«Это будет не просто память»
В 2014 году исполнилось 100 лет со дня рождения Юрия Петровича Киселева, руководившего саратовским ТЮЗом более 50 лет. Юбилей мастера совпал с Годом культуры, которым 2014-й объявлен в Российской Федерации. Казалось бы, идея воссоздания исторического здания ТЮЗа в виде макета должна найти широкую поддержку. Но пока саратовский архитектор-энтузиаст творит уникальный макет в основном на заемные средства. И отчаянно нуждается в поддержке.
Сцену ТЮЗа изучал изнутри
Середина 60-х. Центр города. Дворик неподалеку от ТЮЗа, на пересечении улиц Вольской и Первомайской, в котором теснятся старые одноэтажные и двухэтажные дома. Погожий летний день. На веранде сидят три мальчишки. В калитку зашел седой мужчина, направился прямо к ним и спросил: «Ребята, а вы хотите пойти в театр?» Еще бы они туда не хотели! Один из пацанов, десятилетний Славка, был четвертым ребенком в учительской семье. Театр был непозволительной роскошью, как, впрочем, и для его друзей.
Мужчина, как волшебник, вручил пацанам три билета на постановку «Эй ты, здравствуй!»: «Сходите обязательно!» Они так и не выяснили имени незнакомца. Хоть друзья и не верили, что их пустят в театр, но пошли. В главных ролях были заняты молодые Юрий Ошеров и Светлана Лаврентьева.
Но больше всего Славу поразила сценография, хотя и спектакль запомнил наизусть. К театру Славка был близок. Его старший брат Юрий занимался во Дворце пионеров, в юношеском театре «Молодая гвардия» Натальи Сухостав. В этом коллективе сделали первые шаги в искусство Сергей Филиппов, Олег Табаков, Владимир Краснов, Григорий Цинман... Последний был самым близким другом Юрия Максимочкина.
Слава помнит, как Наталья Иосифовна пришла к ним домой, когда брат стал пропускать занятия в театре. Слава ее ужасно испугался: грубый голос, папироса в углу рта. Брата удалось вернуть в театр, после «Молодой гвардии» он поступил в театральное училище, выдержав конкурс – 84 человека на место. Вместе с Юрием в училище поступил Григорий Цинман, дружба стала еще крепче. А у Славы появилась возможность бывать в театре, на репетициях. Сцену ТЮЗа он изучал изнутри, мечтал оформлять спектакли. Сценографии в то время не учили. В профессию можно было прийти через архитектуру. К ней у Славы были нежные чувства, в архитектурном кружке во Дворце пионеров под руководством мудрого Николая Кузнецова он изучал архитектурные стили на примере Саратова.
Загадывал одно – сбылось другое
После школы Вячеслав поехал в Волгоград, в нашем политехе тогда не было архитектурного отделения. К этому времени в этот город переехал и старший брат. В саратовском ТЮЗе 60-х было два режиссера – Юрий Киселев и Вадим Давыдов. Последний перебрался в Волгоград, основал там театр юного зрителя. С собой Давыдов привез свой курс, который и довел до выпуска. Некоторых взял в свой театр, в их числе оказался Юрий Максимочкин. Всю свою жизнь он прослужил в Волгоградском ТЮЗе. А его друг, Григорий Цинман, учившийся у Киселева, остался в Саратове. Стал известным актером, затем режиссером.
Вячеслав Маскимочкин вернулся в Саратов молодым архитектором. Мечта стать сценографом не сбылась, сбылось другое: архитектура. В числе своих работ вспоминает макет театра оперы и балета, который и сейчас украшает фойе театра. Идея зародилась в 80-х, после большого ремонта театра, у директора Ильи Кияненко, поддержал его тогдашний председатель горисполкома Саратова Юрий Алексеевич Мысников. Макет поручили Вячеславу Максимочкину.
Это будет настоящий рассказ об утраченном здании
У архитектора Максимочкина – обостренное чувство любви к родному городу, его архитектурным особенностям. Жалеет об утраченных шедеврах, воссоздает некоторые из них в макетах. Например, собор Александра Невского.
