Спасибо бюджету, хотя и дефицитному
Наша цель – сбалансированность или бездефицитность бюджета – отодвигается по времени, сказал Николай Семенец. Дело в том, что, утверждая бюджет 2013 года, заявляли, что к 2016 году бюджет будет бездефицитным, но, как опять же сказал депутат Семенец, жизнь вносит свои коррективы. И еще Николай Яковлевич сказал, что сегодня принимается основной финансовый закон года. Речь шла о законе об областном бюджете на 2015 год и плановом периоде 2016-го и 2017 годов, который принимался на очередном, 31-м заседании Саратовской областной думы в среду, 26 ноября.
Как стало заведено в несколько последних лет, закон приняли сразу в двух чтениях. Но двумя постановлениями. 23-м пунктом повестки дня значился вопрос о принятии закона о бюджете в первом чтении, а пунктом номер 24 – о принятии во втором чтении. Эти ритуальные танцы с бюджетом вызваны лишь необходимостью выполнять некий, уже утративший смысл, но не силу нормативный акт.
Когда-то на доработку, шлифовку, утруску, урегулирование, согласование бюджетных показателей областной думе отводилось два месяца. Эти два месяца работала согласительная комиссия. Работала шесть дней в неделю по 8–10 часов. Исключение составляла суббота, тогда комиссия трудилась в щадящем режиме, часов до четырех. Понятно, в те сложные времена бюджет был слаб, денег не хватало катастрофически, задерживались заработные платны врачам и учителям... Не то что сейчас.
Хотя... Николай Семенец говорил что-то о сложных экономических условиях...
Но, собственно, правительству и депутатам виднее. Раз работала согласительная комиссия с 5-го по 11 ноября (минус два выходных?), раз принимают бюджет сразу в двух чтениях, значит так и надо.
Последний камень
Собственно, принятие бюджета уже стало если не профанацией, то ритуалом. Да, некие цифры утверждают, сводятся прогнозные показатели, определяются бюджетополучатели. Рассчитываются доходы, исчисляются расходы. Понятно, доходы и расходы уже давно не совпадают, потому как у нас там, где кушают, – пошире, а где думают, то есть производят, – поуже. Чтобы снивелировать эти неровности, берутся кредиты. При губернаторе Павле Ипатове это считалось недостатками руководства, при губернаторе Валерии Радаеве – вынужденной мерой.
Но речь, собственно, не об этом. А о том, что при формировании и утверждении годового бюджета изначально соблюдались некие традиции. Например, те же два обязательных, не подлежащих объединению в один документ чтения. Работа согласительной комиссии – это тоже часть ритуала.
Таким же ритуалом были обязательные два доклада – министра финансов и председателя бюджетного комитета. А потом обсуждение законопроекта. Потому как не все депутаты ходят на заседание согласительной комиссии, а о ситуации с бюджетом знать они вроде как обязаны все поголовно.
Так вот, доклада министра финансов Александра Выскребенцева не было. Как не было на думском заседании и самого министра. Наверняка Александр Юрьевич отсутствовал по уважительной причине. Но за двадцать лет деятельности Саратовской областной думы это первый случай отсутствия министра финансов в день принятия бюджета (правда, и для Выскребенцева такое заседание – первое в его министерской карьере).
Отдувался за двоих Николай Яковлевич Семенец – аксакал, думский старожил и вообще человек, который руководил всеми думскими комитетами, за исключением разве аграрного. Короче, трудностей с докладом у него не возникло. Более того, за президиумом повесили экран, на котором демонстрировали основные бюджетные показатели.
Одна из таблиц демонстрировала основные показатели бюджета. Так, доходы в 2015 году составят 67263,9 млн рублей, а 2016-м – 6845,2 млн рублей, 2017-м – 47854,8 млн. Расходы в 2015-м – 72063,9 млн рублей, в 2016-м – 71695,9 млн рублей, в 2017-м – 76768,2 млн рублей. Дефицит, соответственно, в следующем году составит 4,8 млрд рублей, в 2016-м – 3,25 млрд, в 2017-м – 1,91 миллиарда.
Николай Семенец поведал, что в ходе работы над бюджетом достигнуты реальные показатели доходов и заложены минимальные потребности. Но они, эти минимальные потребности, дадут возможность существовать. А еще Николай Семенец сказал, что практика показывает, что некоторые вопросы, которые нельзя решить в ходе формирования бюджета, решаются в ходе его исполнения.
