О боли и стенаниях

Оценить
Власть и коммунальщики ищут способ выбить деньги из должников, чтобы остановить развал саратовской коммуналки

Как взыскать имеющиеся долги за жилищно-коммунальные услуги и впредь не допускать возникновения новых, в минувший четверг пытались понять в стенах Саратовской областной думы. Здесь проходил круглый стол о ликвидации задолженности перед ресурсоснабжающими организациями с участием всех заинтересованных сторон. Варианты решения проблемы искали депутаты областной и городской дум, чиновники профильного министерства и городских комитетов по вопросам ЖКХ, представители поставщиков ресурсов и управляющих жилищных организаций, прокуроры и полицейские и даже служба судебных приставов. Не хватало только представителей населения, которое многие считают главными виновниками обозначенной проблемы.

Главный вопрос взыскания: «Как?»

Долги за жилищно-коммунальные услуги на минувшей неделе обсуждались на разных уровнях и в разных масштабах. На заседании правительства РФ, например, прошедшем в тот же четверг, эта тема тоже поднималась. Дмитрий Медведев, глава российского кабинета министров, заявил, что общая задолженность за жилищно-коммунальные услуги в России по состоянию на 1 ноября уже перевалила за 132 миллиарда рублей.

Свою лепту в формирование этой суммы, как отметил заместитель министра строительства и ЖКХ Саратовской области Валерий Васильев, внёс и наш регион. Васильев назвал некоторые цифры, из которых сложилась саратовская задолженность. Например, за газ потребители на сегодняшний день должны 1 миллиард 214 миллионов рублей. Здесь же учтён долг предприятий и организаций, финансируемых из бюджета. Их задолженность, по словам замминистра, составляет 226 миллионов рублей. В том числе 2 млн рублей должны федеральные структуры, 14,5 млн рублей – областные и 208 млн рублей – местные.

Долги населения по полному спектру жилищно-коммунальных услуг в целом по области составляют 3 миллиарда 207 миллионов рублей. Причём только Саратовводоканалу население задолжало 652,8 миллиона рублей из 777,9 миллиона общей суммы кредиторской задолженности муниципального предприятия, а 104,1 млн рублей приходится на предприятия ЖКХ.

Государственное унитарное предприятие Саратовской области «Облводоресурс» ждет от потребителей 188,7 млн рублей (75,1 млн рублей – от предприятий ЖКХ, 44 млн рублей – от населения).

Валерий Васильев заверил, что работа по сокращению суммы задолженности в минЖКХ ведётся беспрерывно, практически четыре дня в неделю этому вопросу уделяется внимание. И результат от этих усилий, по словам замминистра, есть. Но не такой, каким его хотелось бы видеть. Так, например, задолженность населения удалось сократить на 387 миллионов рублей с начала года.

При этом Васильев отметил, что практически единственным инструментом взыскания задолженностей в настоящее время являет суд. Но этот метод, как показывает практика, недостаточно эффективен, и нужны дополнительные рычаги. «Я бы добавил в Административный кодекс статью за нарушение платежной дисциплины как таковой. Нынешняя ситуация с долгами ведет к финансовому краху предприятий, которые работают на рынке коммунальных услуг. У нас уже есть случаи банкротств», – сообщил Васильев.

По его словам, те меры, которые планирует принять Государственная дума в рассматриваемых в настоящее время законопроектах, желаемого результата тоже не обещают. Речь идёт о предложении повысить пени за просрочку платежей до 17%, фактически приравняв долг за коммуналку к пользованию коммерческим кредитом, а также ввести запрет на сделки с имуществом для должников, пока не будут погашены долги за ЖКУ.

По мнению саратовского чиновника, в случае увеличения пени суммы задолженностей вырастут в разы, а метод взыскания при этом останется прежним, то есть неэффективным. «Вопрос: как мы будем взыскивать эти деньги?» – заявил Васильев.

Должны все, должны друг другу

Ответственность за взыскание долгов по решениям суда традиционно лежит на Федеральной службе судебных приставов. Главный судебный пристав Саратовской области Олег Ткаченко на заседании круглого стола прочитал подробный доклад о тяготах работы простого судебного пристава и её якобы блистательных результатах. В частности, он отметил, что в настоящее время в производстве его ведомства находится свыше 22 тысяч дел по взысканию в общей сложности 1 миллиарда 5 миллионов рублей. Ткаченко пояснил, что это задолженность за тепло, и большинство должников – юридические лица.

Однако его рассказы о том, что приставам порой очень сложно выполнять работу ввиду неуловимости или нищеты должников, выглядели как оправдания и участникам круглого стола вскоре наскучили. Технический директор Саратовводоканала Юлия Медведева предложила перейти от отчётов и сухой статистики к практической части мероприятия – поиску конкретных и реальных механизмов возвращения недоплаченных потребителями средств за коммунальные ресурсы.

Медведева обратила внимание также и на тот факт, что пытается бороться с задолженностями собственными силами – не только через суды, но и через коллекторские агентства и через реструктуризацию долгов своих потребителей.

А выигрывая суды по взысканию долгов, предприятие, по её словам, получает исполнительные листы. На этом процесс стопорится. Взыскания не происходит.