Когда 2 октября 2012 года случился пожар в старом здании ТЮЗа, Вячеслав Евгеньевич был в Москве. Он сразу понял, что если не сделать макет старого театра, то память о нем окажется безвозвратно утраченной. Ведь после восстановления останется внешняя оболочка здания, всё остальное будет новоделом. Идея нашла горячую поддержку у худрука театра Юрия Ошерова. С начала года архитектор со своей командой работает над макетом: «Это будет не просто память, это будет настоящий рассказ о старом здании».
Творение близко к завершению. Установить его планируется в музее ТЮЗа в новом здании, напротив портрета Юрия Киселева. А сейчас макет занимает большую часть комнаты в маленькой квартирке архитектора.
Макет выполняется с высокой степенью детализации квалифицированными специалистами ООО «Архитектурная модель», руководимого Максимочкиным. По реставрационным чертежам. Надо видеть, с каким мастерством и любовью выполнены крошечные, с мелкую горошину, светильники в фойе и на лестницах. А люстра в зрительном зале будет гаснуть так же медленно, как и перед спектаклем, в течение двух минут.
Много времени и сил потребовалось на воссоздание фасада здания. Кропотливо подбирался размер глазурованных кирпичиков, согласовывался с рустовкой нижней части здания. Крышу покроют настоящей состаренной медью, как было на самом деле. А перед театром будут установлены два фонаря и афишная тумба, как в 50-х годах прошлого века. Можно будет заглянуть в мемориальный кабинет-музей Юрия Петровича Киселева, возглавлявшего наш ТЮЗ с 1943-го по 1995 год. Кабинет обставлен мебелью – стол, стулья, кресло, – выполненной в масштабе 1:50, как и сам макет театра.
Макет будет установлен на высоте одного метра над полом. Так, чтобы в самые интересные помещения и уголки театра было удобно заглянуть «маленьким людям», говорит Вячеслав Евгеньевич. Зрительный зал можно будет увидеть не только сбоку, в разрезе, но и глянуть на него со сцены. Это предложение худрука Юрия Ошерова: зритель сможет увидеть зал так, как его видят актеры.
У спонсоров появится счастливая возможность
Пока саратовскому зодчему Максимочкину в осуществлении проекта помогает лишь глава совета старейшин при ТПП Саратовской области Валентин Павлюков. Возможная помощь в реализации проекта обсуждалось в начале года на совещаниях – у президента ТПП Максима Фатеева, в министерствах промышленности и культуры, а также у председателя общественной палаты Александра Ландо.
Речь идет о сравнительно небольшой сумме – 800 тысяч рублей. Четверть из нее уже есть. По словам Валентина Павлюкова, два спонсора нашлись еще в начале года. Руководители ООО «ТОРЭКС – завод стальных дверей» Игорь Седов и ЗАО «Экономбанк» Александр Суслов приняли идею безоговорочно и перечислили средства.
Валентин Григорьевич собирается связываться с руководителями промышленных предприятий. Конечно, ситуация в экономике сейчас непростая. Но нужны ведь не миллионы рублей, и Павлюков верит, что найдутся желающие оказать посильную помощь.
Вячеслав Максимочкин надеется найти спонсоров среди известных артистов саратовцев, живущих сейчас в Москве. Загибает пальцы: Олег Табаков, Евгений Миронов, Владимир Конкин. Тут можно вспомнить и нашу землячку Валерию, есть еще Юлия Зимина, снискавшая славу в сериале «Кармелита». Может быть, депутаты Государственной думы от Саратовской области пожертвуют часть своей солидной зарплаты на благое начинание, рассуждает Павлюков.
У спонсоров, пожертвовавших деньги на нужное дело, будет возможность напомнить о своем предприятии: макет будет установлен на тумбе из цветного стекла, и каждому спонсору отведут площадь для размещения логотипа своего предприятия пропорционально материальному вкладу в проект. Желающие помочь в осуществлении интересного и нужного проекта могут обратиться в совет старейшин при ТПП по телефону 390-465.