится на население. В год судебные приставы могут отсудить около 200 миллионов рублей. Остальные деньги списываются. Работа с должниками осложняется тем, что поставка питьевой воды относится к виду услуг, которые нельзя ограничить в случае неуплаты. «Водоканал в петле. В капитальной петле», – так генеральный директор предприятия Александр Задумин охарактеризовал финансовую ситуацию на предприятии.
Сейчас на базе Водоканала работает порядка 70 ремонтных бригад. В сутки задействовано около 16–18 бригад, и им удается отремонтировать в среднем 30 аварий, хотя в день необходимо ликвидировать примерно 40 порывов. За день каждая смена накапливает около 10 аварий. Сегодня количество неотремонтированных участков насчитывает около двух сотен. Потери воды на данный момент составляют 38 процентов. В тарифную сетку заложено только 15 процентов.
Причина значительного роста количества аварий, которая уже признана всеми, – это колоссальный износ сетей. Кроме этого, сейчас всё отягощается неравномерным вымораживанием земли. Из-за резкого контраста температур прорывы происходят чаще. Способность сетей к удержанию давления воды, по словам заместителя главы администрации города Дмитрия Федотова, фактически подошла к концу.
– Раньше ремонты делались либо хомутами, либо заваркой стыков, и даже вплоть до чопика. Сейчас некуда ставить чопики, некуда ставить хомуты. Саратовводоканал вынужден менять целые участки. У нас 37 бригад по водопроводу и столько же по канализации. Необходимо еще 20 бригад и техника в виде экскаватора – КамАЗов у нас достаточно, – заявил Дмитрий Федотов.
Кстати, за последние 15–20 лет ни разу не осуществлялась плановая перекладка сетей. По нормативу нужно перекладывать около четырех процентов водных сетей в год, но от этих процентов всегда перекладывается только десятая доля. Дмитрий Федотов считает, что для приведения сетей Саратовводоканала в нормативное состояние необходимо четыре миллиарда рублей и десять лет на реализацию этих работ. Заместитель главы администрации не исключил передачу предприятия в концессию. Вариант был предложен на минувшем заседании комиссии гордумы по промышленности, транспорту, связи и торговле.
Начальник управления ЖКХ регионального министерства строительства Михаил Вихляев в студии «Эхо Москвы в Саратове» заявил, что четырех миллиардов, конечно, не будет, но помощь поступит:
«Составлена муниципальная программа с финансированием из городского и областного бюджета на три года в объеме 600 миллионов рублей. За это время Саратовводоканал должен отремонтировать 50 километров собственных сетей. Всего на территории города таких сетей полторы тысячи километров. Бюджет МО «Город Саратов» выделит 300 миллионов, столько же выделит бюджет области. Эту краткосрочную программу планируется реализовывать, начиная с 2015 года».
В связи с водоканальным коллапсом и невозможностью его системного устранения губернатор пообещал повысить тарифы на водоснабжение и водоотведение, чтобы хоть как-то помочь Саратовводоканалу. Повышение ожидается в июне 2015 года.
– Есть обращение руководства Саратова, которое мы рассмотрим в самое короткое время. У нас есть комитет по регулированию тарифов, он будет это прорабатывать. В июне будет рассматриваться повышение тарифа по водоотведению и водообеспечению, чтобы Водоканал вышел на уровень рентабельности. Конечно, есть планка роста, за которую нам нельзя выходить, – отметил губернатор Валерий Радаев.
Губернатор сообщил, что правительство вместе с депутатами областной думы в срочном порядке выделяет из бюджета региона 100 миллионов рублей на решение проблем Саратовводоканала. Радаев заявил, что такие меры помощи предпринимаются впервые.
[кстати сказать]
Гидроудар по блестящим перспективам
Еще в 1999 году, когда Лариса Абрамова меняла на должности руководителя муниципального предприятия «Саратовводоканал» Николая Николаиди, она рисовала блестящие перспективы для этого предприятия. Дескать, в ближайшие годы будут заменены все магистральные сети. При этом городской ландшафт не пострадает, потому как есть же технологии подземной прокладки труб. То есть в одной точке механизм вгрызается в почву, а в другой входит на поверхность. При этом трубы будут прокладываться пластиковые, износостойкость которых велика, а срок службы бесконечен.
Елена Шабанова
Опытный и мудрый Николай Петрович грустно улыбался.
Возможно, на тот момент, в 1999 году, у Ларисы Васильевны был план, но потом заела рутина. И Водоканал продолжил рушиться. Сама госпожа Абрамова покинула предприятие не по собственному желанию в сентябре 2009 года. Произошло это после серьезной аварии, когда на насосной станции в поселке Дальний Затон произошел гидроудар. Без воды осталась треть Саратова, а причиной ЧП называли износ инженерного оборудования и коммуникаций.
Собственно, в СМИ не раз появлялись публикации о нарушениях и коррупционных схемах, применявшихся на предприятии, а хитом Рунета стало видео застолья, на котором женщина, похожая на госпожу Абрамову, говорит: «Мало, что ли, мы здесь воруем? Не наворуем на одно место депутатское?» Видео якобы было снято еще в 1999 году, на дне рождения главы Саратовводоканала. А в 2000 году Лариса Абрамова в очередной раз стала депутатом Саратовской городской думы и оставалась им до 2011 года.
Но и после ухода Абрамовой ситуация на предприятии не улучшилась. Руководители менялись, как перчатки, сети ветшали, как подорванные. На сегодняшний день вменяемой программы по оздоровлению нет. Есть споры и дискуссии, что делать с предприятием, передать ли его в областную собственность или отдать в концессию.