Сиди уж дома
С 2005 года россияне обрели новогодние каникулы. В этом году многие россияне, привыкшие встречать Новый год за границей, предпочли остаться дома. По сообщению газеты «Ведомости», в октябре и ноябре – в традиционный пиковый период бронирования турпоездок на длинные новогодние праздники – российские туроператоры недосчитались почти половины продаж.
Основная причина – резкий рост курса доллара и евро к рублю: зарубежные туры стали дороже даже при неизменном ценнике поставщиков, считает коммерческий директор Tez Tour Александр Буртин.
К ноябрю падение спроса на зарубежные туры достигло 30–50 процентов, резко уменьшилась и «глубина продаж»: люди стараются оплачивать поездку в последний момент, говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. Туристы оказались меж двух огней: с одной стороны, им надо скорее оплатить путевку, пока валюта не подорожала еще, а с другой – они боятся покупать тур заранее, опасаясь банкротства туроператора.
Мы попросили руководителей турфирм ответить на вопросы:
1. Почувствовали вы кризис в отрасли?
2. Много ли ваших клиентов пострадало от банкротств туроператоров?
3. Меньше ли стало туров на Новый год?
4. Перераспределение направлений отдыха – выбор азиатских стран или внутреннего туризма?
Татьяна Антипина, директор турфирмы «Покровск-Тур»:
1. Конечно, число клиентов в этом году уменьшилось. Летом мы это особо не ощущали, но в сентябре число туристов резко упало. Особенно по автобусным турам, которые мы организуем как оператор. Снизилась и реализация загрантуров.
2. Летом, когда было массовое банкротство туроператоров, у нас был только один пострадавший от туроператора «Роза ветров». С него принимающая сторона потребовала дополнительно 400 евро за размещение на курорте. После возвращения с отдыха специалисты «Покровск-Тура» помогли ему собрать пакет документов для обращения в страховую компанию – гаранта туроператора. И затраченные сверх оплаты тура средства ему вернули.
Мы не ощутили запрета на выезд работникам силовых структур и ведомств. У нас оформлял загранпоездку полицейский, но когда им рекомендовали не выезжать за пределы России, он расторг договор, деньги ему вернули.
3. Вообще число проданных туров снижалось с 2008 года. Думаю это связано не только с ростом конкуренции на рынке туристических услуг, но и с общей экономической ситуацией в стране. Стало сложнее работать именно туроператорам. Нас обязали заключать договор со страховой компанией, каждый год мы собираем пакет документов, чтобы продлить свидетельство. А турагентам достаточно просто встать на учет в налоговой инспекции, даже не подтверждая квалификацию своих работников. С 2012 года турагент должен уведомить о своей деятельности Роспотребнадзор.
Число реализуемых новогодних туров в этом году снизилось больше чем в два раза, по сравнению с предыдущим годом. Туры по России сейчас востребованы больше, чем заграница, но и их число стало меньше.
4. Самыми популярными зарубежными направлениями остались Египет и Таиланд, где как-то сдерживаются цены. Из-за роста валют по Европе раскупаются самые дешевые автобусные туры.
У нас есть постоянные клиенты, но и из них многие отказались от зимнего отдыха. Самые востребованные направления по России – это Санкт-Петербург и южное направление – курорты Краснодарского края Сочи, Анапа. Крым в этом году оказался менее востребованным, чем в 2013-м, когда полуостров входил в состав Украины. Есть спрос на путевки в санатории: здесь традиционно лидирует направление Кавказских Минеральных Вод.
Белла Гордеева, директор Саратовского бюро путешествий:
1. Конечно, мы ощутили кризис в туристической отрасли. Особенно большой спад по загрантурам пришелся на вторую половину лета, когда начали «сыпаться» крупные туроператоры. Люди просто стали бояться ездить. Усугубляет ситуацию постоянный рост курса доллара и евро. В таких обстоятельствах отдыхать стало накладно. Ведь раньше средний зарубежный тур стоил 50–60 тыс. рублей, теперь надо выложить 80–90 тыс. рублей.
При этом число туров по России не растет. Такое впечатление, что те, кто привык отдыхать за границей, просто отказываются от отдыха.
Конечно, стараемся находить альтернативу заграничному отдыху. Наше главное направление еще со времени основания бюро в 1962 году – продажа речных круизов. Можно сказать, что это наше «коронное блюдо». Здесь ощутимого спада не было, рассчитываем, что путешествия по Волге будут востребованы и в дальнейшем.
3, 4. Число проданных нами новогодних туров упало больше, чем в два раза, это и зарубежный, и внутренний туризм. Самые востребованные заграничные направления на текущий момент – Таиланд и Египет. Многие туристы ждут горящих туров, ведь в эти страны визы заранее оформлять не нужно. За неделю до вылета цены, как правило, снижаются на 20–30 процентов, но гарантировать ничего нельзя. Желающих встретить Новый год в Париже или Праге практически нет.
Дмитрий Анпилогов, директор ТК «Лагуна Тур»:
1. Туризм – такая отрасль, где кризис чувствуется в первую очередь. У меня друг работает в Вашингтоне, так он говорит, что по числу туристов там судят о состоянии экономики в стране и в конкретных регионах. Надо жить по средствам. Начало этого сезона было для нас безоблачно, ведь у нас появилось много новых партнеров-туроператоров с интересными предложениями. Появились перелеты из Саратова до Барселоны, Римини. До августа у нас был рост по реализации туров. Но на рынке сказывается запрет на вояжи за границу для госслужащих.
Туризм жив и будет жить, потому что многие люди, которые могут позволить себе отдых за границей, грустят из-за внешнеполитической обстановки. Думают: вдруг последний раз? И покупают туры.
2. В результате банкротства туроператоров у нас пострадала одна женщина от туроператора «Нева». 30 человек – урожай «Лабиринта». Всем мы вернули агентское вознаграждение (хотя по закону не обязаны), помогли собрать документы для обращения к туроператорам.
3. Снижение по продажам новогодних туров – примерно 40 процентов. Но в связи с тем что реализуемые путевки стали дороже из-за роста валют, объем выручки не уменьшился. И еще на объеме продаж сказывается число путешествий: кто-то отдыхал шесть раз в год по неделе, теперь – четыре.
4. Наши клиенты по-прежнему выбирают различные направления. Кто хочет сэкономить, снижают уровень обслуживания – звездность гостиниц, класс перелета. Что касается внутреннего туризма, то за тройной рост продаж по сравнению с прошлым годом нас наградил туроператор, который занимается Россией. Недавно к нам приезжала делегация из Крыма. Планируем «взять» Крым.