Год дорог в век бездорожья
Возможности муниципалитетов по осуществлению своих полномочий по ремонту и содержанию дорог ничтожны. Об этом совершенно очевидном факте сказал президенту Владимиру Путину на заседании президиума Госсовета губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. Госсовет был посвящен вопросам совершенствования сети российских автодорог и состоялся в начале октября.
Но в Саратовской области и в конце ноября об этой проблеме не задумываются. Говорят, что плохо, конечно, но что же делать, если денег на всех не хватает. И тут уж так – или в распоряжение области все деньги на дороги отдать, или в муниципалитеты. Формируются-то фонды из одних и тех же источников. И вот придумали наши чиновники и депутаты регионального уровня сосредоточить деньги в одних своих руках. А муниципалитетам цинично приказали «работать» с предпринимателями. Механизма такой работы официального нет. Но несколько месяцев назад губернатор Валерий Радаев на встрече с лучшими сельхозпроизводителями уже озадачивал передовиков крестьянского труда тем, что каждый из них должен сделать в своей округе хотя бы одну дорогу. При этом, как эта дорога будет оформляться, тогда не говорилось. И сейчас тоже об этом чиновники и депутаты молчат. Хотя поговорить есть о чем.
Вот на том же президиуме Госсовета 8 октября перед Владимиром Путиным губернаторы поднимали вопрос мощения сельских дорог щебнем из местных карьеров. Говорили президенту, что нужно законодательно разрешить местным администрациям пользоваться природными богатствами, не усложняя дело лицензионными соглашениями с государством. Сегодня они требуются неукоснительно, и из-за этого щебень на сельские даже дороги приходится возить иногда аж из другого региона. И он по цене превращается в мраморную крошку.
Еще на президиуме, когда заговорили о пустых дорожных фондах муниципалитетов, предложили добавить по рублю дополнительному на топливный акциз. И сделать этот рубль уж точно муниципалитетным. Президент обещал над всеми этими предложениями подумать. И вот по идее думать обо всем этом нужно и нашей региональной управленческой элите. Но вот вторые дорожные слушания проходят, а эти вопросы никто не поднимает. Всё деньги делят. Их еще по факту нет. А за ними уже очередь.