Есть в утверждаемом бюджете новация, а именно условно утвержденные расходы. То есть деньги, не распределенные по статьям и разделам. Как будут расходоваться эти условно утвержденные средства, Семенец не сказал, зато назвал суммы. В 2016 году условно утвердятся 1,678 млрд рублей, а 2017-м – 3,471 млрд, это 2,5 и 5 процентов бюджетных расходов соответственно.
Надо сказать, что суммы на эти свободные «условно утвержденные» расходы записаны весьма внушительные – это раз. Два – теоретически в 2017 году должны состояться выборы губернатора.
У депутатов вопросов к докладчику не было. За исключением коммуниста Афанасьева. И это тоже традиция, которая изживает себя. Потому как Сергей Николаевич задал ожидаемый вопрос, «когда перестанут приостанавливать законы, предоставляющие льготы», а потом сообщил, что будет голосовать против бюджета. Поскольку формулирует коммунист плохо, а в этот раз он пришел на заседание простуженным и говорил совсем невнятно, то отвечать на его вопрос просто не стали.
А в это время
Но до следующего, 2015 года надо дожить. Не говоря уже о 2016-м и 2017 годах. А пока мы живем по закону об областном бюджете 2014 года. Этот закон с завидным постоянством корректируют на каждом думском заседании. В отсутствие министра Выкребенцева об очередных изменениях в региональной казне рассказывал его первый заместитель Виктор Осокин.
Итак, в целом расходы и доходы бюджета увеличены на 382,3 млн рублей.
Но на заседании комитета, которое состоялось в минувший четверг, речь лишь о 12,8 миллиона. Но потом подоспели 395 миллионов федеральных денег.
А дальше начинаются ребусы. Потому как в письме губернатора Радаева к председателю думы написано буквально следующее: «В доходной и расходной части областного бюджета отражены федеральные средства на поддержку сельского хозяйства в размере 395,0 млн рублей. За счет перераспределения бюджетных ассигнований предусмотрены средства на поддержку сельского хозяйства и спортивных организаций в размере 13,0 млн рублей и 30,0 млн рублей, возмещение выпадающих доходов от применения регулируемых тарифов – 2,0 млн рублей, приобретение транспортных средств на газомоторном топливе – 4,3 млн рублей, погашение кредиторской задолженности – 5,1 млн рублей».
Это всё заключительная часть марлезонского балета. А в первой его части, которую смотрели на заседании комитета, речь шла о средствах федерального бюджета «на поддержку экономически значимых региональных программ в области растениеводства 20,5 млн рублей, выплаты при рождении третьего и последующего детей 68,4 млн рублей, оплату санаторно-курортного лечения отдельным категориям граждан 6,3 млн рублей» и так далее. То есть эти деньги к нам пришли.
А еще «учтено уменьшение федеральных средств на приобретение элитных семян на 14,5 млн рублей, средств Фонда содействия реформированию Жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фона на 104,7 млн рублей». И еще немного по мелочи. Эти деньги у нас забрали.
Дальше – лучше. Оказывается, в бюджете случилась экономия. И сэкономленные средства направлены на предоставление жилья детям-сиротам (19,6 млн рублей), выплату по ипотечным кредитам (50 млн рублей), оплату налогов, взносов и почтовых отправлений 92,4 млн рублей), а также на реализацию гарантий гражданским государственным служащим – 21,8 мнл рублей.
Не место для дискуссий
Отчего-то депутатов совсем не интересовало, почему у региона забрали деньги на переселение людей их ветхого жилья, коего только в одном областном центре в избытке. Коммунист Афанасьев не спросил, почему гарантии госслужащих свято блюдут, а льготы ветеранам не возвращают. Нет, наверняка и у Виктора Осокина, и тем более у Николая Семенца, не говоря уже о Валерии Радаеве, ответы на эти вопросы нашлись. Но это оказалось никому не интересно.
Теперь нелирическое отступление.
Есть подозрение, что в областной думе появляется новая традиция. На заседания приглашают студентов саратовских вузов. Взамен полноценного учебного дня студенты сидят в зале заседаний. Наверняка предполагалось, что будущие юристы и управленцы (как правило, в думу запускают студентов юридического университета и института управления (бывший ПАГС), должны с трепетом наблюдать за сложным процессом законотворчества.
Ближе к середине заседания студенты, сидящие рядом, робко поинтересовались у меня, почему никто ничего не спрашивает и никто ничего не обсуждает. Пришлось кратко объяснить им про «не место для дискуссий» и вертикаль власти. Подозреваю, что авторитета вертикали это не добавило.
Но это были любознательные студенты, которые надеялись что-то понять. Большинство же школяров все два часа думского засдения радостно пялились в гаджеты, делали селфи или общались с соседями.