Российские Жадные Дороги
ОАО «РЖД» сдаёт в аренду подвижной состав для пригородных поездов по завышенной цене, причём подобная ситуация складывается во всех регионах РФ. Об этом рассказал на минувшей неделе в ходе пресс-конференции региональный министр транспорта и дорожного хозяйства Николай Чуриков. Заявление объясняло сокращение пригородных поездов, продолжающееся в Саратовской области уже не первый год.
Чуриков подготовил журналистов к сенсации. Сказал, что в последнее время в СМИ появился ряд публикаций, где говорилось, что пассажирские маршруты закрываются по вине областного правительства, не оплачивающего разницу в тарифах. «В связи с этим я хотел бы рассказать, как в действительности обстоит ситуация», – заинтриговал министр.
На рынке пригородных железнодорожных перевозок в Саратовской области действует три компании, однако основную долю рынка занимает ОАО «Саратовская пригородная пассажирская компания» (СППК), учредителями которой являются ОАО «РЖД» (51% акций) и правительство области (49% акций). По словам Чурикова, в связи с тем что контрольный пакет акций принадлежит государственной РЖД, СППК позиционирует себя именно как её структурное подразделение. «Ситуация с пригородными железнодорожными перевозками на сегодняшний день имеет ряд недостатков, – заметил Чуриков. – Эта ситуация далеко не нашей области, а всех регионов, и гораздо глубже и сложнее, чем представляют её руководители пассажирской компании».
По словам чиновника, более 80 процентов всех затрат СППК относятся на аренду подвижного состава, арендуемого у РЖД по завышенной цене. Чуриков пояснил, что областным комитетом по тарифам по федеральной методике рассчитывается «экономически обоснованный» тариф, в котором уже заложена рентабельность, однако РЖД с этими расчётами несогласно и выставляет свой тариф – вдвое дороже. При этом обосновать его не может.
«Наш региональный комитет по тарифам, как и такие же комитеты по всей России, хочет понимать, насколько прозрачна та ставка аренды, которая туда закладывается, – пояснил первый заместитель министра по транспортному комплексу Андрей Дармограй. – Но по факту просто предъявляются суммы, которые ежегодно увеличиваются на десятки процентов».
В противовес была приведена одна из частных транспортных компаний, осуществляющая небольшую долю перевозок в регионе: она также арендует подвижной состав у РЖД, но тем не менее соглашается с расценками, рассчитанными комитетом по тарифам. По мнению чиновников, РЖД завышает тарифы, потому что терпит убытки по всей стране и вот стремится компенсировать их за счёт регионов. Как пояснил Чуриков, сейчас затраты на перевозку одного пассажира железнодорожным транспортом в десятки раз превышают затраты на перевозку автобусом.
Министр пояснил, что СППК следует заниматься оптимизацией своей затратной части. Говоря об этом, Чуриков заметил, что средняя зарплата в компании превышает 40 тысяч рублей, в то время как в среднем по области этот показатель составляет всего лишь чуть более 20 тысяч. Чиновников областного правительства вывело из себя заявление премировать руководство компании, несмотря на сложившуюся ситуацию. В областном правительстве это считают «неправильным».
Областное правительство попросило СППК обратиться к РЖД с просьбой о снижении тарифов, но в ближайшем будущем, по словам Чурикова, расценки на пригородные перевозки «несколько увеличатся». Прогнозируют, что тариф повысится с 15 до 17–19 рублей. Как считают в министерстве, этого вполне должно хватить, чтобы не сокращать пригородную сеть маршрутов.
«Сам процесс отмены маршрутов в одностороннем порядке – тупиковое направление, – пояснил Дармограй. – Законодательство выстроено, как бонус для перевозчика: чем больше он перевёз пассажиров, чем больше сделал для того, чтобы повысить качество обслуживания и увеличить объёмы перевозок, тем больше он получит субсидий из бюджета. Здесь они лишают сами себя источника дохода. Сокращая маршрут, они получают ещё большую затратную часть, повышают себестоимость, в итоге получается абсолютно бессмысленная дальнейшая работа компании».
Как пояснил министр, если в дальнейшем СППК не будет прислушиваться к рекомендациям правительства, то, «скорее всего», компании не станет, и акценты в области будут смещены в сторону независимых от РЖД частных перевозчиков.
Всего железнодорожным сообщением в области охвачены 266 населённых пунктов в 33 муниципальных районах, при этом 90 из них не имеют пригородного автомобильного сообщения. Железнодорожное сообщение нарушено сейчас с Калининским, Петровским, Новобурасским и Базарно-Карабулакским районами. «Расписание движения пригородных поездов было согласовано со всеми тремя компаниями – было 106 графиков на начало года, – пояснил Дармограй. – На сегодняшний день всеми компаниями отменено 43 процента этих графиков».
Речь не идет о сезонных «дачных» направлениях, количество поездов по которым регулярно сокращается и увеличивается в плановом порядке.
Ответ железнодорожников министру, который, по словам представителя пресс-службы управления Приволжской железной дороги, «нёс пургу», читайте в следующем номере. Они уже сообщили, что на днях состоится пресс-конференция с участием представителей ОАО «РЖД» и СППК.