По состоянию на 1 ноября задолженность потребителей перед Саратовводоканалом достигла уже 819 миллионов рублей. При этом суды вынесли решений о взыскании на 573 миллионов, а исполнительных листов подписано на сумму в 371 миллион рублей. Реально взыскано при этом менее 100 миллионов.

Расценив это заявление как «камень в свой огород», глава регионального управления ФССП Олег Ткаченко напомнил Медведевой, что Саратовводоканал и сам является должником за энергоресурсы, в частности перед ОАО «Саратовэнерго». И чтобы доказать, что приставы работают хорошо, обещал Водоканалу скорое взыскание долгов с него.

«Давайте уже перестанем мериться тем, кто лучше работает, – предложила в ответ Юлия Медведева. – И перейдём уже к главной цели сегодняшней встречи».

«Посадки» – тоже механизм

Сформировать конкретные предложения по механизмам борьбы с долгами оказалось сложнее, чем просто о них рассказывать. Инструментов взыскания денег придумать так и не смогли, поэтому решили порассуждать о том, как предотвращать наращивание сумм задолженности и вообще исключить возможность образования долга.

Поначалу участники круглого стола пытались определить, где кроется их «главный враг». То есть найти то место, в котором задолженность начинает формироваться. Свалить всё на население не удалось. Собственная статистика жилищно-коммунальных организаций показывала, что собираемость платежей с конечных потребителей, то есть с граждан, составляет в среднем по региону 95%. Так что заявлять о том, что 3 миллиарда рублей накопились у населения в качестве долга из-за 5% недобросовестных плательщиков, никто не решился.

Правда, неплатежи населения объяснить всё же попытались. Неплатёжеспособность некоторых потребителей из числа граждан – далеко не единственная и не главная причина, как выяснилось на заседании. По словам представителей прокуратуры Саратовской области, многие люди не оплачивают коммунальные счета, потому что «не понимают, за что они должны платить».

Много вопросов у населения вызывают, в частности, начисления по общедомовым нуждам. Прокурорские проверки начислений по заявлениям некоторых обратившихся, показали, что незаконно с граждан пытались взять 31 миллион рублей. Эти факты, как говорят в прокуратуре, вызывают недоверие населения и к правильности прочих начислений.

Депутат городской думы Дмитрий Кудинов, обращаясь к правоохранительным органам, очень эмоционально потребовал от них другой информации. Он призывал к конкретным предложениям по изменениям в законодательство, если таковые требуются.

«Вы что, не понимаете?! Скоро все останутся без воды, без тепла, без электроэнергии! Я никого не хочу пугать, но у нас по водоканалу число ежемесячных аварий с 40 выросло до 250. Это уже всё – край, предел, дальше уже некуда, – кипел Кудинов. – И у МВД, и у прокуратуры есть право законодательной инициативы. Обращайтесь к нам, говорите, что нужно менять? Пока что вы – и полиция, и прокуратура – занимаетесь отписками. Сколько уголовных дел вы завели в ЖКХ, сколько людей посадили? Миллионные долги просто списываются. У нас всё развалится просто!» – уже кричал депутат. На просьбу успокоиться и умерить пыл Кудинов не менее эмоционально пояснил, что так он заявляет «о своей боли и стенаниях».

Сделаем вид и оставим как есть

Никаких новых идей по поводу того, как остановить рост задолженности за коммунальные услуги и не допустить возникновения долгов вообще, в рамках прошедшего круглого стола высказано не было. Участники совещания сошлись на том, что действующий в России Жилищный кодекс не способствует борьбе с должниками, потому что не определяет степень их ответственности. Хотя, по общему мнению присутствовавших на встрече экспертов, необходимо усиливать не только ответственность собственников за нарушение платежной дисциплины, но и контроль над деятельностью управляющих организаций. Именно в УК чаще всего безнадёжно теряются деньги, даже при условии, что большая часть населения свои счета оплачивает вовремя и в полном объёме. В качестве довода было приведено уголовное дело в отношении ООО «Расчетный платежный центр» и хищения 500 миллионов рублей, над которым в настоящее время работают следователи.

«В деле фигурируют только две компании, а похищенная сумма составляет уже полмиллиарда. При этом общая сумма задолженности – около трех миллиардов рублей. Возникает вопрос: сколько всего таких случаев?» – поинтересовался Сергей Нестеров, депутат областной думы, председатель комитета жилищной, строительной и коммунальной политики и ведущий мероприятия.

Ещё один аргумент против посредничества УК в финансовых отношениях между ресурсопоставщиком и потребителем и в пользу перехода к прямым договорам между ними такой: нередки примеры, когда «одна крупная компания распадается на десять мелких, и деньги уходят неизвестно куда».

Участники совещания в очередной раз убедились, что тщательного пересмотра требуют сегодняшние федеральные законы, регулирующие взаимоотношения в сфере ЖКХ. Сергей Нестеров пообещал, что все высказанные на встрече мнения, идеи и предложения аппаратом его комитета будут доработаны и направлены во все заинтересованные структуры. Другими словами, бумаг прибавится, а ситуация останется прежней.